Рабочая программа
по изобразительному искусству
во 3-ем (б) коррекционном классе
УМК «Школа России»
Составила: Молчанова Елена Александровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2020-21 уч. г.
Раздел 1.Планируемые результаты
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству в 3-ем (коррекционном)классе по решению педсовета осуществляется в форме интегрированного зачёта – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года.
Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности
Раздел 2. Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство» Л.А. Неменская 3 класс частично
Художник и зрелище
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Праздник в городе
Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Художник и музей
Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Скульптура в музее и на улице.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
Художественная выставка (обобщение темы).
Выставка лучших работ за год.
«Изобразительное искусство» Л.А. Неменская 4 класс частично
Организация учебного процесса: классно - урочная.
В процессе реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
методы обучения:
беседа
практические
наглядные
упражнения
формы обучения:
Требования к уровню подготовки:
знать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
зназвания художественные материалов (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
уметь:
использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
моделировать предметы бытового окружения человека;
применить навыки несложных зарисовок с натуры;
сформулировать замысел;
построить несложную композицию;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
анализировать результаты работы;
использовать в индивидуальной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь.
Раздел 3. Планирование
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусствусоставлено на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Ломовской СОШ, принятой на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г., утвержденной приказом от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) вид - 7.2.
- федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08 июня 2015 года № 576, от 28 декабря 2015 г. №1529, от 26 января 2016 г. №38 и
от 21 апреля 2016 г. №459);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528.
- методического письма «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2020-21 уч. г.»
- учебного плана школы на 2020-2021уч.год с учётом особенностей учащегося.
Мальчик имеет задержку речевого развития. На занятиях трудится очень серьёзно, выполняет все рекомендации учителя. Дома с учеником провоятся дополнительные занятия.
Во время дистанционного обучения программы была усвоена с опережением.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 3класс / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018
Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018.
Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 4 класс / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2019
Методическое пособие с электронным приложением. Рабочие программы начальная школа 3-4 класс УМК «Школа России» / С.А.Шейкина; под редакцией Е.С.Галанжиной М.: ООО «Планета», 2013
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Страницы учебника | Вид изобразительной деятельности | Характеристика видов деятельности |
Художник и зрелище (8 часов) |
1 | Инструктаж по т\б. Художник в цирке. Фрагмент циркового представления в аппликации. | Гуашь, кисти, мелки. | Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | Наблюдать и рассматривать животных в разных состояниях. Сравнивать и анализировать связь между характером украшений и характером героев. Создавать декоративные композиции заданной формы, яркие сказочные образы. Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Повторять и закреплять полученные ранее знания, Расширять знания о художественных материалах. Развивать навыки работы мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (ближе-дальше). |
2 | Художник в театре. Создание объёмного макета театральной постановки. | Гуашь, тонкая и толстая кисти. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. |
3 | Театр на столе. Изготовление эскиза театральных персонажей. | Гуашь, кисти, клей, обои. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе. |
4 | Театр кукол. Изготовление кукольных персонажей (бумажная кукла). | Гуашь, кисти. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
5 | Конструирование сувенирной куклы. | Гуашь, клей, клей, | Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы. |
6 ВМ№1 | «Афиша и плакат». Изготовление афиши к празднику. | Гуашь, тонкая и толстая кисти. | Создаёт маски (бумажные и комбинированные). Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
7 | Театральные маски. Искусство масок разных характеров. | Гуашь, кисти. | Рисует на бумаге красками и карандашами.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
8 | Праздник в городе. Передача в рисунке праздника, его атмосферу. | | Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
Художник и музей (8 часов) |
