Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! - Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | Зарядка «Воздушный шарик». «Топор» | Имитируют надувание шарика. Вдох-выдох со звуком ууух. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Посмотрите вокруг, найдите и соберите картинки. Произнесите слова называющие предметы на картинках. Что их объединяет? - Сформулируйте тему задачу сегодняшнего урока. | - Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 17) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Перед учениками предметные картинки с изображением шкафа и карандаша (Приложение) - Рассмотрите схемы и выполните слого-звуковой анализ слов. | Произносят звук. - Согласный звук [ш] глухой и всегда твердый | Выполняют слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [ш] на основе наблюдений | Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов |
2. Знакомство с буквой Ш | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | - На что похожа буква (ша) Ш? – Выложите букву Ш из карандашей или счётных палочек. | Находят букву Ш на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из карандашей или счётных палочек выкладывают букву Ш | Находят букву Ш на «ленте букв». Моделируют её из счётных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
3. Чтение слов (учебник, с.17) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, составление предложения | - Прочитайте слова. - Составьте предложение со словом школа | Читают слова. Составляют предложение | Читают слова с изученной буквой. Правильно составляют предложение | Фронтальный. Чтение, составление предложения |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | - Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву Ш. Откройте глаза. - Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 17) | Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа | -Давайте прочитаем текст совместно ( или индивидуально, если ребенок хорошо умеет читать). Рассмотрите картинку. - Выполним задания к нему. - Прочитаем правило и запомним. | Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Читают правило, заучивают | Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Придумывают имена детей. На основе наблюдений выводят правило | Коллективный. Чтение, устные ответы, знание правила |
5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 16) | Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа | - Рассмотрите картинку. - Ответьте на вопросы | Рассматривают картинку, отвечают на вопросы | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию | Коллективный. Устные ответы |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 16) | Фронтальная, парная. Словесный. Беседа | - Прочитайте пословицы. - Как вы понимаете смысл пословиц? - Может ли шутка разрушить дружбу? | Читают, выполняют задание | Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение. Обсуждают проблему в паре, делают вывод | Фронтальный. Устные ответы |
7. Работа с рисунками (учебник, с. 18) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | - Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели? - На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды? | Рассматривают рисунки. – Шишки, ягоды, шишки. – Что? | Соотносят рисунки и слова, определяют названия плодов деревьев. Используют вопрос «Что?» для неодушевленных предметов | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Гроза По небу заходили большие серые тучи. Сверкнула молния! Загремел гром! И пошёл дождь. Дождь усиливается, усиливается. Дождь стал реже, реже, совсем перестал. Выглянуло солнышко, и стало тихо-тихо. Тихо сели | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» (учебник, с. 18) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | - Прочитайте стихотворение. - О ком говорится в тексте? - Объясните значение слова «распетушились» | Читают. Отвечают на вопросы | Понимают смысл прочитанного стихотворения. Объясняют значение слова, высказывают свое мнение | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
2. Чтение слов. Правописание ши (учебник, с. 19) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | - Прочитайте слова. - Прокомментируйте написание слов | Читают, объясняют правописание ши | Комментируют правописание слов с использованием правила | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Дидактическая игра «Что для чего?» | Парная. Словесный, практический. Чтение, дидактическая игра | - Соотнесите начало и конец предложения | Читают, отвечают на вопросы | По смыслу продолжают предложения, отвечая на вопрос. Используют вопрос «Что?» | Парный. Игра, устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | - Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? - Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Закрасьте изученную букву на карточке (Приложение). - Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя Работа по индивидуальным карточкам | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |