СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по в/д "Функциональная грамотность", 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естемм

Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

ью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по в/д "Функциональная грамотность", 1 класс»

Серия «Учение с увлечением»






Функциональная грамотность


1 класс



Программа внеурочной деятельности



  • Программа курса

  • Тематическое планирование

  • Методические рекомендации к занятиям












Москва

«Планета»


ББК 74.202

Ф947

Авторы-составители:

М.В. Буряк, С.А. Шейкина



Ф947 Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).


ISBN 978-5-907392-18-2


Данное методическое пособие разработано для решения задачи
эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся в первом классе.

В пособии дана рабочая программа курса, содержащая пояснительную записку, содержание программы, требования к результатам обучения выпускников начальной школы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты, тематическое планирование с формируемыми на каждом занятии умениями. Также в книге даются подробные методические рекомендации к каждому занятию, приведены ответы на вопросы и задания тренажера для школьников.

Занятия курса разделены на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Авторы курса предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.

Книга предназначена для учителей начальных классов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов, студентов педагогических колледжей и вузов, магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации.



ББК 74.202







© Буряк М.В., Шейкина С.А., 2021

ISBN 978-5-907392-18-2

© ООО «Планета», 2022


Содержание




Введение………………………………………………………………………

6


ЧАСТЬ 1

ПРОГРАММА КУРСА

«Функциональная грамотность»


Пояснительная записка………………………………………..

8

Содержание программы……………………………………….

9

Планируемые результаты освоения курса………………….

10

Оценка достижения планируемых результатов……………

13

Тематическое планирование………………………………….

14




ЧАСТЬ 2

Методические рекомендации к занятиям




Блок «Читательская грамотность»


Занятие 1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок……………………..

28

Занятие 2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц………………

29

Занятие 3.

Владимир Сутеев. Живые грибы………………………

31

Занятие 4.

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко…………..

32

Занятие 5.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы…………………

34

Занятие 6.

Грузинская сказка. Лев и заяц…………………………

35

Занятие 7.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать...

37

Занятие 8.

Евгений Пермяк. Четыре брата………………………..

39



Блок «Математическая грамотность»


Занятие 9.

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца………….

42

Занятие 10.

Про козу, козлят и капусту……………………………..

43

Занятие 11.

Про петушка и жерновцы……………………………….

44

Занятие 12.

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки..

46

Занятие 13.

Про наливные яблочки………………………………….

47

Занятие 14.

Про Машу и трёх медведей……………………………..

49

Занятие 15.

Про старика, старуху, волка и лисичку……………….

52

Занятие 16.

Про медведя, лису и мишкин мёд……………………...

54





Блок «Финансовая грамотность»


Занятие 17.

За покупками……………………………………………..

57

Занятие 18.

Находчивый колобок…………………………………….

58

Занятие 19.

День рождения Мухи-Цокотухи………………………..

60

Занятие 20.

Буратино и карманные деньги…………………………

62

Занятие 21.

Кот Василий продаёт молоко…………………………...

63

Занятие 22.

Лесной банк……………………………………………….

65

Занятие 23.

Как мужик и медведь прибыль делили……………….

67

Занятие 24.

Как мужик золото менял………………………………..

68



Блок «Естественно-научная грамотность»


Занятие 25.

Как Иванушка хотел попить водицы…………………

71

Занятие 26.

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик…………...

72

Занятие 27.

Про репку и другие корнеплоды……………………….

73

Занятие 28.

Плывёт, плывёт кораблик ……………………………..

75

Занятие 29.

Про Снегурочку и превращения воды………………..

77

Занятие 30.

Как делили апельсин……………………………………

79

Занятие 31.

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду………………..

80

Занятие 32.

Иванова соль………………………………………………

83

Занятие 33.

Владимир Сутеев. Яблоко………………………………

86

Введение



Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.


Часть 1

ПРОГРАММА КУРСА

«Функциональная грамотность»



Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.



Содержание программы

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.



Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.


Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.



Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.



Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.



Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

– давать характеристику героям;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

– различать научно-познавательный текст и художественный;

– определять, чему учит сказка.

2.

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

Содержание сказки.

Качество: выносливость, упорство.

– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

– давать характеристику героям сказки;

– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

– устанавливать истинность и ложность высказываний;

– подбирать из текста слова на заданную тему;

– определять, чему можно научиться у героя сказки;

– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3.

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

– Давать характеристику героям;

– дополнять предложения на основе сведений из текста;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять вопросы по содержанию сказки;

– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

– Определять вид сказки;

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;

– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

– определять последовательность событий сказки;

– находить необходимую информацию в тексте;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

– определять, чему учит сказка.

