Система музыкального воспитания
Золтан Кодай
Выполнила студентка 4 курса психолого – педагогического факультета по направлению подготовки «Начальное образование и Русский язык», группы НОРб-15
Лисовицкая Евгения Олеговна
Венгерский композитор, учёный-фольклорист, педагог, основоположник системы массового музыкального воспитания в Венгрии
(1882-1967)
Золтан Кодай (1882-1967)
Золтан Кодай – венгерский композитор, музыкант и теоретик музыки.
С детства играл на скрипке, учась у отца, музыканта-любителя. В 1900 г. поступил на отделение языковБудапештского университета и одновременно в класс композиции Ганса фон Кесслера в Королевскую Венгерскую академию музыки.
По окончании курса в течение года учился в Париже у Шарля Видора.
Разработал конкретные методики обучения и создал учебные пособия для учителей и учащихся
«Венгерское двухголосие» (1937),
«Будем чисто петь» (1941 г.),
хоровое упражнение «333 упражнения в чтении с листа» (1943г.)
В Венгрии на основе педагогической концепции Кодаем создана единая система музыкального воспитания, которая охватывает детские сады, школы, высшие учебные заведения. Его методы применяются в США,
Великобритании, Японии и других странах .
Начиная с 1906 года публиковал, совместно с Белой Бартоком, многочисленные сборники народных песен. С 1912 годаКодай – профессор Музыкальной академии в Будапеште.
Композитор активно занимался теорией музыки, писал работы по музыкальной педагогике. В частности, со своим учеником Ене Адамом разработал метод Кодая, особенно успешный при обучении непрофессиональных музыкантов и хоровых групп.
Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души: героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению мелодий
Главнейшими особенностями педагогической деятельности Золтана Кодая были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократичность основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем! Эти черты и принципы характеризуют весь его жизненный путь. Кодай передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народной песни.
Основные принципы системы музыкального воспитания
- - Каждому ребенку необходимо прививать любовь к музыке через музыкальные занятия;
- - Образование должно готовить не только будущих профессионалов, но и любителей, тех, кто будет посещать музыкальные концерты;
- - Цель музыкального образования – это овладение музыкальной грамотностью;
- - Образование должно начинаться как можно раньше – “за девять месяцев до рождения матери”;
- - Занятия музыкой должны быть ежедневными;
- - Образование должно основываться на пении – музыкальном инструменте каждого;
- - Обучение музыке должно основываться на родном языке – народной музыке страны, в которой живет ребенок;
- - Только качественная музыка должна быть в основе обучения.
Главным видом музыкальных занятий было хоровое пение
метод относительной (ладовой) сольмизации и ручных знаков
Интерпретация ручных знаков движениями тела.
- Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально и кинестетически усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных соотношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию ребенку, особенно на ранних этапах обучения, а также являются чрезвычайно полезными при создании гармонических последовательностей.
Главными задачами обучения детей музыке З.Кодай ставил воспитание умения петь по нотам и на слух записывать мелодию .
Главными особенностями данной методики есть сочетание певческой деятельности с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.
Кодай считал, что хороший музыкант должен обладать развитым слухом, развитым интеллектом, развитыми чувствами и развитыми руками. Все эти четыре элемента должны находиться в равновесии, ни один не должен доминировать.
Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального
- развитый слух
- развитый интеллект
- развитые чувства
- развитые руки
- Воспитание человека не может быть полным без музыки
- Воспитание хорошего музыкального вкуса не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача
“ Музыка обязательно нужна для развития человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”
Основное внимание в музыкальном воспитании автор уделяет ознакомлению с сокровищами народной песни. Народную песню педагог рассматривал как родной музыкальный язык ребенка, которой, как и родным словесным языком, следует овладеть как можно раньше.
Главная цель системы Кодая - заложить основы музыкальной образованности учащихся, развить в них чувствительность к родному языку, вооружить, необходимыми для хорового пения, знаниями и навыками, вызвать интерес к домашнему музицированию. Главной особенностью данной методики является сочетание певческой деятельности с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.
Спасибо за внимание!