СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность учителя по формированию личностных УУД в начаоьной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учителя по формированию личностных УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО.

В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том, чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.

Каждый человек в жизни играет социальные роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть  социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданами нашей страны.

  1. Определение личностных  УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

?       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

?       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

?       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.  

3. Выделяют 2 группы личностных  УУД.

1). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

1.       идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

2 .     проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

3 .     проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

4.       различать основные нравственно-этические понятия;

5.      соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);

6.      анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

7.       оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

8.      мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

 

2). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

1.       воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

2.      выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

3.       оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

4.      применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.  

Для того чтобы сформировать личностные  УУД я опираюсь на примерный план.

4. Примерный план формирования  личностных  УУД.

Литературное чтение  

-работа с текстом литературных произведений;

- прослеживание судьбы героя;

- сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;

- отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;

- выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.

Например, изучая произведения Б. Заходера, дети сравнивали образ « Я» с героями литературного произведения, отождествляя себя с героями, сопоставляют разные позиции и мнения.

На уроке «Мои друзья герои сказок»,  изучая авторские и народные сказки, дети выполняют задания придумать героя и сочинить про него сказку. На данном этапе урока формируются личностное УУД - выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. В результате был создан коллаж           « Герои новых сказок».  Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

На уроках окружающего мира мы формируем:     

- становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;

- формирование основ исторической памяти;

- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения;

На уроке «Жизнь птиц весной» дети разрабатывали проект  скворечника и  - формировались основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения.

         Изобразительное искусство:

- формирование толерантности, эстетических ценностей и вкусов, творческого самовыражения, способствующий развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся. 

- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов.

У нас в классе живет хороший друг - клоун Клепа, который становится героем многих уроков. На уроке изобразительного искусства «Портрет друга» Клепа рассказал ребятам о своем друге. На уроке формировалось чувство толерантности, и построения дружеских отношений. Дети дали определение  – Каким должен быть хороший друг.

Технология:       

Самоопределение;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей       

Ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.                                    

5. Способы формирования личностных УУД-

-формирование у ребенка важности и значимости нравственного выбора в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;

-организация системно-деятельностного подхода, в рамках которого обучающиеся могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд;

-обучение школьников примерам работы в группах, показывая как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогая решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного воздействия;

-развитие у учащихся навыков и способов выражения своих мыслей, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

-обучение искусству спора; оказание помощи ребенку в выстраивании индивидуального маршрута, создание ситуации успеха.

 

6. Критерии оценивания личностных  УУД.

 

Личностные УУД

 

Критерии оценивания

 

Типовые диагностические задания для учащихся

 

Внутренняя позиция школьника

 

  • положительное отношение к школе;
  • чувство необходимости учения;
  • адекватное содержательное представление о школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.

 

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

 

Самооценка (дифференцированность, рефлексивность)

  • широта диапазона оценок;
  • представленность в «Я-концепции» социальной роли ученика;
  • рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Методика «Кто Я?» (М.Кун)

Мотивация учебной деятельности

  • Сформированность познавательных мотивов;
  • Интерес к новому;

Сформированность социальных мотивов.

Методика «Незавершенная сказка» (проба на познавательную инициативу)

         

 

7. Результативность работы.

 Следствием работы является значительное повышение уровня мотивации к учебной деятельности. Активное участие детей в  школьных олимпиадах, конкурсах разных уровней по изготовлению новогодних игрушек, открыток, коллажей; социальных акциях: «Оранжевое настроение»- помощь детским домам, «Наша общая победа» - к празднованию 9 мая, « Помоги птицам» - изготовление кормушек. В классе создан детский вокальный коллектив «Капельки», дети являются участниками школьных и городских мероприятий. Все дети вовлечены в школьные и городские кружки и секции, занимаются футболом (организованным в рамках ФГОС), танцами, пешеходным туризмом, учатся в школе искусств.