5.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

– Определять лексическое значение слова;

– анализировать содержание текста и составлять план;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– давать характеристику героям;

– понимать, чему учит сказка;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

– фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

– давать характеристику персонажам сказки;

– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

– Давать характеристику героям;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;

– соединять части предложений;

– задавать вопросы к тексту сказки;

– объяснять главную мысль сказки;

– дополнять отзыв на прочитанное произведение.

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.

Семейные ценности.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– находить в тексте образные сравнения;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;

– разгадывать ребусы;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Математическая грамотность»

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

– Определять количество предметов при счёте;

– составлять и решать выражения с ответом 5;

– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

– решать задачу в два действия.

10

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

– Определять количество предметов при счёте;

– образовывать число 8;

– составлять и решать выражения с ответом 9;

– решать задачу в два действия;

– находить остаток числа;

– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.


11

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;

– отвечать на вопросы на основе условия задачи;

– анализировать данные и отвечать на вопросы;

– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

– работать в группе.

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

– раскладывать число 10 на три слагаемых;

– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

13

Про наливные яблочки


Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.

– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;

– находить недостающие данные при решении задач;

– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;

– определять истинность/ложность высказываний.

14.

Про Машу и трёх медведей


Состав чисел 9, 10, 11.

Задачи на нахождение суммы.

– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

– решать задачи на нахождение суммы;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;

– устанавливать закономерности.

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

Задачи на нахождение части.

Состав числа 12.

– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

– решать задачи на нахождение части числа:

– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;

– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

– находить прямоугольники на рисунке.

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;

– читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

Цена, товар, спрос.

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;

– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;

– рассуждать об умении экономно тратить деньги.

18

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

– определять необходимые продукты и их цены;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– работать в группе.

19

День рождения

Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

– Наблюдать над различием цены и стоимости;

– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

– определять стоимость покупки;

– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

– объяснять смысл пословиц.

20

Буратино и карманные деньги

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

– рассуждать о правильности принятого решения;

– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

21

Кот Василий

продаёт молоко

Реклама.

– Наблюдать над понятием «реклама»;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

– делать выбор на основе предложенной информации;

– называть различные виды рекламы.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

– Наблюдать над понятием «банк»;

– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;

– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Как мужик и медведь прибыль делили

Мошенник, сделка, доход,

выручка, прибыль, продажа оптом.

– Наблюдать над понятием «сделка»;

– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

– понимать, почему оптом можно купить дешевле;

– выбирать товары для покупки на определенную сумму;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Как мужик золото менял

Услуга, равноценный обмен, бартер.

– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

– объяснять, что такое бартер;

– формулировать правила обмена;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»

25

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;

– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

– показывать, что шарик можно наполнять водой;

– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;

– объяснять, почему шарик не тонет в воде;

– рассказывать, в каком случае шарик может летать;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

27

Про репку и другие корнеплоды

Корнеплоды.

– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

– Определять плавучесть металлических предметов;

– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

– объяснять, почему случаются кораблекрушения;

– объяснять, что такое ватерлиния;

– определять направление ветра.

29

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

– Объяснять, что такое снег и лёд;

– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

– наблюдать над формой и строением снежинок;

– составлять кластер;

– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

30

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;

– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

– определять в каком из апельсинов больше сока;

– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;

– наблюдать многократность отражений;

– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;

– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

33

Владимир Сутеев. Яблоко

Яблоко.

– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;

– доказывать, что существует сила притяжения;

– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;

– соединять части текста и рисунки;

– называть героев сказки;

– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;

– давать характеристику герою;

определять стоимость части от целого;

– придумывать рекламу-упаковку;

– определять профессию рабочего банка;

– объяснять, чему учит сказка.



Серия «Учение с увлечением»


Авторы-составители:

Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна


Функциональная грамотность


1 класс



Программа внеурочной деятельности



Ответственная за выпуск М.С. Умнова

Корректор Н.М. Рыжкова

Компьютерная верстка Ж.В. Быстровой

Дизайн обложки Н.А. Поляковой




Сайт издательства «ПЛАНЕТА»

http://www. planeta-kniga.ru


Оптовую реализацию пособий издательства «Планета»

осуществляет Межрегиональный центр «ГЛОБУС»:

г. Москва, ул. Угличская, 12, корп. 1

тел.: 8(495) 988-72-83 (многоканальный)

http://www. globus-kniga.ru

e-mail: [email protected]


Более подробная информация о приобретении продукции

издательства «Планета» на официальном сайте:
http://www. planeta-kniga.ru (раздел «Где купить»)



Регистрационный номер декларации о соответствии:

ЕАЭС N RU Д-RU.ГА05.В.01902/19






Подписано в печать 18.10.21. Формат 60х84/16.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. 5,12. Заказ


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!