СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с шахматной доской

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование интереса к игре в шахматы.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с шахматной доской»

Чаплова Гузель 
Конспект занятия по обучению шахматам дошкольников «Знакомство с шахматной доской» в средней группе

План-конспект урока по шахматам

Разработала: Чаплова Г.Г

Тема«Шахматная доска»

Цель: формирование интереса к игре в шахматы.

• развитие внимания и логического мышления;

• обучение шахматным терминам;

• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Оборудованиешахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.

Материалы: на каждого ребенка раздаточный материал: лист с расчерченными квадратами (белый, черная краска, кисти

Ход занятия

1. Вступительная часть

- Добрый день, ребята! Мы с вами отправляемся в сказочное шахматное государство, где жил маленький Гномик.

2. Основная часть.

- Итак, в некотором царстве – шахматном государстве жил-был добрый Гномик. Однажды, в его день рождения друзья подарили ему белый коврик. Гномик грустно посмотрел на свой подарок – на нем были только квадраты, ни рисунков, ни цветов разных…И только хотел он убрать в сундук белый коврик, как подумал, что сходит лучше к Королю Шахматного Государства и спросит, может быть этот коврик умеет что-то делать….

-Ваше Величество, - обратился Гномик к Королю, - взгляните, пожалуйста, на мой подарок….Обычный белый коврик с белыми квадратиками…Зачем он нужен?

- О! Это отличный подарок! – ответил Король и улыбнулся. – Он живой!

- Как это, живой? – удивился Гномик.

- Это коврик, который превращается в шахматную доску для игры. Ты знаешь игру «ШАХМАТЫ»? - спросил он своего гостя.

- Нет, - ответил Гномик. Расскажите, пожалуйста, что это за игра….

- Конечно, расскажу! Я очень часто в нее играю! – с радостью ответил Король.

- Вы в игры играете? Я думал, что взрослы не играют в игры…- ответил, подумав, Гномик.

- В эту игру играют и взрослые, и дети. Только, вот, нам не хватает черных клеточек.

Король попросил слуг принести черную краску и кисти.

Физкультминутка:

«Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны, пошире, – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

В. – давайте и мы с вами, ребята, возьмем кисточки, окунем их в черную краску и будем повторять за Королем. Смотрите, какие клеточки он закрашивает и делайте также.

Дети закрашивают черные клеточки.

В. – Клеточки в виде какой геометрической фигуры? (квадрат) Черные и белые клеточки одинаковые? (ответы детей) Как мы можем их сравнить? (методом наложения)

В. - давайте возьмем свой красный квадратик и наложимего сначала на белую клеточку, потом на черную.

Дети накладывают квадрат на белые и черные поля.

В. - Каких клеток больше, черных или белых? (ответы детей)

В. – И черных, и белых одинаковое количество. У нас получилась шахматная доска. Каждая клеточка называется ПОЛЕ. И как только Король закрасил черные клеточки и сказал:

-Я буду первой фигурой на этой шахматной доске! – после этих слов Король превратился в фигуру КОРОЛЬ.

В. – Ребята, это главная фигура в шахматной игре. Наш Король отправится на сражение с противником! Как вы думаете, как он будет добираться? На чем раньше сражались короли? (ответы детей)

В. – Нашему КОРОЛЮ нужен КОНЬ! Еще одна шахматная фигура

Логопедическая гимнастика.

В. – Ребята, а давайте покажем, как скачет конь. Попробуем язычком издать соответствующий звук.

Игра «Найди в мешочке на ощупь КОРОЛЯ и КОНЯ»

Игра «Найди на шахматной доске предметы, которые спрятал КОРОЛЬ»

В. – В какойстране вы сегодня побывали? С какими фигурами познакомились? Вам понравилось? Вам захотелось играть в игру ШАХМАТЫ(ответы детей)

В. – На следующих занятиях мы будем знакомиться с другими фигурами и узнаем как они двигаются по шахматной доске. С какими понятиями, новыми для вас, вы сегодня познакомились?

ШАХМАТЫ

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

ПОЛЕ

ФИГУРА КОРОЛЬ

ФИГУРА КОНЬ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В. Г. Гришин. – М.: «Просвещение», 1991.

2. Зенков, Г. М. Первый шах. [Текст] / Г. М. Зенков. – Прокопьевск: Издательско-полиграфическая Фирма «Пласт», 1993.

3. Карпов, А. Учитесь шахматам. [Текст] / А. Карпов. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 1997. 4. Казак, А. Маленьким о шахматах. [Текст] / А. Казак. – М.: Владос, 1994.

Приложение:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!