СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования: Формирование профессиональных качеств личности как гарант успешности будущего специалиста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кинешемский колледж индустрии питания и торговли

 

 

      Утверждаю

Директор  ОГБПОУ

Кинешемский колледж индустрии  питания и торговли

____________/Г. С. Чумаченко/

 

 

Формирование профессиональных             качеств личности как  гарант успешности будущего специалиста

 

 

                                                                               

                                                                                                           Выполнила                                                                                                                                                                                                                  Минаева Л.В.,

классный  руководитель

группы №1 курса 3

 

                                                        

 

 

 

г. Кинешма 2018г.

                                     

                     

             Содержание

1.Введение                                                                                                 стр. 2-3

2. Профессиональное воспитание студентов колледжа                        стр. 4-5                                                                                                                     

3. Общие компетенции                                                                             стр. 6-7                                                                    

4. Задачи профессионального воспитания                                             стр.  8-10                                                                        

5. Разнообразие форм воспитательной работы по направлению         стр. 11-13                                                          «профессиональное воспитание»:                                                            

6. Формирование у студентов творческого подхода к труду, к            стр.14-15         самосовершенствованию в избранной специальности «Технология продукции общественного питания».                                                                       

 7.Список литературы                                                                              стр.16

 

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования: Формирование профессиональных качеств личности как гарант успешности будущего специалиста»

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кинешемский колледж индустрии питания и торговли





Утверждаю

Директор ОГБПОУ

Кинешемский колледж индустрии
питания и торговли

____________/Г. С. Чумаченко/





Формирование профессиональных качеств личности как гарант успешности будущего специалиста





Выполнила Минаева Л.В.,

классный руководитель

группы №1 курса 3









г. Кинешма 2018г.

Содержание

1.Введение стр. 2-3

2. Профессиональное воспитание студентов колледжа стр. 4-5

3. Общие компетенции стр. 6-7

4. Задачи профессионального воспитания стр. 8-10

5. Разнообразие форм воспитательной работы по направлению стр. 11-13 «профессиональное воспитание»:

6. Формирование у студентов творческого подхода к труду, к стр.14-15 самосовершенствованию в избранной специальности «Технология продукции общественного питания».

7.Список литературы стр.16































Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации профессионального образования, внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения значительно повышаются требования к выпускникам колледжей и техникумов.

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

Выбор профессии – серьёзный шаг в жизни каждого человека, который определяет его будущее. Каждая профессия предъявляет к профессиональным качествам человека свои специфические требования. Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без них нет и дальнейшего профессионального совершенствования. Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями и компетенциями — это и есть содержательная сторона процесса профессионального воспитания студентов профессиональных учебных заведений.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не выделяется профессиональное воспитание как отдельная категория. Между тем, профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия».  Оно является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик,  интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Термин «профессиональное воспитание» впервые появился в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Под ним подразумевалось формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств. Приблизительно с 2002 года понятие «профессиональное воспитание» входит в ряд активно используемых категорий.

Профессиональное воспитание - это «деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект)» (Н. М. Борытко). По мнению В.Ф. Орлова, профессиональное воспитание - это «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств...».   

Основной целью профессионального воспитания студентов колледжа является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональное воспитание студентов имеет следующие задачи:

  • формирование сознательного отношения к выбранной профессии, профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;

  • формирование осознанной профессиональной мотивации;

  • воспитание гордости и любви к специальности технолога, понимания обще­ственной миссии своей профессии;

  • воспитание чувства ответ­ственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, ос­мысленного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности;

  • формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности;

  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности студентов к осуществлению трудовой деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде;

  • приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;

  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях;

  • воспитание у студентов бережливости, формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту. 

К основным компонентам профессионального воспитания  относят:  мотивацию обучающихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании и формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.

Формирование профессиональных компетенций у студентов колледжа осуществляется  в различных формах. Специальные компетенции формируются через изучение предметов, различные виды практик, экскурсии в образовательные учреждения и предприятия города, предметные недели, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам. Учебная деятельность, включающая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана специальности, также влияет на профессиональную мотивацию студентов.

