СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Звуки Арктической тундры» НОД

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного занятия расчитана на средний дошкольный возраст. 

Просмотр содержимого документа
««Звуки Арктической тундры» НОД»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п. Тикси

Муниципального района «Булунский улус» Республики Саха (Якутия)















Конструктор непрерывной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.

Тема: «Звуки Арктической тундры»

для детей средней группы ДОУ.









Составила: Ермакова Олеся Викторовна

музыкальный руководитель








Республика Саха (Якутия)

п. Тикси.


Технологическая карта занятия

Дата: 28.03.2023 г.

Цель занятия:Создание условий для развития музыкальных способностей у детей и открытия ими новых знаний о своем крае, обогащение эмоциональной сферы младших дошкольников.


Задачи:

Развивающие:

- развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, динамический слух, чувство ритма;

- развивать интерес к музыкальным инструментам;

- развивать способность к образным и свободным импровизациям, тембровый слух, воображение;

-формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения;

- развивать музыкальную память и двигательную активность детей;

- продолжать развивать певческие навыки, умение петь выразительно, чисто интонировать мелодию песни;

- помочь детям ощутить радость творчества.


Образовательные:

- привлечь внимание детей к особой красоте звучания природы Арктики

- расширять представления о тундре и ее жителях, Арктическом море.


Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, активность;

- воспитывать бережное отношение к живой природе родного края;

- воспитывать коммуникативные качества, формировать доброе отношение друг к другу.


Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое и физическое развитие.


Методы: проблемный, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, игровой.


Оснащение занятия:

Оборудование:мультимедийное оборудование, ноутбук;шкатулка;обручи (2 больших и 4 маленьких).

Музыкальные инструменты: фортепиано, треугольник, колокольчик, бубенцы, деревянные кубики, гусли, бубен, свирель или флейта.

Иллюстративный ряд:фотография тундры; статуэтка «Белый медведь»; картины - «Северный олень»; вид моря – «Праздник кита»; «Собачья упряжка в тундре».

Музыкальный, звуковой ряд: Л. Шульгин «Песня об олене»; «Барашеньки» р.н.прибаутка; Л.Шульгин «Про море тихое»; сл.С.Элляя, перевод О.Фадеевой «Таба (Олень)»; «Звуки тундры – поземка, сильный ветер».


Словарная работа: тундра, животные Арктики, чум, каюры, упряжка.

Подготовительная работа: музыкальному руководителю необходимо заранее хорошо знать весь музыкальный репертуар занятия, свободно играть на инструменте; владеть терминологией предстоящей словарной работы с детьми.

Этап,

продолжительности

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный этап

(3мин)

Организация детей на предстоящую работу, эмоциональный настрой детей.



Музыкально-ритмические движения

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней.

Музыкальное приветствие – Т53

«Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить путешествие в удивительный край, для этого поставили ручки на пояс и приготовьтесь проделать нелегкий путь:

- идем под музыку спокойным шагом «по ровной равнине»;

- идем на пяточках «по болотам»;

- идем на носочках «по сопкам (горам)»;

- идем спокойным шагом к своим стульчикам;


Вот мы и пришли, присаживайтесь»



- музыкальное приветствие детей


Вход детей в зал (под музыку Л. Шульгина «Песня об олене»).


Выполняют музыкально-ритмические упражнения: ходьба, ходьба на носочках, на пятках.


Дети садятся на стульчики.

Внимание детей на предстоящую работу и хороший эмоциональный настрой. Для того, чтобы занятие прошло методически верно, и дети смогли настроиться на предстоящую работу.


Спокойный, ровный шаг детей под пульсацию музыки, своевременное реагирование на смену движения.

Основной этап

(15 мин)

Словарная работа
















Пальчиковая гимнастика








Распевание










Слушание











Словарная работа













Пение












Музицирование,

Развитие чувства ритма.


Словарная работа











Игра




Словарная работа

Мы путешествуем, ребята с вами сегодня по тундре, а вы знаете, что такое тундра?

Тундра - это наш с вами край на Севере, в которой мы дружно живем. Здесь много болот, гор, равнин. Тут очень холодно зимой. Деревья растут очень низкие и маленькие, как будто прижимаются к земле, чтобы спрятаться от холода и ветра под пушистым снежным одеялом. И у тундры есть свои звуки…( показывает фотографию с изображением природы тундры)


А какие животные обитают в нашем краю?

-Правильно, а еще в горах живут снежные бараны и овечки, как кричат бараны?

Верно! Давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику «овечка»:

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках,



Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая!

(И. Лопухина)



Молодцы, а еще вы знаете интересную попевку, кто ее угадает?

Педагог наигрывает «Барашеньки» (р.н.п.)


Давайте споем, ребята, попевку нежно, протягивая и пропевая звуки.

Очень хорошо, молодцы!



(Мотивация – вноситься статуэтка белого медведя)

Ой, смотрите кого мы встретили в тундре, что это за житель? А как он разговаривает?


Молодцы, вот и новый звук тундры – рык медведя!

Ребята, а почему он белый?

Вот это да! А чем он питается?



Верно, ребята! Наша тундра находится на краю моря, где плавает много рыб. А называется наше море Арктическое, повторим вместе. Оно очень холодное и в нем совсем не купаются. Посмотрите на картину (показывает иллюстрацию)


Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, которое поможет нам услышать звукинашего моря.

