СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиограмма

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Профессиограмма

Список вопросов теста

Вопрос 1

Профессиограмма

Варианты ответов
  • описание особенностей и структуры профессиональной деятельности, ее возможных действий, операций, приемов, а также основных требований к психологическим и физиологическим характеристикам специалиста
  • научно–обоснованные нормы и требования профессии к видам Деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника
Вопрос 2

Трудограмма

Варианты ответов
  • описание труда в профессии
  • отношение к избранной профессии, целям и средствам профессиональной деятельности
Вопрос 3

Профессиональная позиция

Варианты ответов
  • описание труда в профессии
  • отношение к избранной профессии, целям и средствам профессиональной деятельности
Вопрос 4

Трудограмма представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

Варианты ответов
  • описание предназначения профессии, ее роли в обществе
  • распространенность профессии
  • описание предмета труда в данной профессии
  • перечень необходимых профессиональных знаний
  • описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата
  • описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет своего труда
  • описание условий труда
  • организация и кооперация труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии
  • характеристика продукта труда (или его результата)
  • перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты
  • права и обязанности представителя данной профессии
  • характеристика позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии
  • характеристика негативных сторон профессии как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы)
Вопрос 5

Профессиограмма должна иметь следующую структуру:

Варианты ответов
  • Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Конкретная профессия включает в себя широкий спектр специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по специфике предмета труда
  • Объем знаний, умений и навыков специалиста. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной подготовке персонала, включающей не только определенный набор знаний, но и способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня
  • Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями некоторые виды деятельности рассматриваются как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме специалиста отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности
  • Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций специалиста являются: постоянное напряжение, конфликты с сотрудниками, однообразие деятельности. Профессиограмма должна включать полное описание профессиональных вредностей и индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию профессиональных вредностей и профессиональным деформациям
  • Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести специалист.
  • Перечень моральных стимулов труда. У многих специалистов по мере роста профессионального стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у него не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства специалистов (особенно молодых), можно сказать, что у них вообще не остается никаких стимулов к осуществлению профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.
  • Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии большое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму перечень учебных заведений, курсов которые готовят или осуществляют повышение квалификации специалистов в данной области.
Вопрос 6

Содержательная сторона профессиограммы специалиста включает:

Варианты ответов
  • свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессиональную и познавательную направленность личности
  • требования к профессиональной подготовке
  • объем и состав специальной подготовки
  • содержание подготовки по избранной специальности
Вопрос 7

Психограмма

Варианты ответов
  • это описание человека труда в профессии; выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста
  • система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятельность
Вопрос 8

К характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

Варианты ответов
  • мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции
  • профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
  • эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
  • удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом
Вопрос 9

К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

Варианты ответов
  • психологические знания о труде, профессии
  • психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии в их влиянии на себя и других людей
  • профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
  • эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
  • профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии
  • профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста
  • психологические противопоказания к данной профессии, (т.е. психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано
  • линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации
  • профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!