СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Интернет-зависимость, как проблема XXI века"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и меня.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Интернет-зависимость, как проблема XXI века"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 с.Левокумка













Научно-исследовательская работа на тему:

«Интернет-зависимость, как проблема XXI века»

Подготовила:

Ученица 9 «А»класса

МБОУ СОШ №8с. Левокумка

Бочарова Анна

Руководитель:

Жевагина Елена Игоревна

Учитель математики и информатики

МБОУ СОШ№8 с.Левокумка










с.Левокумка, 2014 г.



Оглавление:

  1. Введение

  2. История возникновения Интернет-зависимости

  3. Симптомы зависимости

  4. Экспериментальная часть

  5. Вывод

  6. Рекомендации

  7. Приложения

  8. Список используемой литературы

  9. Приложение

























Введение

Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и меня.

Тему исследования "Интернет-зависимость, как проблема XXI века" я выбрала потому что она мне близка. Выбранная мною тема довольно актуальна в наши дни. В своём исследовании я опираюсь на социологический опрос, проведенный мною и моим учителем среди учеников моей школы. Эта тема довольно слабо изучена в России, поэтому моё исследование будет очень интересное.

При изучении данной темы я поставила цели и задачи.

Цель: Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, и если да, какие патологические варианты способна она принимать, и есть ли способы предотвратить указанную патологическую трансформацию.

Задачи:

1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.

2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учеников школы.

3. Установить наличие проблемы Интернет-зависимости среди молодежи нашего села.

Методы: Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся 7-10 классов.

Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

История возникновения Интернет - зависимости

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно доктору Янг, типичный интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана – это женщина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.

Симптомы зависимости таковы:

- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,

- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,

- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).

- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.





Экспериментальная часть
В ходе нашего исследования мы выяснили, что проблема Интернет-зависимости учащихся 7-10 классов носит актуальный характер. Это показали результаты анкетирования.
В исследовании приняли участие учащиеся МБОУСОШ№8 с.Левокумка 12-16 лет (100 человек). Цель - выявить степень Интернет-зависимость. Нами был взят тест, на Интернет-зависимость. Данный тест был разработан Кимберли Янг для определения наличия Интернет-зависимости [Приложение 1 ]. Учащимся было предложено ответить на 20 вопросов. В каждом вопросе было дано 6 вариантов ответов.
Результаты тестов размещены в таблице 1.
Таблица 1- Результаты проведенного тестирования



П/П

Вопросы тестирования

Варианты ответов

Никогда, человек.

Редко, человек

Иногда, человек

Обычно, человек

Часто, человек

Всегда, человек

Нет ответа, человек

1

Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал

5

17

23

12

26

17

 

2

Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете

17

36

23

9

5

10

 

3

Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (свои парнем).

75

15

3

2

 

3

 

4

Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми).

14

41

28

10

5

2

 

Продолжение таблицы 1



П/П

Вопросы тестирования

Варианты ответов

Никогда, человек.

Редко, человек

Иногда, человек

Обычно, человек

Часто, человек

Всегда, человек

Нет ответа, человек

5

Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете

35

22

25

10

6

2

 

6

То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому.

23

28

25

12

8

4

 

7

Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, вконтакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам

8

20

21

14

14

23

 

8

То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе на работе (мешает в выполнении домашних заданий – если ты студент или школьник)

25

30

20

16

5

4

 

9

Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа

29

28

27

9

5

 

2

10

Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя

46

21

21

2

3

5

2

Продолжение таблицы 1



П/П

Вопросы тестирования

Варианты ответов

Никогда, человек.

Редко, человек

Иногда, человек

Обычно, человек

Часто, человек

Всегда, человек

Нет ответа, человек

 

отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах

 

 

 

 

 

 

 

11

Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет.

40

28

15

6

9

1

1

12

Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной

40

23

20

10

4

2

1

13

Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким.

42

26

11

13

8

 

 

14

Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете

23

33

15

9

18

2

 

15

Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете.

35

26

30

1

6

2

 

16

Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета.

