СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционные образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютерные технологии в образовательном процессе сегодня уже приобрели существенное значение. Вопрос о качественной организации учебной и самостоятельной работы учеников с каждым днем становится более актуальным. Сегодня очень сложно представить современный учебный процесс без использования компьютерных технологий и программных электронных средств.

Внедрение дистанционных обучающих средств в образование создает новые педагогические инструменты, которые предоставляют разные возможности не только учителям, но и обучающимся. При этом преподаватель имеет нестандартные дополнительные функции преподавания, а самостоятельная учебная деятельность учащихся, как неотъемлемая часть учебного процесса, значительно расширяется.

В концепции создания и развития дистанционного обучения в Законе Российской Федерации «Об образовании» №273 (статья 16) приводится следующее определение: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся между собой, а так же с преподавателем.

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. №2 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» гласит:

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в дистанционном методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • при заочной (экстернатной) форме обучения;
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;
  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В интернет - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал).

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии и др.). В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.

Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету. Многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания (т.к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционные технологии в школе, можно добиться неплохих результатов.

Дистанционное обучение позволяет участникам образовательного процесса:

  • организовать курсы по любой образовательной дисциплине;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • организовать олимпиады по предметам;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  • учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  • решать психологические проблемы учащихся;
  • снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  • правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  • расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  • проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

В качестве проблем и недостатков, сопровождающих дистанционную форму обучения, можно выделить:

  • Слабая готовность педагогов. Учителя общеобразовательных учреждений демонстрируют слабую готовность к реализации учебного процесса, опосредованного компьютерными каналами связи. Дистанционное обучение требуют от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий. Но это не должно тормозить его развитие, т.к. каждый педагог имеет возможность пройти курс обучения и научиться пользоваться современными технологиями.
  • Ещё одна проблема связана с отсутствием финансово-экономических механизмов организации дистанционного обучения обучающихся в школе. Каждый дистанционный ресурс требует денежных затрат. Необходимо ежемесячно оплачивать хостинг (площадка ресурса размещенного в интернете) или приобрести свой собственный сервер, расширять объем пространства дистанционного ресурса, приобретать дополнительные возможности для развития.
  • Нельзя не затронуть и проблему технической готовности школы к реализации дистанционного обучения: Качественный интернет и его доступность каждого участника учебного процесса и обеспеченность компьютерной техникой.
  • Так же очень важна высокая самодисциплина, организованность и мотивированность, без которых дистанционное обучение практически невозможно. Впрочем, отсутствие интереса и самомотивации обрекут любое обучение на провал, независимо от его формы.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения.

Категория: Всем учителям
24.03.2020 21:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!