2 четв 9 | Музей в жизни города. ИЗО на свободную тему. | Гуашь, тонкая и толстая кисти. | Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | Уметь сопоставлять холодные и теплые, тихие и звонкие цвета. понимать их эмоциональную выразительность. Изображать борьбу тихого и звонкого, холодного и теплого. Осваивать приемы работы кистью ( мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Изображать сюжеты с колористическим контрастом(горящий ночью костёр). Понимать, что такое ритм. Уметь передавать ритм летящих птиц на плоскости. Повторять и закреплять полученные ранее знания. |
10 | Картина - особый мир. Картина - портрет (краски, карандаши). | Гуашь, кисти, клей, обои. | Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. произведений изобразительного искусства. |
11 | Картина-пейзаж. ИЗО «Весна в природе» | Гуашь, кисти. | Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). |
12 | Картина - пейзаж.(продолжение темы) | | Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия |
13 | Картина- натюрморт. ИЗО Натюрморт из овощей. Картины исторические и бытовые. Рисунок восковыми мелками и акварель. | Гуашь, тонкая и толстая кисти. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. |
13 | Гуашь, кисти, клей, обои. |
14 ВМ№2 | Скульптура в музее и на улице. Фигура человека. | Глина, пластилин. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. |
15 | Художественная выставка Скульптура в музее и на улице. Фигура животного | | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. |
«Истоки родного искусства» |
16 | Красота природы в произведениях русской живописи. Пейзаж родной земли | Гуашь, крупные кисти, | Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. | Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения об объекте, его строении. Составление плана и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы, и конечного результата. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Составление плана и последовательности действий |
17 | Пейзаж родной земли. Изображение российской природы | Гуашь, крупные кисти, бумага | Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. |
18 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы | Гуашь, крупная кисть, бумага. | Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. |
19 | Деревня – деревянный мир. Образ русской избы Пространственная постройка. | Гуашь, кисть, слайды | Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей) |
20 | Русская красавица. Образ русской красавицы | Мелки, акварель | Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. |
21 | Образ русского человека в произведениях художников | | Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников |
22 ВМ№3 | Календарные праздники Проект№1 "Народные праздники". | Гуашь, крупные кисти, бумага | Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. |
23 | Народные праздники. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | Бумага, ножницы, клей | Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника |
«Древние города твоей земли» |
24 | Родной угол. Бумажное конструирование | Гуашь, кисть, бумага, ножницы | Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.). Создавать макет древнерусского города | Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Беседа о роли художника в создании облика города. |
25 | Древние соборы Бумажное конструирование. | Гуашь, кисть, тонированный лист. | Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма. |
26 | Древнерусские воины- защитники | Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | Называть основные структурные части города: построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. |
27 | Золотое кольцо России. Города Русской земли Образ древнерусского города. | Гуашь, крупные кисти. | Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу |
28 | Выставка работ Узорочье теремов. Изразцы. Изображение интерьера теремных палат. | Гуашь 2-3 цвета, кисти . | Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. |
29 | Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» | Гуашь, мелки. | Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. |
30 | "Праздник цветения сакуры в Японии". | Гуашь, крупные кисти. | Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», |
31 | "Народы гор и степей". Сцена жизни людей в степи и в горах | Гуашь 2-3 цвета, кисти | Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу |
32 ВМ№4 | Все народы воспевают материнство. Портрет мамы | Гуашь, крупные кисти. | Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага |
33 | Герои, борцы и защитники. Образ народных героев. | Гуашь 2-3 цвета, кисти | Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою |
Оценка работ по изобразительному искусству
При оценивании работ учитывается аккуратность выполнения работы. За неряшливо оформленную работу отметка снижается на 1 балл, но не ниже «3».
«5» - без ошибок
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых
«2» - 5 и более грубые ошибки
Грубыми ошибками считаются:
- неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе;
- не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов;
- неверная передача цвета;
- выход за линии при нанесении цвета;
-неумение самостоятельно, без помощи учителя, выполнить работу.
Негрубыми ошибками считаются:
- несоблюдение последовательности выполнения рисунка;
- не прорисованы незначительные элементы изображаемого объекта;
- неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
- неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке;
- неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени.