СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания сочинения по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Выбор темы. При выборе темы следует внимательно изучить все предлагаемые варианты и поразмышлять над каждым из них. Только сделав это, вы сможете понять, какая из имеющихся цитат вам наиболее близка и понятна.

2. Выявление проблемы или проблемного вопроса. Каждая цитата содержит в себе какую-либо проблему или круг проблем. Важно помнить, что в одном афоризме может содержаться большое число смыслов.

Пример. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)

В данном случае в цитате затрагивается вопрос о характере общественных отношений.

3. Выяснение позиции автора по затронутой проблеме или вопросу. Как правило, надо просто коротко пояснить авторское мнение своими словами, избегая близкого к тексту пересказа цитаты.

Пример. Автор рассуждает на тему характера общественных отношений.

Автор считает, что взаимодействие людей должно носить конструктивный и продуктивный характер. По мнению Сенеки, если члены социума будут помогать друг другу, общество достигнет стабильности и процветания, а не обрушится, как свод камней.

4. Выражение собственной позиции. Собственная позиция должна быть выражена четко, но обезличено, то есть не надо писать «Я считаю» или «Мне кажется». Лучше избегать личных местоимений. Так текст выглядит более научно и серьезно. В принципе, возможны три варианта – согласие, несогласие, частичное согласие (несогласие). В последнем случае, как правило, проблема не имеет однозначного решения. Не надо писать фразы наподобие «Сейчас я попытаюсь это доказать» или «Попробуем это доказать».

Пример: «Точка зрения автора видится нам безусловно верной» или «Безусловно, автор прав».

5. Теоретическое обоснование. Для того, чтобы раскрыть тему и доказать какое-либо мнение, необходимо воспользоваться теорией обществознания. К теории относится все то, что изучается на уроках, написано в учебниках, справочниках, конспектах. Термины, виды, функции – все это должно быть логично и органично раскрыто в основной части сочинения.

6. Подбор аргументов. Независимо от того, какое мнение вы выразили, его надо будет защищать. Необходимо подобрать аргументы, подтверждающие вашу позицию. При этом вы можете использовать следующие аргументы.

    1. Исторический материал. Для использования этого аргумента воспользуйтесь фразой «Из курса истории известно…»
    2. Факты современной политической, экономической, социальной и духовной жизни. В принципе, это материалы СМИ (новости по телевизору, газеты и журналы, новостные сайты и т.д.) о текущих событиях жизни города, региона, страны, мира. Для использования этого аргумента воспользуйтесь фразой «По материалам СМИ известно…»
    3. Литературные произведения. В этом случае стоит надо опираться на произведения школьной программы и искать в них сюжеты, иллюстрирующие вашу позицию по поднимаемой автором проблеме. Категорически не рекомендуется использовать игровую литературу (Гарри Поттер, Дарья Донцова и так далее). Для использования этого аргумента воспользуйтесь фразой «В произведении N автора M …»
    4. Данные других наук. Это может быть география, физика, химия, биология, астрономия и так далее. Для использования этого аргумента воспользуйтесь фразой «По данным N (название науки) …»
    5. Собственный социальный опыт. Для использования этого аргумента воспользуйтесь фразой «На основе личного социального опыта …»

7. Формулирование вывода. Вывод не должен быть формальной отпиской в стиле «Мы доказали, Сенека прав». Вывод – полноценный абзац, содержащий в концентрированном виде итог ваших рассуждений.

Пример. Таким образом, вышеизложенные факты со всей очевидностью доказывают правоту Сенеки. Мы видим, что тесное, конструктивное взаимодействие людей приводит к сплочению общества, и оно становится прочным, как свод камней. И напротив, разрозненность, разобщенность, отсутствие общих интересов ведет к нарушению взаимодействия и распаду общества. В единстве наша сила перед лицом любых угроз и потрясений.

23.06.2021 09:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!