В процессе формирования социальной компетенции мы используем следующие формы работы:

  • организация работы со студентами первого курса по адаптации к профессиональной системе обучения, усвоению ими традиций колледжа и правил поведения;

  • экскурсии на предприятия общественного питания, проведение встреч с практическими работниками системы ОП, выпускниками колледжа, работающими в системе ОП

  • проводим психологические тренинги («Общение без границ», «Успех в профессиональной деятельности», «Мир моими глазами» и др.), семинары-презентации и др. мероприятия, способствующие в дальнейшем успешному трудоустройству и профессиональной ориентации выпускников. Большую роль в данном вопросе играет участие студентов в работе органов студенческого самоуправления. К сожалению, в закрепленной за нами учебной группе мало студентов, проявляющих социальную активность. Ребята охотней участвуют в мероприятиях профессиональной направленности;

  • участие студентов группы в профориетации, мастер-классах, конкурсах.

Личностную компетентность мы формируем через проведение конкурсов студенческого профессионального мастерства, участие студентов в подготовке и проведении, мастер-классов по УП, участие  в областных, межрегиональных конкурсах («Вордлскиллс», «Лучший по профессии» , фотоконкурсах «Моя будущая профессия», «Мои первые шаги в профессии»,  в профориентационной работе, в областной ярмарке профессий.

Формированию методических компетенций способствуют:

- самостоятельный поиск профессиональной информации студентами (рефераты, доклады, олимпиады, «круглые столы» и т.п.);

- организация книжных выставок, просмотров и обзоров литературы профессиональной направленности библиотекой колледжа.

Опыт подсказал, что эффективней ставить конкретные задачи на каждой ступени обучения и их поэтапно реализовывать через общие компетенции:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В своей работе мы используем различные формы воспитательной работы по направлению «профессиональное воспитание»:

  • Конкурс профессионального мастерства «Наш любимый край»

  • Мастер-классы по УП

  • Ворлдскиллс мастер класс по УП

  • Флешмоб на тему: «Руки - главный инструмент повара»

  • Тренинг «Успех в профессиональной деятельности»;

  • Презентация «День молодого рабочего»;

  • « Путь к профессиональному трудовому успеху»

  • Профориентация “Мир профессии”

  • Практикум «Правила прохождения собеседования при приёме на работу»;

  • Тренинг по развитию временной перспективы «Мир моими глазами»;

  • Правовые консультации «Государственная поддержка молодых специалистов»;

Во внеурочной деятельности в целях формирования творческого подхода к туду, к самосовершенствованию в избранной профессии со студентами своей группы мы освоили карвинг и 3D рисунки в желе.

«Карвинг»

В наше время карвингом можно назвать любую
резьбу по дереву, льду, камням, овощам, 3D
рисунки в желе, а также стиль катания на горных
лыжах и сноуборде и даже способ долговременной
химической укладки волос.
Сейчас ни одна кулинарнаявыставка необходится без
демонстрации украшениястоловразличными резными
композициями из овощейи фруктов.Одним из
важнейших условий успеха шедевров является
очень высокая острота инструментов. Для начального
обучения карвингу надо всего лишь взять в руки нож и
самостоятельно проделать указанную вырезку.

«Роза из моркови»

Подготовить морковь, нарезать на часть
примерно 5-7 см. в длину и слегка
обточить. У утолщенной части срезать
часть моркови«кольцом» и обточить.
Под острым углом наметить форму
лепестка, а под тупым срезать и обточить.
Повторить лепестки по всей окружности.
Под острым углом сделать новый
лепесток. Остальные лепестки начинать
из середины предыдущих. Последующие
ряды повторить в такой же вариации. Когда
место для лепестков закончилось нужно
вырезать середину.






«3D рисунки в желе»

Эта тема является техникой украшения желе и
желейных тортов. Такое нововведение заключается
в простоте. Основа должна быть прозрачной.
Отдельно делают молочное желе для того, чтобы
лепестки можно было подкрасить в нужные цвета.
Для этого используют различные способы. К ним
относят: пищевые красители; соки ярких цветов и
т.д. Также можно использовать молочное желе без
подкрашивания. В этом случае лепестки получаются
белого оттенка. Из подкрашенного молочногожеле
лепестки смотрятся более отчетливей, чем в простом
подкрашенном желе.

«Роза из желе»

Приготовить прозрачное желе для основы:
растворить желатин в воде, добавить сахара
и лимонного сока для вкуса, перелить в
небольшую салатницу с формой полусферы
и дать застыть. Приготовить желе для лепестков:
желатин замочить; молоко поставить на огонь,
добавить сахар и ваниль, тщательно растворить
и довести до кипения, охладить; ввести в молоко
подготовленный желатин мешать до полного
растворения. В основное желе с помощью
шприца сделать серединку. Далее вводя смесь шприцем по кругу с разным наклономсформировать много лепестков разной длины. Выходящую на поверхность массу снять ложкой. Залить молочным желе слой примерно 0,5 см и дать застыть. В горячую воду на несколько секунд опустить форму. Выложить готовый продукт на тарелку.







