СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ "СОШ № 1" села Новоселицкого Ставропольского края
Работа учителя… Как часто её называют неблагодарной и тяжёлой! Тяжёлой – согласна. Но неблагодарной?.. Недавно услышала интересную притчу о кресте.
…Шла толпа людей, и каждый нёс огромный деревянный крест. Но один человек возроптал. Ему показалось, что его крест намного тяжелее, чем у остальных. Тогда этот человек спрятался и отпилил большую часть своего креста. Его ноша, конечно, стала легка, да настолько, что он не только догнал остальных, но и перегнал их. Однако лукавый человек не знал, что впереди, прямо на их пути, лежит пропасть. Все положили свои кресты с одного края пропасти на другой и перешли на противоположную сторону. А тот человек не смог этого сделать: его крест был слишком короток. И он не сумел продолжить путь со всеми. Никто не мог ему помочь, дав пройти по собственному кресту. Ибо каждый должен нести только свой крест…
У каждого из нас своё назначение, своя судьба. У учителя, может быть, этот крест тяжелее, чем у многих. Но он должен нести его, так как сам выбрал свою судьбу, свой путь. И если мы, учителя, станем облегчать эту ношу, то никакой благодарности никогда не получим, потому что не будем её заслуживать.
А что такое благодарность? Для меня это победы моих учеников, даже самые маленькие. Это детские улыбки. Это доверие ко мне детей. Это сознание того, что я им необходима, хотя бы сейчас. Пройдут годы, и я им стану не нужна, лишь иногда немногие из них будут навещать меня. Но это естественно. Ведь и дети, когда совьют собственные гнезда, не всегда уделяют своим родителям столько внимания, сколько тем хочется. Это, несомненно, грустно, но закономерно. Но я верю, что память моих учеников будет намного благодарнее.
А что нужно для того, чтобы нести наш крест было хоть немного легче? Я знаю одно верное средство: надо любить своих учеников и свою работу. Только эта любовь способна одухотворить труд Учителя, а значит, и облегчить его.
Надо всегда помнить, что самый главный человек в школе не учитель, и даже не директор, а… ученик. Только благодаря ему мы творим, огорчаемся неудачам и радуемся победам, стремимся к новым свершениям, нередко падаем, но поднимаемся и снова упрямо идём вперёд. Только ради него мы делам всё, что делаем.
Что ещё способно помочь нам в преодолении непростого пути? В.И.Даль говорил: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Только собственный пример во всём – в поступках, в речи, в отношении к людям, в работе и в отношении к ней – может вызвать доверие к нам и породить стремление следовать нашим советам, принимать наши знания.
Необходимо помнить и то, что нет плохих детей – есть слабые и нерадивые ученики. Когда же они совершают неблаговидные поступки, то в этом виноваты лишь мы, взрослые, что не сумели вложить в их души те истинные ценности, привить те правила человеческого общежития, о которых говорим на уроках и между ними, но которые нередко нарушаем сами, забывая применить их к себе.
У большинства детей, к счастью, есть родители. Всякое случается в нашей педагогической практике, но нужно следовать ещё одному правилу – никогда не ссориться с родителями, проложить дорогу к их сердцам, помнить и верить в то, что родители – это наши помощники, а не враги. Порой врагами мы их делаем сами, когда забываем: их ребёнок – это самое дорогое, что у них есть, как бы он ни учился и как бы ни вёл себя. Учитель, желающий сказать что-то отрицательное об ученике, должен сначала вспомнить всё хорошее, что есть в нём (и обязательно окажется, что хорошего больше!), и только после этого начать разговор с мамой нашкодившего мальчишки или провинившейся девчонки. Пожалейте материнское сердце, и оно ответит вам благодарностью! Ведь перед вами не преступник, которому надо вынести приговор, а человек, нуждающийся в вашей помощи. Покажите (только искренне!), что вы тоже любите её ребёнка.
Это три моих золотых правила. Я тоже не сразу к ним пришла. Для этого, возможно, нужно было совершить некоторые ошибки и раскаяться в них; нужно было самой стать матерью, чтобы лучше понять других матерей; наконец, необходимо было просто набраться опыта. Теперь я уверена, что иду правильной дорогой, что мой путь – это путь к истине.
Иногда я ропщу и жалуюсь, но продолжаю нести свой крест, не делая его более лёгким.
И у меня есть ошибки. Но мне кажется, что их уже намного меньше. И я верю: чем будет длиннее мой учительский путь, тем меньше и меньше будет этих ошибок.
Окончила Чечено-Ингушский государственный университет имени Л.Н.Толстого в г.Грозном.