12

27

24

11

12

14

 

17

Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете

38

18

30

7

6

1

 

18

Ты пытаешься скрыть от других сколько времени

62

20

15

 

3

 

 

Окончание таблицы 1



П/П

Вопросы тестирования

Варианты ответов

Никогда, человек.

Редко, человек

Иногда, человек

Обычно, человек

Часто, человек

Всегда, человек

Нет ответа, человек

 

проводишь в Интернете

 

 

 

 

 

 

 

19

Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми

61

25

9

2

3

 

 

20

Когда ты выходишь из Интернета у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете

72

19

5

3

1

 

 

Все ответы тестов оценивались по пятибалльной шкале:

  • 0-никогда

  • 1-редко

  • 2- иногда

  • 3- обычно

  • 4-часто

  • 5-всегда

Исходя из результатов тестирования, даются следующие характеристики испытуемым:

  • Меньше 20 баллов: «У тебя нет Интернет-зависимости."

  • 20 – 39 баллов: "Ты много времени проводишь в Интернете и ты в силах себя контролировать."

  • 40 – 59 баллов: У тебя средняя Интернет-зависимость. Интернет оказывает влияние на твою жизнь и является причиной некоторых проблем."

  • Больше 60 баллов: "У тебя сильная Интернет-зависимость. Интернет является причиной многих проблем в твоей жизни."

По данным нашего исследования мы выявили следующие результаты: 

34 % опрошенных учащихся обычные пользователями интернета не страдающие Интернет-зависимостью.
66 % опрошенных учащихся являются Интернет-зависимыми, но некоторые из них еще вправе себя контролировать, а некоторые  уже нет. Из них:

  • 64% учащихся набрали 20-39 баллов и являются слабозависимыми. Они много времени проводят в Интернете, но могут себя контролировать.

  • 30% учащихся набрали 40-59 баллов и являются среднезависимыми. Интернет может стать причиной некоторых их жизненных проблем.

  • 6% учащихся набравшие более 60 баллов страдают сильной Интернет-зависимостью.
    На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
    Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг показал, что привыкание к интернету среди учащихся начинает развиваться, т.к. большинство опрошенных учащихся (66%) страдают Интернет-зависимостью. Но поскольку основную массу из них составляют слабозависимые (64%) и не зависимые (34%), то можно сделать вывод, что ситуация находится под контролем.







Заключение

  • В своей научной работе мы исследовали психологические характеристики Интернет-зависимости, раскрыли понятие Интернет - зависимости,  рассмотрели причины ее возникновения и проверили уровень Интернет - зависимости среди учащихся МБОУСОШ №8 с.Левокумка.

  • В результате нашего эксперимента мы получили данные, которые показывают степень Интернет-зависимости учащихся МБОУСОШ №8 с.Левокумка.

Для проведения экспериментальных исследований среди учащихся МБОУСОШ №8 с.Левокумка на Интернет-зависимость мы использовали тест, разработанный Кимберли Янг (в котором приняло участие 100 студентов). 
Мы получили следующие результаты: больше половины учащихся, прошедших экспериментальный тест, Интернет-зависимы (66%), а (34%) учащихся не страдают Интернет-зависимостью. 
Также мы определяли степень Интернет-зависимости по трем характеристикам: сильнозависимые (6%), среднезависимые (30%) и слабозависимые (64%). Явление слабой Интернет-зависимости имеет так же большое значение в связи с высокими достижениями науки и техники. И в свободное время учащийся имеют возможность при помощи различных гаджетов заходить в Интернет.
В своей работе делаем следующие выводы:

  • У 66%  опрошенных учащихся МБОУСОШ №8 с.Левокумка существует Интернет-зависимость.

  • В ходе нашего эксперимента было выявлено, что большая часть учащихся МБОУСОШ №8 с.Левокумка:

2.1) замечают, что провели в Интернете больше времени, чем планировали. (95%) 
2.2) прежде чем выйти из Интернета, дают себе «еще несколько минут» (88%)











Выводы:

Если тест показывает, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.

Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение. Необходимо как-то отвлечься. Например, купить интересную компьютерную игру, записаться на компьютерные курсы, спортивную секцию, завести домашнее животное и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости.