«Печенье из теста»

Главная особенность в технике приготовления яичного
печенья заключается в быстроте. Тесто для печенья имеет
приятный вкус и эффектный вид. Также в тесто можно
добавлять различные пищевые красители или использовать
сок свеклы, шпината, клюквы и других фруктов или ягод.
Готовность лепестков определяется по появлению на краях
теста золотистого цвета. Лепестки приготавливают
несколькими способами: на противне в жарочном шкафу
и на сковороде. Помимо лепестков из теста цветок состоит
из стебля. Стеблем служат палочки сладкой соломки,
которые с лёгкостью можно купить в продуктовом магазине.
Главное помнить, что лепестки соединяют в горячем состоянии и
поэтому стоит одевать х/бперчатки.

«Роза из теста»

Вначале приготовить тесто: взбить яйца с
сахаром при помощи венчика или миксера
до белой густой смеси; продолжая взбивание
осторожно ввести просеянную муку; получить
однородную массу. Противень смазать маслом,
ложкой из теста сформировать лепестки.
Противень поместить в жарочный шкаф до
появления румяной корочки по краям теста.
С помощью лопаточки аккуратно отделить
лепесток от противня. Слегка прижать лепесток
к палочке соломки и дать лепестку схватиться.
Повторить ещё несколько лепестков и поставить
в стакан для остывания.









«Украшения из овощей и фруктов»

Для украшения блюд помимо карвинга
используют различную нарезку овощей и
фруктов. Если карвинг это фигурная вырезка,
то этот способ основан на принципе, где в
конце соединяют различныечасти нарезки и
получают общую композицию.К примеру, из
нарезанных пластин толщиной 1 мм., скручен-
ных и нанизанных на зубочистки, получают
розы. Такой вид оформления подходит для
праздников и банкетов. Благодаря такойформе
подачи улучшаетсяобщее восприятие готового
блюда. Для приготовления таких различных
«изюминок»можно использовать самые что
не наесть овощи и фрукты:от огурца, капусты и репыдо апельсинов, яблок и груш.

«Цветок из моркови»

Морковь и редьку «Дайкон» очистить, промыть.
Подготовленную морковь и редьку разрезать
вдоль на две равные части. С помощью овоще-
чистки с плавающим лезвием срезать несколько
пластинок с моркови и редьки. Из пластин моркови
ножом вырезать лепестки, а из редьки – середину
цветка и листья. Подготовленные части опустить в
холодную подсолённую воду на 10 минут. Середину
из редьки свернуть трубочкой и проколоть двумя
зубочистками под прямым углом друг к другу. На
каждую зубочистку наживить лепесток. В шахматном
порядке повторить последующие ряды. Затем наколоть
листья.

В своей работе со студентами мы стремимся совершенствовать формы и методы профессионального воспитания студентов не только в процессе учебных занятий и на практических занятиях, но и во внеурочное время, в воспитательной работе. Так, уверены, можно и повысить интерес студентов к выбранной профессии, и добиться положительных результатов в деятельности. А они у нас есть. В региональном конкурсе методических разработок по профориентации «Профессионал 2018» мы заняли 2 место.











































Нормативно-правовая база для программы профессионального воспитания в СПО.


  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ;

  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция модернизации российского образования до 2020 года»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

  • Письмо Минобразования РФ от 21 ноября 2003 г. № 19-52-1130/19-28 «Об обеспечении социального партнерства системы среднего  профессионального образования»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 08 октября 2014 г. № 1987-р «Об утверждении союза «Агенство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 г. № 366-р «О плане мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;

  • ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утв. Приказом Министерства образования РФ от 09.12.2016 № 1569;

  • ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 № 384;

  • Профессиональный стандарт №557 по профессии «Повар», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н;

  • Профессиональный стандарт №549 по профессии «Кондитер», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.09.2015 № 597н;


Список использованной литературы:

Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов//– 2006. – Выпуск № 14 том 6.

Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов ВУЗа. / Н.М. Борытко //Учебно-методическое пособие – Волгоград: Издательство ВГИПК РО. – 2004.

Черменёва С.И. Формы работы по профессиональному воспитанию студентов педколледжа. / С.И. Черменёва // Социальная сеть работников образования. – 23.05. 2012. nsportal.ru

ФЗ от 29.12 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».ru›document/cons_doc_LAW_146342/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!