СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья, посвящённая к 40 -летию школы

Создан: 23.02.2022 16:25

Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций

В школьном расписании нет предмета под названием «Функциональная грамотность». Эти слова хоть и звучат по взрослому, но имеют простой смысл. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых можно оказаться в реальной жизни. Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Учителя математики нашей школы понимают важность развития математической грамотности своих учеников, видят в этом необходимость учить применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач, связанных с реальной жизнью. Эти задачи направлены на развитие у учащихся логического, пространственного мышления, внимания, познавательного интереса и активности учащихся. Подобные задания мы используем для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Обучающиеся учатся использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, строить гипотезы, делать определенные выводы, уметь определять верные и неверные утверждения.

На уроках математики и занятиях внеурочной деятельности учителя математики, начиная с 5 класса, включают в план урока практико-ориентированные задачи, направленные на развитие математической грамотности.

Приведем примеры используемых нами задач.

Типовые задачи

Предполагаемый класс изучения

1

Во время сбора урожая на поле, учащиеся 5 класса разделились на 4 звена по 5 человек в звене и 2 звена по 6 человек. Сколько всего учащихся в классе?

5-6

2

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.

Величины

Возможные значения

А) Объём комнаты

Б) Объём воды в Каспийском море

В) Объём ящика для овощей

Г) Объём банки сметаны

1) 78 200 км3

2) 75 м3

3) 50 л

4) 0,5 л

5-6

3

Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 40% яиц из первого хозяйства — яйца высшей категории, а из второго хозяйства — 20% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 35% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.

7-8

4

1)Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.

Объекты

Балкон

Детская комната

Кабинет

Кухня

Номер

На плане изображена схема квартиры (сторона каждой клетки на схеме равна 1 м). Вход и выход осуществляются через единственную дверь. При входе в квартиру расположен коридор, отмеченный цифрой 2. Слева от него расположен балкон. Перед входом в квартиру располагается совмещённый санузел, а справа от него — детская комната. Гостиная занимает наибольшую площадь в квартире, из гостиной можно попасть в кабинет. В конце коридора находится кухня площадью 20 м2. Пол в гостиной планируется покрыть паркетной доской длиной 1 м и шириной 0,25 м. В квартире проведены газопровод и электричество.

2) Паркетная доска продаётся в упаковках по 8 шт. Сколько упаковок с паркетной доской требуется купить, чтобы покрыть пол в гостиной?

3) Найдите площадь коридора (коридором считается площадь квартиры, незанятая комнатами или балконом). Ответ дайте в квадратных метрах.

4)Найдите расстояние между противоположными углами детской комнаты в метрах. Ответ запишите в виде

5) Хозяин квартиры планирует установить в квартире плиту для готовки. Он рассматривает два варианта: газовая плита или электроплитка. Цены на плиты, данные о потреблении и тарифах оплаты даны в таблице.

Цена

Средний расход газа/средняя потребляемая мощность

Стоимость газа/электроэнергии

Газовая плита

44 680 руб

1,4 куб. м/ч

6 руб./куб. м

Электроплитка

21 000 руб

5,8 кВт

4 руб./(кВт · ч )

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовую плиту. Через сколько часов непрерывного использования экономия от использования газовой плиты вместо электрической компенсирует разность в стоимости установки газовой плиты и электроплитки?

8-9

Использование материалов итоговой аттестации в работе с обучающимися, начиная с 5 класса, сделает процесс подготовки к ОГЭ психологически менее трудным и будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной работы.

В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе и математического. Математическая грамотность выступает одним из критериев оценки качества знаний обучающихся по международной программе PISA.

В МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП» учителями математики регулярно проводятся занятия, направленные на отработку решений практико-ориентированнных задач. В своей работе с обучающимися 5-7 классов мы используем сборники «Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 1,2» под редакцией Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой, «Креативное мышление. Сборник эталонных заданий» издательства «Просвещение» из серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Задания из этих сборников обучающиеся решают на занятиях внеурочной деятельности. Большую помощь в подготовке к тестированию обучающихся 7-9 классов нам, учителям математики, оказывает цифровой тренажер по развитию функциональных компетенций обучающихся для подготовки к международному исследованию PISA-2021 в общеобразовательных организациях Московской области из раздела «Приложения» на Школьном портале. Тесты, предлагаемые данным тренажером, мы разбираем во время урочной и внеурочной деятельности. Также обучающиеся получают разработанные практико-ориентированные задачи в качестве домашнего задания.

В ноябре 2020 года обучающиеся 8-9 классов МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП» участвовали в международном исследовании PISA. Результаты этого исследования представлены в таблице.

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Ленинский городской округ

481

509

491

500

44%

МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП»

490

576

517

566

55%

Как показывают данные таблицы, результаты нашей школы выше средних результатов муниципалитета. Это означает, что наша работа велась в правильном направлении. В следующем учебном году учителя школы продолжат свою работу по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Математическая грамотность позволяет развитию способностей школьников творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!