СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в XVI веке

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Контроль освоения предметного содержания

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?

 

 

Варианты ответов
  • Земский собор
  • Уложенная комиссия
  • Негласный комитет
  • Боярская дума
Вопрос 2

Что из названного было результатом внешней политики Ивана IV?

 

 

Варианты ответов
  • получение Россией выхода к Балтийскому морю
  • объединение Украины с Россией
  • присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России
  • вхождение в состав России Восточной Сибири
Вопрос 3

Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления Ивана IV. Выберите  порядковые номера черт сходства

 

Варианты ответов
  • ограничение местничества при назначении на воинские должности
  • создание особого соединения царской рати  — московского стрелецкого войска
  • большая роль дворянской конницы
  • наличие артиллерии
Вопрос 4

Какие события относятся ко времени правления Ивана IV? Найдите в приведенном ниже списке два события 

 

 

Варианты ответов
  • освобождение от ордынского владычества
  • учреждение опричнины
  • отмена урочных лет
  • присоединение Поволжья к России
  • воссоединение Украины с Россией
Вопрос 5

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт.ПРИМЕР: 2 (тезис)3(факт)4(тезис)1(факт) Последовательно запишите только номера соответствующих предложений. ПРИМЕР: 2341

 

1)  При Иване IV Россия вела активную внешнюю политику в восточном направлении.

2)  Политика опричнины, проводимая Иваном IV, была губительна для страны.

3)  Многие центральные уезды России были разорены.

4)  Русские войска взяли Казань.

Вопрос 6

Введение Иваном Грозным опричнины привело к

 

 

Варианты ответов
  • окончательному юридическому оформлению крепостного права
  • отмене местничества
  • отмене кормлений
  • укреплению личной власти царя
Вопрос 7

Какой из названных памятников зодчества был построен в царствование Ивана IV Грозного

 

 

Варианты ответов
  • Храм Покрова на Нерли
  • Успенский собор Московского Кремля
  • Храм Василия Блаженного
  • Царский дворец в с. Коломенское
Вопрос 8

Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)  плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б)  земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В)  годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г)  часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

ПОНЯТИЯ

1)  заповедные лета

2)  земщина

3)  опричнина

4)  пожилое

5)  поместье

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. ПРИМЕР: 5421

Вопрос 9

Установите соответствие между фрагментом исторического источника и краткими характеристиками:  подберите две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

А)  «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное  — он проливал кровь, чёрное  — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом  —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.

Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».

Варианты ответов
  • Правитель, речь о котором идет в документе носил титул императора.
  • Правитель, речь о котором идет в документе был последним представителем этой династии на российском престоле.
  • Правитель, речь о котором идет в документе противодействовал введению в стране военных поселений.
  • При данном правителе в состав России вошли Казань и Астрахань.
  • Этот правитель привлек к проведению реформ М. М. Сперанского.
  • В начале его правления большую роль играл кружок единомышленников – Избранная Рада.
Вопрос 10

Своеобразные правила поведения, свод правил поведения в семье составлены в правление Ивана Грозного

ОТВЕТ ВВОДИТСЯ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ

Вопрос 11

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и  краткими характеристиками: подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 «Едва вышедши из малолетства, еще не имея 20 лет, он с необычайной для его возраста энергией принялся за дела правления. Тогда по указаниям умных руководителей царя митрополита Макария и священника Сильвестра из боярства, разбившегося на враждебные кружки, выдвинулось и стало около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников  — «избранная рада», ...очевидно получивший фактическое господство в боярской думе, вообще в центральном управлении».

Варианты ответов
  • Царь, о котором говорится в тексте, в течение всего правления проявлял милосердие в отношении своих «холопов».
  • Автор данного документа впервые учредил министерства в России.
  • Через поколение после царя, о котором говорится в документе, в Московском государстве пресеклась правящая династия.
  • Данный документ стал одной из причин дворцовых переворотов.
  • Автор данного документа упразднил в России патриаршество.
  • Современником событий, описываемых в тексте, был Алексей Адашев.
Вопрос 12

Какие приведённые положения характеризуют положение русских земель в конце XV – начале XVI в? Выберите три ответа

Варианты ответов
  • местное управление основано на системе кормления
  • завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы
  • избрание государя Земским собором
  • русские земли платят дань Золотой Орде
  • развитие морской торговли с Западом через Белое море
  • Православная церковь – крупнейший землевладелец Руси
Вопрос 13

Прочтите отрывок из исторического источника.

