СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и Зло" 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и Зло" 4 класс.»

Цель урока: познакомить с такими общечеловеческими понятиями как «добро» и «зло»


Задачи:

обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других;

развивающая: развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас;

воспитательная: воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Ключевые слова: добро, зло;

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор,

презентация, толковый словарь Ожегова;

Педагогические технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающие;


Формы и виды работы: беседа, устное высказывание на тему, работа с

иллюстрированным материалом, работа в группе.



Ход урока.

Орг. момент.

Учитель: Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Введение в тему.

Чтение и обсуждение притчи.

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

– Зачем столько птиц? Император ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:

– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

Учитель: - Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить. Но для начала мы еще раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:

- как называется наша притча? О чём она? (высказывания детей)

- назовите главные слова (Предположительный ответ: добро и зло)

Учитель: - Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь. (Слайд 1-2)

Ш. Новая тема.

1. Работа со статьей учебника. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2. Беседа.

- Что же такое добро и что входит в это понятие?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Добро - это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Как вы понимаете понятие «Добро»? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый) Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (Слайд 4)

Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…

- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье. Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.(Слайд 5)

IV. Закрепление.

1. Работа со сказками.

- Ребята, вы любите сказки. Почему? Сейчас посмотрим, как вы знаете сказки?

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»), В. Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели.

- Это сказка о добре или зле? Аргументируйте свой ответ.

- А вот еще сказка.

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»).

-А эта сказка о ком? Почему вы так решили? Докажите.

2. Работа в тетради.

Составьте пословицы и высказывания. Соедини линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому

(Слайд 6)

- А чтобы зло не проникло , предлагаю вам собрать пословицу и выстроить из слов дорогу добра.

добрый

света

человек

словно

придёт

принесет




Ответ: (Слайд 7) Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

V.Физминутка. (Слайды 8-15)

VI. 1 Обсуждение проблемного вопроса «Как можно управлять и побеждать зло» (Слайды 16)

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение руки и ноги.

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее. «В гневе человек теряет свой человеческий облик».


- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик? (1-осознать ошибку; 2- попросить прощение.)


VII. Мини-проект. ( Слайд 17)

Учитель:

- Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Учитель:

-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!» (Слайд 18-19)

2. Работа с текстом В. Осеевой «Сыновья»

Прочитай рассказ и ответь на вопросы.

Сыновья

Д ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Как ты понимаешь слова старика? Что значит быть сыном, дочерью?

VII. Итог урока. О чём мы сегодня с вами разговаривали? Что больше вам по нраву добро или зло? Почему?


VIII. Рефлексия (Слайд 20)

- Спасибо вам, ребята.

- Но мне хочется узнать, понравился вам урок или нет. На столах лежат цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению.

Красный – прекрасное, мы подружились;

Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь;

Зеленый – плохое, со мной не согласны.

- Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение осталось у вас после урока.

- Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества.

- В конце урока хочу предложить вам стихотворение.


Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

IХ. Творческое домашнее задание. (Слайд 21-22)

(По выбору) - сочинить сказку о добре совместно с родителями;

- описать, нарисовать свой добрый поступок.


Список использованной литературы:


1. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Жиренко О.Е., Яровая Л.Н.- Москва: ВАКО, 2008

2.Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Москва: Лика, 2006

3. http : //festival.1september.ru/articles/600207/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!