СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое дислексия и механизмы её развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Что такое дислексия и механизмы её развития»

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

  • Фонематическая. Наиболее распространенная проблема, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она является следствием недоразвития фонематического восприятия. При этом нарушении ребенок переставляет местами слоги (вместо «ток» читает «кот»).
  • Семантическая. Это следствие несформированности слогового синтеза, непонимания синтаксических связей и бедности словаря. Ребенок с таким расстройством понимает слова, но в отдельности от всего текста. Это приводит к тому, что он не может уловить смысл прочитанного.
  • Аграмматическая. Она предполагает ошибки в составлении конструкций. Ребенок неправильно использует падежи, окончания, времена («белый ложка», «черная стол»).
  • Мнестическая. Вызвана нарушениями слухоречевой памяти, проблемами соотнесения звука и буквы.
  • Оптическая. Вызвана недостаточной сформированнстью зрительно-пространственных представлений. Проблема проявляется по-разному: ребенок может видеть слово задом наперед, либо не может сфокусировать взгляд на строчке, которую читает, в результате чего нарушается последовательность чтения. Ребенок сталкивается с определенными трудностями в написании сходных графических букв (Д-Л, В-З и т.д.).
  • Тактильная. Эта проблема характерна для слабовидящих людей, которые используют азбуку Брайля для чтения. Буквы, которые определяются тактильно, либо воспринимаются неверно (их путают с другими), либо человек не может удержаться на нужной букве.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ

  • Проблемы с концентрацией внимания и памятью.
  • Быстрая утомляемость.
  • Близкое расположение книги при чтении. При этом ребенок может по какой-то причине закрывать один глаз во время чтения. Также в процессе чтения такие дети часто трут глаза.
  • Во время чтения может поворачивать голову набок.
  • После чтения есть жалобы на головную боль.
  • Пропуск слов, изменение последовательности слогов и букв.
  • Ребенок старается избежать выполнения письменных работ и чтения. Как правило, объясняется это тем, что эти действия даются ему с трудом, либо в процессе их выполнения обнаруживается много ошибок, что приводит к психологическому дискомфорту ребенка.
  • Написание слов задом наперед.
  • При написании текста слова накладываются друг на друга.

К социальным факторам возникновения дислексии относятся:

1. Педагогическая запущенность;

2. Нехватка речевого общения;

3. Синдром госпитализма (вызван отдалением ребенка от матери, дефицитом социально-эмоциональных контактов);

4. Двуязычие у детей (билингвизм);

5. Большая умственная нагрузка;

6. Раннее овладение грамотой.

В большинстве исследований говорится о том, что на развитие данной патологии влияют патологические и биологические факторы:

Гипоксия головного мозга ребёнка.

Поражение центральной нервной системы, вызванное медикаментозной, наркотической или алкогольной интоксикацией.

Корь, краснуха, грипп и другие заболевания, которые перенесла мать во время беременности и другие факторы.

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ДИСЛЕКСИИ

Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:

речедвигательный — ответственный за артикулирование;

речеслуховой — помогает ребёнку выбрать подходящую фонему;

зрительный — помогает ребёнку выбрать подходящую графему;

двигательный — переводит графему в кинему.

Формирование данных процессов завершается к 10-11 годам. Поэтому ребёнку важно заниматься со специалистом логопедом по данной проблеме. Отсутствие специалистов - логопедов в сельских школах, накладывает свой отпечаток на работу с такими детьми.

Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха.

1. Физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

2. Музыкальный слух. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.

3. Речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.

Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.

20.04.2021 17:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!