СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки [с], [c’]. Буква С, с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки [с], [c’]. Буква С, с»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Подготовила:

Студентка группы ПНК-4Б

Кропотовой Дарьи Сергеевны


Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение)




Место проведения: МБОУ Средняя школа №12, 1Б класс

Дата проведения: 10.10.23г



Учитель: Невмятуллина Екатерина Викторовна __________

Методист: Погребняк Алена Сергеевна ________






Дзержинск – 2023 г.


Тема: Звуки [с], [c’]. Буква С, с

Тип урока: урок закрепления новых знаний

Класс: 1 Б

Цель: совершенствование знаний и способов действия при изучении темы «Звуки [с], [с’]. Буква С, с»

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение читать слова с изученными буквами

  • Узнавать графический образ букв

  • Выделять звуки из слов

  • Научить делить слова на слоги

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух и навык проведения звуко-буквенного анализа.

  • Развивать речевой аппарат учащихся.

  • Развивать внимание учащихся.

Воспитательные:

  • Формировать аккуратное отношение к окружающим вещам.

  • Воспитывать любовь и интерес к обучению.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умеют читать слова с изученными буквами

  • Знают графический образ букв

  • Выделяют звуки из слов

  • Научились деть слова на слоги




Метапредметные:

ПУУД:

  1. Базовые логические действия:

    1. Сравнивают букву C и c.

    2. Соотносят звук и букву.

  2. Базовые исследовательские действия:

    1. Формулируют цель урока с помощью учителя.

    2. Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами.

  3. Работа с информацией:

    1. Анализируют иллюстрации.

    2. Умеют находить нужную информацию на страницах учебника.

КУУД:

  1. Формулируют ответы на вопросы и не боятся высказывать мнение.

  2. Проявляют уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

  3. Формулируют ответ в соответствии с поставленной учебной задачей.

  4. Показывают имеющиеся навыки устной речи.

РУУД:

  1. Самоконтроль:

    1. Устанавливают причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

    2. Корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.


  1. Самоорганизация:

    1. Планируют действия по решению учебной задачи для получения положительного результата.

    2. Выстраивают последовательность выбранных действий.


Личностные:

  1. Проявляют аккуратное отношение к книгам и окружающим их предметам.

  2. Проявляют любовь и интерес к обучению.

План урока:

  1. Орг. момент – 2 минуты

  2. Актуализация знаний – 3 минуты

  3. Постановка познавательной задачи урока – 7 минут

  4. Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой – 11 минут

  5. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, текстов – 10 минут

  6. Рефлексия – 2 минуты














Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и средства

Орг. момент

Проверка готовности детей

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна и урок чтения сегодня у вас проведу я. Давайте проверим вашу готовность. На партах должен лежать: учебник, карточка № 1 и № 2, пенал и наборы с карточками звуков. Все лишнее со стола уберите.

Здороваются, проверяют рабочее место для урока

Методы: беседа. Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя.

Актуализация знаний

Получить представление о качестве усвоения учениками материала, определить опорные знания

Упражнение «Озябшие руки»

-Ребята, представьте, что сейчас в кабинете очень холодно и у нас замерзли руки. Нам их нужно погреть. Складываем ручки в замочек, делаем глубокий вдох носом, набираем воздух и ртом выдыхаем медленно воздух в наш замочек, тем самым греем руки. (3-4 раза)

-Перед тем как мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку. Предлагаю вам проговорить скороговорку.

-Посмотрите на доску, кто ее сможет прочитать?

(Саша шустро сушит сушки)

-Давайте проговорим ее все вместе, теперь побыстрее, а на третий раз уже быстро.

-Какой звук в скороговорке мы слышим чаще всего?

-С какой буквой вы знакомились на прошлом уроке?

-А какие звуки обозначает эта буква?

-Эти звуки гласные или согласные?

-Твердые или мягкие? Звонкие или глухие?



