СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Деятельность учителя по формированию личностных УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО.
В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том, чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.
Каждый человек в жизни играет социальные роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданами нашей страны.
1. Определение личностных УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
? самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
? смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
? нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
3. Выделяют 2 группы личностных УУД.
1). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
1. идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
2 . проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
3 . проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
4. различать основные нравственно-этические понятия;
5. соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
6. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
7. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
8. мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
2). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:
1. воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
2. выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3. оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
4. применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Для того чтобы сформировать личностные УУД я опираюсь на примерный план.
4. Примерный план формирования личностных УУД.
Литературное чтение
-работа с текстом литературных произведений;
- прослеживание судьбы героя;
- сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;
- отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;
- выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.
Например, изучая произведения Б. Заходера, дети сравнивали образ « Я» с героями литературного произведения, отождествляя себя с героями, сопоставляют разные позиции и мнения.
На уроке «Мои друзья герои сказок», изучая авторские и народные сказки, дети выполняют задания придумать героя и сочинить про него сказку. На данном этапе урока формируются личностное УУД - выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. В результате был создан коллаж « Герои новых сказок». Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».
На уроках окружающего мира мы формируем:
- становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;
- формирование основ исторической памяти;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
На уроке «Жизнь птиц весной» дети разрабатывали проект скворечника и - формировались основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
Изобразительное искусство:
- формирование толерантности, эстетических ценностей и вкусов, творческого самовыражения, способствующий развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов.
У нас в классе живет хороший друг - клоун Клепа, который становится героем многих уроков. На уроке изобразительного искусства «Портрет друга» Клепа рассказал ребятам о своем друге. На уроке формировалось чувство толерантности, и построения дружеских отношений. Дети дали определение – Каким должен быть хороший друг.
Технология:
Самоопределение;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей
Ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
5. Способы формирования личностных УУД-
-формирование у ребенка важности и значимости нравственного выбора в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
-организация системно-деятельностного подхода, в рамках которого обучающиеся могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд;
-обучение школьников примерам работы в группах, показывая как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогая решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного воздействия;
-развитие у учащихся навыков и способов выражения своих мыслей, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
-обучение искусству спора; оказание помощи ребенку в выстраивании индивидуального маршрута, создание ситуации успеха.
6. Критерии оценивания личностных УУД.
Личностные УУД
|
Критерии оценивания
|
Типовые диагностические задания для учащихся
|
||
Внутренняя позиция школьника
|
|
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)
|
||
Самооценка (дифференцированность, рефлексивность) |
|
Методика «Кто Я?» (М.Кун) |
||
Мотивация учебной деятельности |
Сформированность социальных мотивов. |
Методика «Незавершенная сказка» (проба на познавательную инициативу) |
||
7. Результативность работы.
Следствием работы является значительное повышение уровня мотивации к учебной деятельности. Активное участие детей в школьных олимпиадах, конкурсах разных уровней по изготовлению новогодних игрушек, открыток, коллажей; социальных акциях: «Оранжевое настроение»- помощь детским домам, «Наша общая победа» - к празднованию 9 мая, « Помоги птицам» - изготовление кормушек. В классе создан детский вокальный коллектив «Капельки», дети являются участниками школьных и городских мероприятий. Все дети вовлечены в школьные и городские кружки и секции, занимаются футболом (организованным в рамках ФГОС), танцами, пешеходным туризмом, учатся в школе искусств.
8. Памятка для учителя
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
Создать атмосферу успеха.
Помогать ребёнку - легко учиться.
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрения и похвалу.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Деятельность учителя по формированию личностных УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО.
В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том, чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.
Каждый человек в жизни играет социальные роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданами нашей страны.
1. Определение личностных УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
? самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
? смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
? нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
3. Выделяют 2 группы личностных УУД.
1). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
1. идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
2 . проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
3 . проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
4. различать основные нравственно-этические понятия;
5. соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
6. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
7. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
8. мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
2). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:
1. воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
2. выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3. оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
4. применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Для того чтобы сформировать личностные УУД я опираюсь на примерный план.
4. Примерный план формирования личностных УУД.
Литературное чтение
-работа с текстом литературных произведений;
- прослеживание судьбы героя;
- сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;
- отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;
- выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.
Например, изучая произведения Б. Заходера, дети сравнивали образ « Я» с героями литературного произведения, отождествляя себя с героями, сопоставляют разные позиции и мнения.
На уроке «Мои друзья герои сказок», изучая авторские и народные сказки, дети выполняют задания придумать героя и сочинить про него сказку. На данном этапе урока формируются личностное УУД - выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. В результате был создан коллаж « Герои новых сказок». Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».
На уроках окружающего мира мы формируем:
- становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;
- формирование основ исторической памяти;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
На уроке «Жизнь птиц весной» дети разрабатывали проект скворечника и - формировались основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
Изобразительное искусство:
- формирование толерантности, эстетических ценностей и вкусов, творческого самовыражения, способствующий развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов.
У нас в классе живет хороший друг - клоун Клепа, который становится героем многих уроков. На уроке изобразительного искусства «Портрет друга» Клепа рассказал ребятам о своем друге. На уроке формировалось чувство толерантности, и построения дружеских отношений. Дети дали определение – Каким должен быть хороший друг.
Технология:
Самоопределение;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей
Ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
5. Способы формирования личностных УУД-
-формирование у ребенка важности и значимости нравственного выбора в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
-организация системно-деятельностного подхода, в рамках которого обучающиеся могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд;
-обучение школьников примерам работы в группах, показывая как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогая решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного воздействия;
-развитие у учащихся навыков и способов выражения своих мыслей, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
-обучение искусству спора; оказание помощи ребенку в выстраивании индивидуального маршрута, создание ситуации успеха.
6. Критерии оценивания личностных УУД.
Личностные УУД
|
Критерии оценивания
|
Типовые диагностические задания для учащихся
|
||
Внутренняя позиция школьника
|
|
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)
|
||
Самооценка (дифференцированность, рефлексивность) |
|
Методика «Кто Я?» (М.Кун) |
||
Мотивация учебной деятельности |
Сформированность социальных мотивов. |
Методика «Незавершенная сказка» (проба на познавательную инициативу) |
||
7. Результативность работы.
Следствием работы является значительное повышение уровня мотивации к учебной деятельности. Активное участие детей в школьных олимпиадах, конкурсах разных уровней по изготовлению новогодних игрушек, открыток, коллажей; социальных акциях: «Оранжевое настроение»- помощь детским домам, «Наша общая победа» - к празднованию 9 мая, « Помоги птицам» - изготовление кормушек. В классе создан детский вокальный коллектив «Капельки», дети являются участниками школьных и городских мероприятий. Все дети вовлечены в школьные и городские кружки и секции, занимаются футболом (организованным в рамках ФГОС), танцами, пешеходным туризмом, учатся в школе искусств.
8. Памятка для учителя
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
Создать атмосферу успеха.
Помогать ребёнку - легко учиться.
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрения и похвалу.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
© 2015, Кантович Надежда Ивановна 10481