 

«В июне месяце... снова вспыхнул пожар в Москве, и большая часть её снова сделалась жертвою пламени; много людей погибло в этом бедствии. Кроткая царица Анастасия, уже страдающая тяжкою болезнью, была вынесена из Кремля через пылающие улицы Москвы; но её здоровье не устояло против этого потрясения, и 7 августа кончила она свою богоугодную жизнь. Так разорвана была последняя цепь, связывавшая царя; так разрушилась святыня семейного счастья, в котором его бурная душа находила успокоение. Первым делом его было возвращение к прежней буйной жизни; вторым  — допущение бесстыдной клеветы на Сильвестра и Адашева, будто отравителей царицы: первый был сос.лан в Соловецкий монастырь, второй заключён в темницу в Юрьеве (нынче Дерпте), ещё недавно покорённом русскими войсками; оба, по воле Божией, умерли в течение года и не видали страшных бедствий России. Ливония была снова отнята у русских Литвою и её великим королём Стефаном Баторием. Царь должен был слушать униженно наглые ругательства литовских послов. Крымцы, недавно ожидавшие конечной гибели от России, разграбили и сожгли Москву; Новгород, Тверь, Торжок, Коломна были опустошены царём так, как никогда не были опустошены неприятелем. Россия была полита кровью, бояре её перерезаны, народ измучен, Москва лишилась трёх четвертей своих обывателей, а всё тот же державный государь сидел на престоле».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 

Варианты ответов
  • Сильвестр и Адашев входили в круг близких царю людей, который получил название Избранная рада.
  • Разорение Новгорода и Твери, о котором говорится в отрывке, произошло в 1569−1570 гг.
  • Король Стефан Баторий в ходе войны, о которой говорится в отрывке, захватил Псков.
  • Автор считает смерть царицы Анастасии одной из причин репрессивной политики царя, о котором говорится в тексте.
  • Пожар Москвы, о котором говорится в тексте, произошёл в 1447 г.
  • Автор одобряет действия царя, о которых говорится в отрывке.
Вопрос 14

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 

Варианты ответов
  • Данная марка выпущена в период перестройки в СССР.
  • На марке изображено венчание на царство монарха, портрет которого помещён в центре марки.
  • Царствование монарха, изображённого на марке, отличалось миром и отсутствием кровопролития внутри страны.
  • В период правления монарха, изображённого на марке, к России было присоединено Астраханское ханство.
  • Современником монарха, изображённого на марке, был A. Л. Ордин-Нащокин.
Вопрос 15

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных

Варианты ответов
  • Победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счёт недавно организованных на европейский лад «полков нового строя».
  • Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам.
  • К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой 2.
  • Обозначенный на схеме цифрой 1 город сдался русскому войску без сопротивления.
  • В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири.
  • Народы, обозначенные на схеме под цифрами 4 и 5, относятся к славянской языковой группе.
Вопрос 16

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными?

Варианты ответов
  • У обозначенного на схеме цифрой 2 города российские войска в начале войны наголову разгромили войско противника.
  • В обозначенном на схеме цифрой 3 городе был подписан мир, завершивший войну, военные действия в ходе которой обозначены на схеме.
  • Обозначенный на схеме цифрой 4 город был основан при Иване Грозном.
  • Поход неприятельских войск, обозначенный на схеме, проходил через город Брянск.
  • Обозначенный на схеме цифрой 5 город был основан немецкими рыцарями-крестоносцами.
  • Обозначенный на схеме цифрой 6 город вошёл в состав Российского государства при отце государя, к царствованию которого относятся военные действия, обозначенные на схеме.
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!