-Хорошо













С, ш

С буквой «С»

Звуки [с], [с’]

Согласные

[с] – твердый, [с’] – мягкий , глухие


Методы: беседа

Формы: фронтальная

Средства: речь учителя

Постановка познавательной задачи урока

Ввести учеников в ситуацию затруднения

-А чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке я предлагаю отгадать вам загадки, которые для нас приготовила Совунья. Она и дальше нам будет готовить новые и интересные задания.

-Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

-Молодцы, следующая загадка.

-Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит. И богат он урожаем. Мы его, конечно, знаем.

-Хорошо, ребята, а что объединяет эти слова – отгадки?


-Значит, что мы сегодня продолжим изучать?

-Как думаете, какая цель нашего урока? Чему мы сегодня научимся?


-Верно, ребята. Молодцы!




Самолёт



Сентябрь


Они начинаются на букву «С»

Букву «С, с» и звуки [с], [c’]

Расширим и закрепим знания о букве «С, с» и звуках [с], [c’]


Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой

Формирование навыка узнавания нового звука и буквы

- Совунья приготовила для Вас задание. Вы должны выполнить его парами. Ваше задание – в букве С обвести картинки в которых слышите звук «С», а в букве «Ш» - обвести картинки в которых слышите звук «Ш». Готовность пары показываете «домиком».

-Итак, проверим. На букве «С» мы обвели картинки: сом, сок, ананас, каска, лист, свекла. На букве «Ш» - лошадь, шкаф, карандаш, чебурашка, шишка, шляпа, пушка, мешок, мышь.

На прошлом уроке вы уже познакомились с этой буквой звуками, которые ею обозначаются, но сюрпризы, которые нам приготовила эта буква еще не заканчиваются!

-Откроем страницу 46 и посмотрим на первое задание. Какие слова спрятались в схемах? Для этого надо читать по направлению стрелок. Посмотрим на предложение которое дано сразу после схем. «Сани у Сони»

-О ком говорится в предложении? Чем похожи наши слова?


-А чем они отличаются?


-Верно, ребята. Были сани на которых катаются, а поменяли одну букву и получилась девочка Соня. Видите какую роль может сыграть даже одна буква!

-Ребята, а Совунья следующее задание для нас приготовила. Посмотрим на второе задание. Кто больше составит слов из букв и слогов?


-Посмотрим дальше. Задание 3. Посмотрим на картинку. Что вы видите? Почему девочка убегает? Кого она боится? Кто за ней летит?

-Верно, ребята. А теперь посмотрим на предложения. «Нина! Осы! Осы!» Как зовут девочку, которая убегает? Прочитаем столбик слов ниже. «Оса, осы»

-Давайте сравним эти слова. Что похоже? А что меняется? А из-за чего у нас поменялись окончания? Слово «Оса» - сколько предметов обозначаем? А слово «Осы» - сколько предметов?






-Ребята, посмотрим на следующее задание. Прочитаем столбики слов. Вам всем слова знакомы? Что означает слово «Ось»? Как вы думаете?

-Если нам нужна информация, где мы ее можем получить?


-Ребята, как вы думаете, где мы можем найти точное значение слова? Точное значение слова можно посмотреть в специальной книге – толковом словаре. Ну вот, например, слово «ось» в толковом словаре означает стержень, на концы которого надеваются колеса. (показать в учебнике)

-Что вы видите на картинках справа от столбика слов? Сколько букв в слове поменялось?


-Верно, а значение слова стало совершенно другое.

-Предлагаю вам отгадать два ребуса.

-Ребята, а вы знаете что такое ребус? Ребус – это загадка, в которой слово, которое мы ищем изображены в виде комбинации фигур, цифр, знаков букв и так далее.

-Посмотрим, на два слова справа от картинки «ось». Нам даны два слова. Какие? Сверху этих слов стоят цифры. Нам нужно читать буквы с 1 по 5. Начинаем читать первое слово.

-Молодцы, ребята. Вы на отлично справились с этим заданием.


