СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Русский язык в современном мире.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №______

Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Тема урока: «Русский язык в современном мире.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Вопросы:

1. Русский язык в число каких языков входит?

2. Перечислить факторы влияния русского языка.

3. Что привело к изменениям в русском языке?

4. Что такое развитие?

5. Как появился интерес к русскому языку?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала

Русский язык в современном мире.

Что такое язык? Как любой другой, русский язык в современном мире представляет из себя строгую систему знаков, при помощи которых закреплено понятийное содержание, типовое написание и произношение слов.

Русский язык - самый распространенный представитель восточнославянской группы не только по числу говорящих на нем, но и по количеству стран, в которых он используется для ежедневного общения. Наш язык признан:

 

-национальным языком русского народа;

-государственным языком РФ;

-одним из основных для общения в странах постсоветского пространства, Евразии, Восточной Европы;

-одним из популярных для международного общения; одним из шести рабочих в ООН;

- наиболее значительным языком Европы, если рассматривать его число носителей (несмотря на то, что большая часть ареала его распространения географически расположена в Азии);

-одним из наиболее распространенных славянских языков;

-одним из максимально распространенных индоевропейских языков;

-самым переводимым в мире.

 

Русский язык в современном мире - грандиознейшее явление. Его считают родным свыше 200 миллионов, из которых 130 живут на российской территории. 50 миллионов являются носителями языка, причем большинство из этих людей пользуются им как первым или вторым языком в повседневном общении. После китайского и английского (самых распространенных в мире), русским языком в разной степени пользуется полмиллиарда человек.

Любой язык действует на протяжении истории всего общества.

В чем же заключаются функции русского языка? Функция языка - проявление его сущности. Лингвисты придают этому слову два значения. Первое - назначение и место языка в мире. Второе - роль и назначение языковых единиц.

Функции русского языка в современном мире обширны. Одни ученые считают, что их около 16, другие выделяют 25. Однако все они согласны: основными, ведущими функциями являются:

 • коммуникативная,

• когнитивная,

• кумулятивная.

Русский язык в современном мире служит для общения людей, и это одна из его ведущих функций.

Коммуникация - это получение информации, общение. Только при помощи языка можно отправлять и получать информацию, передавать и накапливать опыт поколений. В этой связи очень важную роль играет речевая компетенция, т.е. умение правильно выбрать нужные в конкретной ситуации языковые средства, стиль общения, способ выражения собственных мыслей.

Когнитивная функция предполагает использования языка как универсального способа познания окружающего мира. Значение каждого лексического слова опирается на конкретное понятие, поэтому именно в словах закреплены результаты познания мира. С этой точки зрения современный русский язык, как и остальные, неразрывно связан с человеческим мышлением. Мышление в языке материализуется, при его помощи передается другим людям, чтобы стать их достоянием.

Кумулятивная функция - это способность языка собирать, хранить, передавать информацию. Эта функция помогает передавать и накапливать опыт поколений, служит единственным хранилищем человеческого опыта. Слово может рассказать о человеке, его месте в мире, времени, особенностях любой сферы жизни.

Кроме трех основных функций, русский язык в современном мире обладает множеством других социальных функций. С его помощью формируют и выражают мысли. Язык помогает воздействовать на людей.

Язык и общество плотно, неразрывно связаны. Чем быстрее развивается общество, тем богаче становится язык. С появлением новых средств производства, отраслей культуры появляются новые слова, возникают новые способы общения. Язык участвует в развитии науки, расширении производства, воспитании поколений, образовании и всех остальных сферах жизни.

Следует помнить, что разделение функций языка на коммуникативную, когнитивную и кумулятивную не имеет четких границ. Все они тесно переплетены между собой, потому что связаны с мышлением, общением.

 

5. Закрепление пройденного материала:  

1. Что такое русский язык?

2.Считается ли русский язык государственным языком Р.Ф.?

3. Что такое русский язык в современном мире?

4. Что является основными, ведущими функциями русского языка?

5. Для чего служит русский язык в современном мире?

           

 

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 4, стр. 14

 

 

Ответы направить на адрес эл. почты:  [email protected]

 

 

Урок №______

Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

 

Дата проведения:  02.2022 г.                    Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

                                  04.02.2022г.

Группа № 2-12

Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1. Что такое русский язык?

2.Считается ли русский язык государственным языком Р.Ф.?

3. Что такое русский язык в современном мире?

4. Что является основными, ведущими функциями русского языка?

5. Для чего служит русский язык в современном мире?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала.

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познания, как инструмент мышления.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. – все это средства пе­редачи информации, дополняющие основное средство челове­ческого общения – язык.

Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. 

Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов, невербальная – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Задачи речевой коммуникации:

 · эффективное получение информации (зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыка­ми письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст);

· позитивная самопрезентация (способность про­извести хорошее впечатление на собеседника, предполагает владение основами культуры речи).

 

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения'.

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

• информирование;

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

• развлечение;

4) характер ситуации.

• деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

• бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

 

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированное навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Что называется, речевой коммуникацией?
  2. Что является целью и задачей речевой коммуникации?
  3. Какие формы речевой коммуникации различаются?
  4. Перечислить виды речевой деятельности.
  5. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
  6. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

 

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 5стр. 17

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Русский язык в современном мире.»»