(звучит «Про море тихое» Л.Шульгина)


Ребята, скажите, а какой характер у музыки, которую мы послушали?

Правильно, молодцы!

Ой, а мишка мне на ухо шепнул о любимой песенке, хотите узнать какую песню очень любит белый Мишута? (Показ песни «Таба(Олень), разучивание одного, двух куплетов)


Все вы хорошо справились, ведь олень тоже житель нашей тундры, только как же мы его озвучим? Какой же у него звук?

Для отгадки заглянем в нашу чудо-шкатулку.



(в шкатулке из бересты находятся шумовые инструменты (бубен и флейта не включается в этот раздел)


Что можно озвучить деревянными кубиками?

Что озвучим бубенцами? Наверное,упряжку оленя на ней крепят бубенцы. Ребята, упряжка – это устройство, которое соединяет оленя и того, кто едет в санях.

Если послушать гусли, то звучит, как ветер в тундре, где бежит олень.


(Совместное музицирование по группам 6-8 человек)



Вот сколько мы всего встретили в тундре, а сколько всего услышали…давайте встанем, пришла пора двигаться дальше….


(включается звук сильного ветра)

Ой, какой сильный ветер поднялся в тундре, идем скорей ко мне в укрытие, в наш чум – жилище северных народов, оленеводов.


«В чуме» педагог показывает иллюстрацию «Собачья упряжка в тундре», объясняет кто такой каюр – это человек, управляющий упряжкой ездовых собак либо оленей.


Объясняется ход игры:

Чум - большие обручи, маленькие обручи – домики для собак.

Ведущий – педагог, играет в бубен и задаёт ритм игры. Дети встают тройками возле стены зала или по кругу. Бубен чередует спокойное звучание (четвертными длительности) с быстрым звучанием (восьмыми длительностями). Дети двигаются тройками: в середине каюр, по краям собаки, слушая бубен, то шагом с высоким подниманием колена, то лёгким бегом, стараясь не опережать друг друга, и не отставать.


Если дети двигаются по кругу, то крайние в тройках двигаются большими шагами, а те, кто ближе к центру – маленькими. По сигналу исполняемому на духовом инструменте (флейте или свирели) все дети разбегаются: каюры в чум (большой обруч), собаки в свои домики (маленькие обручи).


Выигрывают те, кто выполнит все условия игры и не перепутает домик.


- «нет»




Дети внимательнослушают







Ответы детей: собаки, кошки, зайцы, волки…

-«Бе-е-е»


Играть растопыренными пальцами.

Поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки».

Выполнять плавные движения кистями рук с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка». Проговаривают слова с педагогом.



Дети отгадывают по звукам мелодии попевку «Барашеньки», стараются петь чистым спокойным, выразительным звуком, протяжно.



Ответы детей: это белый медведь.

-«рычат, как мадвежата»


Ответы детей: как снег белый,

чтобы в снегу прятаться.


Ответы детей: рыбкой.



Дети повторяют за педагогом.


Внимательно слушают, рассматривают картину Арктического моря.



Внимательно слушают, могут закрывать глаза, плавно взмахивать руками, что не в коем случае нельзя пресекать.


Ответы детей: нежный, ласковый, спокойный



-«да»

Дети разучивают песню про оленя.



Заинтересовано слушают и отвечают.









- бег, копытца оленей

Слушают.




6-8 детей играют в шумовом оркестре, остальные являются слушателями оркестра и подпевают песню. (Затем группы меняются)




Дети встают, отходят от стульчиков



Дети эмоционально реагируют на звук ветра, включаются в игровой момент.



Дети внимательно рассматривают иллюстрацию, слушают.




Дети с удовольствием играют в игру «Каюры и собаки».


Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к родному краю, животным родного края.

Активно взаимодействует со сверстниками и педагогом.


Умеет слушать информацию, которую преподносит педагог, для дальнейшего ответа на вопросы по той информации.


Проявляет интерес к различным видам деятельности.


совершенствование умений в творчестве.










Проявляет интерес к музыкальной деятельности

он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.


Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы педагогу, свободно отвечает на вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, повадкам животных; склонен наблюдать, экспериментировать.














































Различает и выполняет в движении и игре соотношения длительностей звуков, которые извлекаются на бубне. Согласовывает свои движения с движениями других детей (бег и ходьба тройками). Учится двигаться тройками по прямой и по кругу, учится ориентироваться в пространстве и чувстве ритма.








Заключительный этап (2 мин)


Рефлексия; выход



Дыхательная гимнастика





Подведение итогов и оценка результата деятельности

Молодцы, ребята, хорошие поиграли в игру, а теперь подойдите ко мне и сядьте отдохнуть на ковер. Давайте подышим: Вдох- через носик, выдох..


Расскажите, пожалуйста, где мы путешествовали сегодня?

Какие звуки мы слышали? Кого встречали?

Что делали?


Молодцы! Пора возвращаться в сад, в группу. Построились друг за другом.

Музыкальное прощание. Выход под музыку.

Дети садятся вокруг педагога.







Дети отвечают на вопросы, о том, о чём говорилось на протяжении всего занятия.

Сроятся, прощаются.

Под музыку выходят из зала.

Делают выводы, по занятию, о чем говорилось в течение него




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!