Выполняют задание в парах





Слушают учителя






Оса, сани, насос, сосна




Говорится о девочке, они начинаются на букву «С»

В словах отличается одна буква






Сосна, сосны, осина, осины, сани, усы, осы, сын, сыны, он, она, они, сны, насос Нина



Видим девочку, она убегает, она боится ос

Девочку зовут Нина



Две первых буквы одинаковые, последняя буква в словах меняется

Слово «Оса» -одна оса

Слово «осы» - много ос




Осы, оси, носи, сани

  1. Спросить у взрослых

  2. Прочитать в книге

  3. Обратиться к интернету


Слушают учителя





Мы видим ос и ось. Поменялась одна буква.



Отгадывают ребус



Сосна – насос; насос - сосна


Физкультминутка

Организация кратковременного отдыха детей

Ребята, встанем и разомнемся.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.


Методы: беседа.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя.

Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, текстов


-На партах у вас лежит карточка № 2. В самом верху вам нужно напечатать букву «С заглавную и строчную». Смотрим на образец и выполняем работу до середины строки.

-Ребята, теперь предлагаю вам почитать. Давайте прочитаем слоги. А теперь слова.


-Теперь посмотрим на страницу 47, 4 и 7. Кого мы видим на картинке? Что он делает? А что мы видим вдалеке за слоном? А кто может предположить что это за здание?

-Ребята, кто умеет читать? Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса. Те, кто читает еще не совсем хорошо, читают стихотворение вместе со мной.

Читаю:

Слон – москвич. В столицу он

Был слоненком привезен.

Из соседней из страны,

Той, где водятся слоны.


-Итак, ребята, о чем это стихотворение?

-А кто такой москвич?

-Что еще мы узнали из стихотворения?

-А как называется столица нашей страны?

-А кто такой слоненок?

-Да, значит наш герой приехал в Москву слоненком, а сейчас он вырос и стал москвичом.

-А откуда приехал наш герой, когда был маленьким?

-А кто может предположить, откуда мог приехать наш слон? И где водятся слоны?

-Ребята, слоны – самые крупные и тяжелые животные суши. Африканский слон самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные и добрые животные. В настоящее время существует два вида слонов – африканский и индийский. На первый взгляд они похожи, но существует ряд отличий. Ц индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. У индийских слонов бивни только у самцов, а у африканских – и у самцов и у самок. У индийского слона бивни короче и легче, чем у африканского. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские.

-Ниже нам предлагают продолжить перечисление.




-Ребята, после прочтения стихотворения, предлагаю вам составить схему слова «Слон» на парте. Откройте свои наборы с карточками звуков.

-Сколько слогов в слове «Слон»?

-Сколько звуков в слове?

-С какого звука у нас начинается слово «слон»?

-Он звонкий или глухой?

-Каким квадратиком обозначим его?

-Дальше у нас слог – слияние «ло». Как его обозначим?



-И какой звук у нас остался?

-Как его обозначим?

-Ребята, мы уже сказали, что в слове «слон» один слог. Поставим ударение.


-Почему ударение ставим на букву «О»?


Прописывают букву С





Слона, читает книгу, здание




Слушают стихотворение






Читают стихотворение хором


О слоне

Тот, кто живет в Москве

Слон из соседней страны

Москва

Детеныш слона


Из другой страны

Слоны водятся в Африке



Слушают учителя









Слон – слоненок

Лиса – лисенок

Кот – котенок




1 слог

4 звука

С

Глухой

Синим

Прямоугольников с синим и красным цветами

Н

Синим квадратиком

Ставим ударение на букву «о»

Потому что в слове всего один слог


Рефлексия

Проверка понимания темы учениками

На страничке 47 учебника внизу изображена лента букв. Скажите, какая буква там появилась? Это вторая буква во второй строке на ваше ленте букв. Скажите звук [с] гласный или согласный?

-Верно, согласный, поэтому буква «С» на синем фоне.

-Почему буква «С» стоит на нижней строчке? (потому что буква «С» обозначает согласный глухой звук)



-Молодцы. На этом наш урок окончен. Приготовьтесь к следующему уроку.

Буква С



Согласный

Потому что эта буква обозначает глухой, согласный звук










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!