Главное — найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию.

Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.

Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить прежде всего за собой. Это даже вселяет радость, когда понимаешь, что ты можешь своими силами, хоть и немного, но все же улучшить этот мир.





















Рекомендации

Поскольку рождает чувство противоречия и стремление любой ценой обойти запрет. Только в том случае, если из-за одержимости компьютерами человек становится по-настоящему агрессивным, опасным для себя и окружающих, психиатры могут рекомендовать изолировать его на время от общества и лечить медикаментами.

«… Большинство специалистов признают, что все аддикции имеют общую основу, а избавление возможно только при согласии самого аддикта выполнять терапевтические предписания и рекомендации.

Признавая универсальный характер человеческих аддикций, М.Орман (Orman, 1996) рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от Интернета, выполнять следующие действия:

1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,

2. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,

3. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,

4. установить для себя правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности),

5. ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений,

6. налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания,

7. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим,

8. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете,

9. обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно,

10. избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.

Все это довольно проблематично для детей и подростков".

К сожалению, за рубежом дела с помощью Интернет-зависимым обстоят гораздо лучше, чем у нас. Несколько он-лайн центров осуществляют поддержку интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог ”телефона доверия” и “Виртуальная психологическая служба”..

Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане.

Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.













Список использованной литературы

  • Чистая А. Интернет-зависимость – Болезнь XXI века/ Минская школа сегодня, – 2008. - №6. – с.22-27.

  • Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электрон. ресурс]

  • Колчанова Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости [Электронный ресурс]

  • Мартынова О. Критерии оценки Интернет-зависимости [Электронный ресурс]

  • Андреев К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации/ Социальная педагогика, - 2010. - №6. – с. 115-118.

  • Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]

  • Бурова В.А. Соиально-психологические аспекты Интернет-зависимости

  • Ковальт Т. Развлечение или зависимость?:[Компьютерная зависимость]/ Будь здоров! – 2013. - №4. – с.67-71.

  • Орлов П. Попался в сети.ru: Интернет-зависимость стала чумой XXI века/ Труд,- 2007. – 21августа – с.11.

  • Диагноз, которого нет [Электронный ресурс] / Вечный странник

  • Перетокина Е. Интернет-зависимость: признаки и лечение – [Электронный ресурс]

  • Как избавиться от интернет-зависимости [Электронный ресурс]/ Институт психического здоровья и аддиктологии

  • Барлас Т. О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя – [Электронный ресурс]

  1. http://www.membrana.ru

  2. http://med.rax.su

  3. http://www.imago.spb.ru/soulbody/articles/article3-print.htm

  4. http://flogiston.ru/

  5. http://www.computeraddiction.com

  6. http://www.rusmedserv.com/

  7. http://www.cnews.ru/reviews/

  8. http://www.newizv.ru/

  9. http://www.mk.ru/

Приложение 1.

Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг
Уважаемые учащихся МБОУСОШ №8 с.Левокумка!
Данный тест проводится среди студентов с целью выявления
Интернет-зависимости. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите каждое и, используя шесть вариантов ответов, оцените каждый пункт. Укажите возле каждого вопроса свой вариант ответа
Варианты ответов

  • Никогда.  2. Редко.   3 .  Иногда.  4. Обычно.  5. Часто. 6. Всегда.

1. Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал. _________________
2. Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете. ______________________
3. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (свои парнем). __________________
4. Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми). __________________________
5. Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете. _____________________
6. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому. _________________________
7. Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, вконтакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам. _________________
8. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе на работе (мешает в выполнении домашних заданий – если ты студент или школьник).______________________
9. Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа. _____________________
10. Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах. _______________
11. Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет. ________________
12. Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной. ____________________
13. Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким. __________________
14. Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете. __________________
15. Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете. __________________
16. Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета. _________________
17. Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете. _____________________
18. Ты пытаешься скрыть от других сколько времени проводишь в Интернете. ________________
19. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми. ______________________
20. Когда ты выходишь из Интернета у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете.__________________































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!