СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Технология».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Технология».

 

Проблема:

     Анализ результатов образовательной деятельности по учебному предмету «Технология» выявил противоречие между высокой информационной плотностью содержания и недостаточной эффективностью традиционных технологий обучения. Это противоречие  было мною обозначено, как приоритетная проблема, требующая своего решения.

        Обоснование ее актуальности:

      Как стремительно меняется современный мир! Лет 25 тому назад наш предмет назывался «Труд» и имел несколько другое значение. Учителя технологии испытывали информационный голод, пытаясь своими силами изготовить выкройки  в разделе «Швейное дело», схемы приготовления блюд  в разделе «Кулинария» и т.д.  Никто из нас даже не подозревал, что может быть все совсем иначе.  И вот на дворе XXI век. Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Предмет «Труд» приобрел новое значение и стал называться «Технология». В новых федеральных государственных образовательных стандартах по предмету  «Технология»  определены  новые цели и  задачи.

Главной целью предмета «Технология» является:

- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе;

 - приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;

- развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;

- создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;

- способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитание трудолюбия и культуры труда.

Задачи:

-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-овладение  общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Новые цели, задачи, содержание предмета «Технология» потребовали  новых подходов к преподаванию образовательных технологий, использование дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач определенных во ФГОС. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования. Я считаю, что мы учителя  должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми.  Ведущая педагогическая идея опыта: использование ИКТ в процессе преподавания предмета «Технология» как ресурса повышения эффективности обучения.

Цель работы:

раскрыть и эффективно обосновать  дидактические возможности интерактивных технологий в  процессе преподавания предмета.

Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках технологии позволит мне решить многие задачи:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда , ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

        Поставленные задачи я  решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса на основе использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

  Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

- информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

- коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

- социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

- предметную (способность применять полученные знания на практике)

         Учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель – человек, который организует процесс образования в реальной школе, в классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

Современный уровень развития образовательной системы ставит передо мной  вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как создать возможность для его дальнейшего развития, как повысить мотивацию к обучению. Многие современные технические средства дают мне возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов. Поэтому я считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

Внедрение ИКТ на моих уроках осуществляется по направлениям: 

  1. Создание презентаций к урокам

  2. Работа с ресурсами Интернет

  3. Использование готовых обучающих программ.

Все уроки технологии требуют от детей творческой деятельности. Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского  творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

Одним из путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о  современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных графических изображений, чертежей, иметь общее представление о проектной деятельности. А я, как педагог  должна быть готова использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс был более эффективным и привлекательным.

Кабинет технологии в нашей школе оборудован экраном, проектором, компьютером. В кабинете имеется интернет. Благодаря новшествам, я могу использовать на уроках технологии различные программы, в результате чего учащиеся гораздо быстрее усваивают учебный  материал. Качество уроков заметно улучшается. Хочу остановиться на программе Sweet Home 3D (свет хом 3д).  Ее я использую на уроках в разделах «Оформление интерьера», «Интерьер жилого дома». Интересна эта программа тем, что она имеет весь набор мебели, который мы можем использовать при разработке  планировки кухни, при разработке планировки  комнаты для подростка. На экране можно переставлять мебель как нам будет удобно с учетом расположения комнат, коммуникаций и т.д. Благодаря этой программе дети быстрее усваивают виды планировки, учатся рассуждать, делать выводы.

Большую работу провожу на уроках в программе Power Point. Практически ни одна новая тема не обходится  без использования этой программы. Учащиеся уже с 5-го класса владеют этой программой.  Например, в разделе «Кулинария»  выполняя практическое  домашнее задание,  они создают проект по  технологии приготовления блюда,  составляют презентацию и готовят защиту проекта на основе презентации. В разделе «Текстильные материалы»  учащиеся учатся моделировать и создавать дизайн - проекты. Программа Power Point активно используется мной  и учащимися в разделе «Творческая проектная деятельность». Предлагая  учащимся выполнение проекта с использованием ИКТ, я предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем, делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

          Программа Microsoft Word помогает мне в разделе «Лоскутное шитье». Выбрав различные фигуры для салфетки из лоскутного шитья, сделав нужной расцветки заливку, можно пробовать соединять фигуры и подбирать цветовые гаммы. Это помогает  расположить геометрические фигуры (т.е. кусочки ткани) в нужной нам пропорции, а так же увидеть расположение цветовых гамм в тканях. В программе Microsoft Word учащиеся легко могут составить различного рода таблицы, оформить документацию для проекта.  Работая в этой программе,  у учащихся развиваются способности к творческой  и самостоятельной  работе, прививается эстетический вкус. 

Хочу остановить ваше внимание на  интерактивной доске. Это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Интерактивная доска – мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши,  прямо с доски я управляю  любым приложением на компьютере – открываю слайды, редактирую и сохраняю файлы. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает мне  возможность управлять процессом демонстрации.  

Используя на уроке интерактивную доску, я имею возможность:

- работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп;

-  сравнивать результаты учащихся;

-  проверять, редактировать ответы учащихся;

-  использовать  одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую);

 - рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

       Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет мне  проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.

   Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися,  работать с ней  гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

     Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей по  предмету «Технология» и приводит к целому ряду положительных следствий:

• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

В связи с тем, что я стараюсь в совершенстве овладевать разнообразными техническими средствами обучения, меняется и качество преподавания на уроках. Уроки технологии с использованием ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

- являются источником информации;

- рационализируют формы преподнесения учебной информации;

- конкретизируют понятия, явления, события;

- организуют и направляют восприятие;

- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

- делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств  недоступен;

-активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- иллюстрируют связь теории с практикой;

- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ИКТ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

    Принятая в апреле 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования назвала сохранение и укрепление здоровья школьников. Высокий уровень оснащенности учебного процесса новейшей компьютерной техникой в кабинете технологии, возможность широкого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, наличие учебно-методических комплексов для реализации дистанционного обучения требуют от учащихся значительных психофизических усилий и  нагрузок, которые могут отразиться не только на его текущем состоянии организма, но и на его последующем здоровье.  Исходя из этого,  для решения этой кардинальной проблемы я применяю на уроке методы чередования теоретической и практической деятельности, физминутки для глаз, рук, головы, плеч.

       В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направляя все свои силы на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь применение ИКТ на уроках Технологии  дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка,  сочетает развитие логического и образного мышления.

Результативность использования  ИКТ на уроках  Технологии:

- положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

- повышение уровня использования наглядности на уроке;

- повышение производительности урока;

- применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

      В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

 

 

 

Литература:

1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

 

Интернет-ресурсы:

⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

⋅ http://smallbay.ru/autograf.html – просветительский и образовательный ресурс.

⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.

  http://allbest.ru.

 

09.01.2015 14:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!