Тема урока: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
Цель урока: Закрепление знаний о звуке [ж], буквах «Ж, ж»;формирование навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Закрепить знания о всегда твёрдом согласном звуке [ж];
2. Формировать навык плавного, выразительного, слогового чтения слов, предложений и текстов с изученными буквами;
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, память, речь, внимание, наблюдательность, умение анализировать;
2. Развивать познавательную активность и обогащать словарный запас;
3. Развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
1. Прививать навыки правильного речевого общения (умение слушать и вступать в разговор);
2. Воспитывать интерес и желание учиться;
Ход урока
Организационный момент. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
1.- С какой буквой мы вчера познакомились? Что вы о ней можете рассказать
2. - Найдите в стихотворении, которое вы читали дома, слова, в которых буква Ч обозначает мягкий звук [ч'] ; твердый звук [ч].
Изучение нового материала- Чтобы узнать название буквы, посмотрите на ряд букв, расположенных на доске. Они подскажут, как правильно называется наша новая буква.
Б, Д, В, Г, Ж.
Вижу букву Ж – произношу звук [ж]. Слышу звук [ж] – пишу букву Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук
Выложите модель буквы Ж из цветных карандашей.
- Учимся читать слоги с буквой Ж.( по таблице)
Слоги показываю: Жи –жи –жи – эдесь живут ежи.
Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Же-же-же- снег прошёл уже.
Вспомни, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Произнеси слова, послушай звуки и сравни:
жук Жора сапожок ножницы кружка морж жар
ужи Анжела снежинка жмурки ножка моржи шар
Когда мы произносим звук [ж], «включается» голос. Мы слышим не только шум, но и голос, а это значит, что согласный звук [ж] — звонкий.
Звонкий согласный звук [ж] парный и образует пару по звонкости-глухости с глухим согласным звуком [ш].
Обрати внимание, что буква Ж [жэ] на письме может обозначать согласный звук [ш].
На конце слова:
морж [морш], корж [корш]
Перед глухим согласным звуком:
кружка [крушка], ложка [лошка]
Согласный звук [ж] всегда твёрдый, поэтому не имеет пары по твёрдости-мягкости.
Помни правило:
ЖИ-ШИ пиши с буквой И
жираф, ёжик, лыжи, дружить, дорожить
шиповник, шипы, камыши, машины карандаши
Письменные буквы
Строчная буква ж состоит из трёх элементов:
полуовал слева направо,
«молния»,
полуовал справа налево.
Заглавная буква Ж состоит из трёх элементов:
большой полуовал слева направо,
большая «молния»,
большой полуовал справа налево.
Запишем слова с буквой Ж в прописи на с.45.
- Как? Почему вы не можете их записать?
- Учимся писать строчную букву ж.
-Похожи ли печатная и письменная буквы? А как же запомнить такую трудную букву?
- Из каких элементов она состоит?
Учитель показывает 2 раза. Обводят дети с комментированием учителя 4 раза, 5 букв пишем с комментированием, затем сравниваем с образцом. Отмечаем самые красивые и правильные, до конца строки самостоятельно пишут, сравнивая с образцом. ( На доске появляется снежинка.)
- Можно ли теперь написать слова с буквой Ж?
- Учимся писать соединения с буквой Ж.
Жл жн же жа уж ( На доске появляется снежинка.)
- Вот мы и написали уже одно слово. Теперь-то мы точно сможем написать еще несколько слов. А проверять написанные слова мы будем с помощью игры «Живое слово».
Дети пишут под диктовку слова и проверяют, показывая это слово при помощи карточек.
Жук, лужа, шуба, дружба.
- Кто написал без ошибок? Умницы!
- Какое слово лишнее?
- В каких словах есть опасные безударные гласные? Парные согласные? А зачем их нужно выделять?
Запишем слова с буквой Ж в прописи
- Учимся писать строчную букву ж.
-Похожи ли печатная и письменная буквы? А как же запомнить такую трудную букву?
- Из каких элементов она состоит?
Учитель показывает 2 раза. Обводят дети с комментированием учителя 4 раза, 5 букв пишем с комментированием, затем сравниваем с образцом. Отмечаем самые красивые и правильные, до конца строки самостоятельно пишут, сравнивая с образцом.
- Можно ли теперь написать слова с буквой Ж?
- Учимся писать соединения с буквой Ж.
Жл жн же жа уж
- Вот мы и написали уже одно слово. Теперь-то мы точно сможем написать еще несколько слов. А проверять написанные слова мы будем с помощью игры «Живое слово».
Дети пишут под диктовку слова и проверяют, показывая это слово при помощи карточек.
Жук, лужа, шуба, дружба.
- Кто написал без ошибок? Умницы!
- Какое слово лишнее?
- В каких словах есть опасные безударные гласные? Парные согласные? А зачем их нужно выделять?
Рефлексивный этап.
- С каким новым звуком мы сегодня познакомились? (звук[ж]и дается характеристика звука – он согласный, звонкий ,твердый)
- А как называется буква, которой мы обозначаем на письме этот звук? («же»), какое правило сегодня выучили? Что нового узнали на уроке?
Если вам было интересно, и вы всё поняли,тогда возьмите солнышко.
- Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку. Урок окончен!