Тема: «Звук Ш, буквы Ш, ш»
Цель: создать условия для знакомства с буквой Ш и звуком, который она обозначает; учить слышать и различать этот звук в словах, читать слоги-слияния, слова с буквой ш; развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся; воспитывать интерес к чтению.
Задачи:
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы.
Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
Оборудование: игровой материал «доска времени», коврограф «Ларчик», набор букв В.В. Воскобовича, конструктор букв, игровизор, распечатка с заданиями.
Ход:
Организационный момент:
Работа с доской времени. (время года, месяц, день недели, часть суток)
Определение темы урока и постановка цели и задачи урока:
Ознакомление с согласным звуком ш (распечатка)
Работа по звукобуквенной линейке (характеристика звука ш: согласный, глухой, всегда твёрдый)
Знакомство с буквой ш, Ш.
-Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать е и ё.
Выкладывание буквы ш из конструктора букв В.В. Воскобовича.
III. Чтение с буквами Ш, ш.
1). Чтение слогов.
А сейчас я расскажу тебе сказку, из которой ты узнаешь, с какими гласными буквами дружит буква «Ш».
Однажды решила буква «Ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «Ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.
Походила буква «Ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.
Хорошо ищет буква «Ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.
Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква Ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твёрдый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве Ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!
А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.
Буква ш живёт в словах (прохождение на игровизоре лабиринта букв)
Чтение чистоговорки: Ша-ша-ша. Мама моет малыша
шо-шо-шо всем ребятам хорошо.
шу-шу-шу я письмо пишу
ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши.
Гимнастика для глаз (как на горке снег, снег)
А сейчас мы превратим печатную букву ш в письменную.
А для этого нам нужно подготовить наши пальчики.
Гимнастика с мячиком «суджоку» (Ёлка, ёлка, ёлочка)
Письмо строчной буквы ш
Подведение итогов урока
Рефлексия.