Окружающий мир, 4 класс
Тема: Зона степей
Цели урока:
1. Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
2. Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и товарищей.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1.Организационный момент. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Перечислите их.
(Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.)
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?
- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? Начнем его с проверки домашнего задания. Тест «Природная зона лесов».
Тест
1) Хвойный, труднопроходимый лес называется:
а) бор
б) роща
в) тайга
2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница:
а) смешанном
б) хвойном
в) широколиственном
3) В лесной зоне не водится:
а) белый медведь
б) рысь
в) бурундук
4) В лесной зоне не растёт:
а) берёза
б) калина
в) ковыль
5) В лесной зоне не встречается:
а) глухарь
б) кедровка
в) белая куропатка
3.Подготовительный этап для восприятия нового материала.
Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь – полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов,
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам,
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это… степь.
- Какова задача нашего урока?
4. Работа над новой темой
- Работать будем по плану изучения природной зоны.
ПЛАН
1.Местоположение природной зоны.
2. Климат.
3. Растения.
4. Животные.
5. Занятия населения.
6. Экологические проблемы.
(Дети разбиты на 4 научные лаборатории: географы, биологи, зоологи, социологи.)
- Вспомним алгоритм работы в парах, группах.
Алгоритм работы в парах, группах
Прочитай текст.
Выбери, отметь главные мысли.
Обсуди в группе.
Составь план ответа.
- Задача каждой группы обсудить и рассказать, о чём мы ещё не знаем.
- Как это сделать? Надо провести небольшое исследование. Давайте откроем учебники и прочитаем о зоне степей, выделим главное.
Работа в группах, выступление представителей групп
Географы:
В степи хорошо выражены все 4 времени года. Самое прекрасное время года в степи – это весна. Весна там короткая, снег тает быстро, в почве скапливается много влаги. Холодная погода быстро меняется на жаркую. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть. Дожди сильные, ливневые. Температура до +20 градусов.
В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь.
Вот как описывает весеннюю степь русский писатель А. Куприн:
«Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики…»
Лето в степи солнечное, жаркое, продолжительное и засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – СУХОВЕИ.
Суховей – это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури.
Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья. Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +22-24 градуса, в июле может подниматься до +40.
- С наступлением сухого и жаркого лета степь как бы выгорает. Цветение заканчивается. И остаются только те растения, которые хорошо переносят жаркое лето. В степи обилие насекомых. Живут здесь различные бабочки, пчелы, шмели. Особенно здесь много кузнечиков. Дикая лошадь – символ степи. Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают редко. Почва сухая. Зима здесь довольно мягкая и непродолжительная. С частыми оттепелями, но холодная, с морозами до – 20 С. Снежный покров очень маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели.
Биологи:
Попытались «биологи» ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.
1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
2) Совсем по-другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
- Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо.
Летом можно увидеть растение перекати-поле.
- Как вы думаете, почему это растение получило такое название?
Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так перекати-поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния.
Зоологи:
Проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?
Животный мир степей богат и своеобразен. Здесь живут травоядные животные, грызуны, насекомые, птицы. Животный мир степей отличается от животного мира леса. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег помогает им спастись от врагов и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и корма. По степи передвигаются стада сайгаков в поисках пастбищ. Этим животным приходится быстро бегать от главного своего врага – волка. Вдали от селений живут зайцы и лисицы. В степи обитает ядовитая гадюка. Окрас у животных часто под цвет растительности. Весной в степь возвращаются к своим гнездовьям много птиц. Самая большая птица степей это дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами. Дрофа хорошо летает, но еще лучше бегает. Её называют степным великаном. Прилетает сюда очень красивая птица – это журавль красавка. Привольно здесь живется розовому скворцу. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривая свою добычу.
Высоко в воздухе, не видные глазу трепещут и звенят жаворонки.
- Ребята, степные птицы устраивают свои гнезда на земле. А почему, вы догадались?
- Привольно живется в степи грызунам. Здесь живут суслики, хомяки, сурки, полевые мыши. Здесь им достаточно корма Они делают норы, чтобы спрятаться от хищников.
Социологи:
Социологи попытались доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи?
Многим растениям и животным грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Основное занятие населения - земледелие. Еще одна причина на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
- Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения.
5. Обобщение полученной информации и постановка проблемы.
- Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи?
(На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).
- Какие последствия?
Ветры суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой почвы, пыльные бури).
Неправильная распашка почвы. ( Разрушение плодородного состава почвы, рост оврагов).
Смыв почвы водными потоками.
Очень важная задача - сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром.
6. Подведение итогов
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?
7. Домашнее задание