СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук [ш]. Буква Ш ш.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звук [ш]. Буква Ш ш.»

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.


Задачи: Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.

Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог

Планируемые результаты (предметные): распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.


Личностные результаты: понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Тип урока: Решение учебной задачи

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание ши, ше.











Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Зарядка «Воздушный шарик».

«Топор»

Имитируют надувание шарика.

Вдох-выдох со звуком ууух.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Посмотрите вокруг, найдите и соберите картинки. Произнесите слова называющие предметы на картинках. Что их объединяет?

- Сформулируйте тему задачу сегодняшнего урока.

- Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Перед учениками предметные картинки с изображением шкафа и карандаша (Приложение)

- Рассмотрите схемы и выполните слого-звуковой анализ слов.

Произносят звук.

- Согласный звук [ш] глухой и всегда твердый

Выполняют слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [ш] на основе наблюдений

Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов

2. Знакомство с буквой Ш

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

- На что похожа буква (ша) Ш?

– Выложите букву Ш из карандашей или счётных палочек.

Находят букву Ш на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Из карандашей или счётных палочек выкладывают букву Ш

Находят букву Ш на «ленте букв». Моделируют её из счётных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

3. Чтение слов (учебник, с.17)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, составление предложения

- Прочитайте слова.

- Составьте предложение
со словом школа

Читают слова. Составляют предложение

Читают слова с изученной буквой. Правильно составляют предложение

Фронтальный. Чтение, составление предложения

Физкультминутка

Коллективная. Практический

- Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву Ш. Откройте глаза.

- Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 17)

Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа

-Давайте прочитаем текст совместно ( или индивидуально, если ребенок хорошо умеет читать). Рассмотрите картинку.

- Выполним задания к нему.

- Прочитаем правило и запомним.

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.


Читают правило, заучивают

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Придумывают имена детей.

На основе наблюдений выводят правило

Коллективный.

Чтение, устные ответы, знание правила

5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 16)

Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа

- Рассмотрите картинку.

- Ответьте на вопросы

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию

Коллективный. Устные ответы

6. Работа с пословицами (учебник, с. 16)

Фронтальная, парная. Словесный. Беседа

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Может ли шутка разрушить дружбу?

Читают, выполняют задание

Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение. Обсуждают проблему в паре, делают вывод

Фронтальный. Устные ответы

7. Работа с рисунками (учебник, с. 18)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

- Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели?

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды?

Рассматривают рисунки.

– Шишки, ягоды, шишки.

– Что?

Соотносят рисунки
и слова, определяют названия плодов деревьев. Используют вопрос «Что?» для неодушевленных предметов

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Гроза

По небу заходили большие серые тучи. Сверкнула молния! Загремел гром! И пошёл дождь. Дождь усиливается, усиливается. Дождь стал реже, реже, совсем перестал. Выглянуло солнышко, и стало тихо-тихо. Тихо сели

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» (учебник, с. 18)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

- Прочитайте стихотворение.

- О ком говорится в тексте?

- Объясните значение слова «распетушились»

Читают.

Отвечают на вопросы

Понимают смысл прочитанного стихотворения. Объясняют значение слова, высказывают свое мнение

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2. Чтение слов. Правописание ши (учебник, с. 19)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

- Прочитайте слова.

- Прокомментируйте написание слов

Читают, объясняют правописание ши

Комментируют правописание слов с использованием правила

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Дидактическая игра «Что для чего?»

Парная. Словесный, практический. Чтение, дидактическая игра

- Соотнесите начало и конец предложения

Читают, отвечают на вопросы

По смыслу продолжают предложения, отвечая на вопрос. Используют вопрос «Что?»

Парный. Игра, устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Закрасьте изученную букву на карточке (Приложение).

- Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя








Работа по индивидуальным карточкам

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!