СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зона степей. Окружающий мир, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей, о ее географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире.

Просмотр содержимого документа
«Зона степей. Окружающий мир, 4 класс»

Окружающий мир, 4 класс

Тема: Зона степей

Цели урока:

1. Сформировать представление о природной зоне степей,         познакомить с географическим положением         зоны, климатическими         условиями, растительным и         животным миром.

2. Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и товарищей.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   урока.

 1.Организационный момент. Этап  положительного самоопределения к учебной деятельности.

   -   Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим  настроением, с хорошими мыслями.  Вспомним правила совместной работы. Перечислите их.

(Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.)

 2.   Актуализация знаний.    

- Давайте вспомним, с  какими природными зонами мы познакомились?

- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? Начнем его с проверки домашнего задания. Тест «Природная зона лесов».

           Тест

1) Хвойный, труднопроходимый лес называется:  

    а) бор

    б) роща

    в) тайга

2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница:

    а) смешанном

    б) хвойном

    в) широколиственном

3) В лесной зоне не водится:

    а) белый медведь

    б) рысь

    в) бурундук

4) В лесной зоне не растёт:

    а) берёза

    б) калина

    в) ковыль

5) В лесной зоне не встречается:

    а) глухарь

    б) кедровка

    в) белая куропатка



3.Подготовительный этап для восприятия нового материала.

Какая ширь здесь и приволье,

Куда ни глянь – полей раздолье,

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов,

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам,

Здесь суховеи любят петь,

А зовётся это… степь.

- Какова задача нашего урока?

4. Работа над новой темой

- Работать будем по плану изучения природной зоны.

     ПЛАН

1.Местоположение природной зоны.

2. Климат.

3. Растения.

4. Животные.

5. Занятия населения.

6. Экологические проблемы.

(Дети разбиты на 4 научные лаборатории: географы, биологи, зоологи,  социологи.)

- Вспомним алгоритм работы в парах, группах.

                           Алгоритм работы в парах, группах

  1. Прочитай текст.

  2. Выбери, отметь главные мысли.

  3. Обсуди в группе.

  4. Составь план ответа.

- Задача каждой группы обсудить и рассказать, о чём мы ещё не знаем.

- Как это сделать? Надо провести небольшое исследование. Давайте откроем учебники и прочитаем о зоне степей, выделим главное.

Работа в группах, выступление представителей групп

 Географы:

В степи хорошо выражены все 4 времени года. Самое прекрасное время года в степи – это весна. Весна там короткая, снег тает быстро,   в почве скапливается много влаги. Холодная погода быстро меняется на жаркую. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть. Дожди сильные, ливневые. Температура до +20 градусов.

В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь.
              Вот как описывает весеннюю степь русский писатель А. Куприн:

  «Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики…»

  Лето в степи солнечное, жаркое, продолжительное и засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – СУХОВЕИ.

Суховей – это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури.
Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья. Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +22-24 градуса, в июле может подниматься до +40.

- С наступлением сухого и жаркого лета степь как бы выгорает. Цветение заканчивается. И остаются только те растения, которые хорошо переносят жаркое лето. В степи обилие насекомых. Живут здесь различные бабочки, пчелы, шмели. Особенно здесь много кузнечиков. Дикая лошадь – символ степи. Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают редко. Почва сухая. Зима здесь довольно мягкая и непродолжительная. С частыми оттепелями, но холодная, с морозами до – 20 С. Снежный покров очень маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели.

Биологи:

Попытались «биологи» ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.

1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

2)  Совсем по-другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

- Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо.

Летом можно увидеть растение перекати-поле.

- Как вы думаете, почему это растение  получило такое название?

Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так перекати-поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния.


Зоологи:

Проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?

  Животный мир степей богат и своеобразен. Здесь живут травоядные животные, грызуны, насекомые, птицы. Животный мир степей отличается от животного мира леса. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег помогает им спастись от врагов и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и корма. По степи передвигаются стада сайгаков в поисках пастбищ. Этим животным приходится быстро бегать от главного своего врага – волка.  Вдали от селений живут зайцы и лисицы. В степи обитает ядовитая гадюка. Окрас у животных часто под цвет растительности. Весной в степь возвращаются к своим гнездовьям много птиц. Самая большая птица степей это дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами. Дрофа хорошо летает, но еще лучше бегает. Её называют степным великаном. Прилетает сюда очень красивая птица – это журавль красавка. Привольно здесь живется розовому скворцу. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривая свою добычу.

Высоко в воздухе, не видные глазу трепещут и звенят жаворонки.

- Ребята, степные птицы устраивают свои гнезда на земле. А почему, вы догадались?

- Привольно живется в степи грызунам. Здесь живут суслики, хомяки, сурки, полевые мыши. Здесь им достаточно корма Они  делают норы, чтобы спрятаться от хищников.

Социологи:

Социологи попытались  доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи?

      Многим растениям и животным грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Основное занятие населения - земледелие. Еще одна причина на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
  Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
- Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения.
5. Обобщение полученной информации и постановка проблемы.

 - Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно  влияют на природу в степи?

     (На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).

  • Вырубка лесных полос.

- Какие последствия?

  • Ветры суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой  почвы,  пыльные бури).

  • Неправильная распашка почвы. ( Разрушение плодородного состава почвы, рост оврагов).

  • Смыв почвы водными потоками.

Очень важная задача - сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром. 

6. Подведение итогов

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?

7. Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!