 8. Памятка для учителя

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку -  легко учиться.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

 

 

 

 

 

Деятельность учителя по формированию личностных УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО.

В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том, чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.

Каждый человек в жизни играет социальные роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть  социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданами нашей страны.

  1. Определение личностных  УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

?       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

?       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

?       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.  

3. Выделяют 2 группы личностных  УУД.

1). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

1.       идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

2 .     проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

3 .     проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

4.       различать основные нравственно-этические понятия;

5.      соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);

6.      анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

7.       оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

8.      мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

 

2). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

1.       воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

2.      выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

3.       оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

4.      применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.  

Для того чтобы сформировать личностные  УУД я опираюсь на примерный план.

4. Примерный план формирования  личностных  УУД.

Литературное чтение  

-работа с текстом литературных произведений;

- прослеживание судьбы героя;

- сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;

- отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;

- выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.

Например, изучая произведения Б. Заходера, дети сравнивали образ « Я» с героями литературного произведения, отождествляя себя с героями, сопоставляют разные позиции и мнения.

На уроке «Мои друзья герои сказок»,  изучая авторские и народные сказки, дети выполняют задания придумать героя и сочинить про него сказку. На данном этапе урока формируются личностное УУД - выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. В результате был создан коллаж           « Герои новых сказок».  Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

На уроках окружающего мира мы формируем:     

- становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;

- формирование основ исторической памяти;

- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения;

На уроке «Жизнь птиц весной» дети разрабатывали проект  скворечника и  - формировались основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения.

         Изобразительное искусство:

- формирование толерантности, эстетических ценностей и вкусов, творческого самовыражения, способствующий развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся. 

- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов.

У нас в классе живет хороший друг - клоун Клепа, который становится героем многих уроков. На уроке изобразительного искусства «Портрет друга» Клепа рассказал ребятам о своем друге. На уроке формировалось чувство толерантности, и построения дружеских отношений. Дети дали определение  – Каким должен быть хороший друг.

Технология:       

Самоопределение;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей       

Ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.                                    

5. Способы формирования личностных УУД-

-формирование у ребенка важности и значимости нравственного выбора в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;

-организация системно-деятельностного подхода, в рамках которого обучающиеся могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд;

-обучение школьников примерам работы в группах, показывая как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогая решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного воздействия;

-развитие у учащихся навыков и способов выражения своих мыслей, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

-обучение искусству спора; оказание помощи ребенку в выстраивании индивидуального маршрута, создание ситуации успеха.

 

6. Критерии оценивания личностных  УУД.

 

Личностные УУД

 

Критерии оценивания

 

Типовые диагностические задания для учащихся

 

Внутренняя позиция школьника

 

  • положительное отношение к школе;
  • чувство необходимости учения;
  • адекватное содержательное представление о школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.

 

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

 

Самооценка (дифференцированность, рефлексивность)

  • широта диапазона оценок;
  • представленность в «Я-концепции» социальной роли ученика;
  • рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Методика «Кто Я?» (М.Кун)

Мотивация учебной деятельности

  • Сформированность познавательных мотивов;
  • Интерес к новому;

Сформированность социальных мотивов.

Методика «Незавершенная сказка» (проба на познавательную инициативу)

         

 

7. Результативность работы.

 Следствием работы является значительное повышение уровня мотивации к учебной деятельности. Активное участие детей в  школьных олимпиадах, конкурсах разных уровней по изготовлению новогодних игрушек, открыток, коллажей; социальных акциях: «Оранжевое настроение»- помощь детским домам, «Наша общая победа» - к празднованию 9 мая, « Помоги птицам» - изготовление кормушек. В классе создан детский вокальный коллектив «Капельки», дети являются участниками школьных и городских мероприятий. Все дети вовлечены в школьные и городские кружки и секции, занимаются футболом (организованным в рамках ФГОС), танцами, пешеходным туризмом, учатся в школе искусств.

 8. Памятка для учителя

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку -  легко учиться.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05.01.2015 01:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!