Урок №______

Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.


Дата проведения: 02.02.2022 г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 2-12

Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Русский язык в современном мире.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Вопросы:

1. Русский язык в число каких языков входит?

2. Перечислить факторы влияния русского языка.

3. Что привело к изменениям в русском языке?

4. Что такое развитие?

5. Как появился интерес к русскому языку?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала

Русский язык в современном мире.

Что такое язык? Как любой другой, русский язык в современном мире представляет из себя строгую систему знаков, при помощи которых закреплено понятийное содержание, типовое написание и произношение слов.

Русский язык - самый распространенный представитель восточнославянской группы не только по числу говорящих на нем, но и по количеству стран, в которых он используется для ежедневного общения. Наш язык признан:


-национальным языком русского народа;

-государственным языком РФ;

-одним из основных для общения в странах постсоветского пространства, Евразии, Восточной Европы;

-одним из популярных для международного общения; одним из шести рабочих в ООН;

- наиболее значительным языком Европы, если рассматривать его число носителей (несмотря на то, что большая часть ареала его распространения географически расположена в Азии);

-одним из наиболее распространенных славянских языков;

-одним из максимально распространенных индоевропейских языков;

-самым переводимым в мире.


Русский язык в современном мире - грандиознейшее явление. Его считают родным свыше 200 миллионов, из которых 130 живут на российской территории. 50 миллионов являются носителями языка, причем большинство из этих людей пользуются им как первым или вторым языком в повседневном общении. После китайского и английского (самых распространенных в мире), русским языком в разной степени пользуется полмиллиарда человек.

Любой язык действует на протяжении истории всего общества.

В чем же заключаются функции русского языка? Функция языка - проявление его сущности. Лингвисты придают этому слову два значения. Первое - назначение и место языка в мире. Второе - роль и назначение языковых единиц.

Функции русского языка в современном мире обширны. Одни ученые считают, что их около 16, другие выделяют 25. Однако все они согласны: основными, ведущими функциями являются:

коммуникативная,

когнитивная,

кумулятивная.

Русский язык в современном мире служит для общения людей, и это одна из его ведущих функций.

Коммуникация - это получение информации, общение. Только при помощи языка можно отправлять и получать информацию, передавать и накапливать опыт поколений. В этой связи очень важную роль играет речевая компетенция, т.е. умение правильно выбрать нужные в конкретной ситуации языковые средства, стиль общения, способ выражения собственных мыслей.

Когнитивная функция предполагает использования языка как универсального способа познания окружающего мира. Значение каждого лексического слова опирается на конкретное понятие, поэтому именно в словах закреплены результаты познания мира. С этой точки зрения современный русский язык, как и остальные, неразрывно связан с человеческим мышлением. Мышление в языке материализуется, при его помощи передается другим людям, чтобы стать их достоянием.

Кумулятивная функция - это способность языка собирать, хранить, передавать информацию. Эта функция помогает передавать и накапливать опыт поколений, служит единственным хранилищем человеческого опыта. Слово может рассказать о человеке, его месте в мире, времени, особенностях любой сферы жизни.

Кроме трех основных функций, русский язык в современном мире обладает множеством других социальных функций. С его помощью формируют и выражают мысли. Язык помогает воздействовать на людей.

Язык и общество плотно, неразрывно связаны. Чем быстрее развивается общество, тем богаче становится язык. С появлением новых средств производства, отраслей культуры появляются новые слова, возникают новые способы общения. Язык участвует в развитии науки, расширении производства, воспитании поколений, образовании и всех остальных сферах жизни.

Следует помнить, что разделение функций языка на коммуникативную, когнитивную и кумулятивную не имеет четких границ. Все они тесно переплетены между собой, потому что связаны с мышлением, общением.


5. Закрепление пройденного материала:  

1. Что такое русский язык?

2.Считается ли русский язык государственным языком Р.Ф.?

3. Что такое русский язык в современном мире?

4. Что является основными, ведущими функциями русского языка?

5. Для чего служит русский язык в современном мире?


6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 4, стр. 14




Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]




Урок №______

Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.


Дата проведения: 02.2022 г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

04.02.2022г.

Группа № 2-12

Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1. Что такое русский язык?

2.Считается ли русский язык государственным языком Р.Ф.?

3. Что такое русский язык в современном мире?

4. Что является основными, ведущими функциями русского языка?

5. Для чего служит русский язык в современном мире?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала.

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познания, как инструмент мышления.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. – все это средства пе­редачи информации, дополняющие основное средство челове­ческого общения – язык.

Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. 

Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов, невербальная – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Задачи речевой коммуникации:

 · эффективное получение информации (зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыка­ми письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст);

· позитивная самопрезентация (способность про­извести хорошее впечатление на собеседника, предполагает владение основами культуры речи).


Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения'.

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

• информирование;

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

• развлечение;

4) характер ситуации.

• деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

• бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.



ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированное навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Что называется, речевой коммуникацией?

  2. Что является целью и задачей речевой коммуникации?

  3. Какие формы речевой коммуникации различаются?

  4. Перечислить виды речевой деятельности.

  5. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

  6. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?


6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 5стр. 17


Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!