ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития
образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме:
«Знакомство с особенностями наречия как части речи»
Русский язык
Выполнил учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 9
Володарского района, с.п. Мулино
Пархоменко Оксана Васильевна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных классов 20 лет
Н.Новгород
2017 год
ПРОЕКТ УРОКА
Учебный предмет - русский язык
УМК «Гармония»
Тема урока «Знакомство с особенностями наречия как части речи»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Закрепление знаний об особенностях, ранее изученных частей речи
Ознакомление с особенностями наречия как части речи
Развитие познавательных логических УУД операций классификации, анализа и обобщения посредством заданий, направленных на выявление особенностей наречия и других частей речи
Развитие общеучебных УУД посредством различных способов работы с информацией и ее использованием
Развитие коммуникативных УУД через учебное сотрудничество с учителем, сверстниками и работу в паре
Развитие регулятивных УУД целеполагания через создание проблемной ситуации ,самоконтроля и оценки своей деятельности
Формирование личностных УУД учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Ожидаемые результаты :
Предметные УУД:
выявлять принадлежность слова к определённой части речи;
опознавать наречие как самостоятельную часть речи;
понимать особенности и значение слов этой части речи;
выделять наречия среди других частей речи
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу;
вести под руководством учителя целенаправленные наблюдения за словами, извлекать из них информацию,
читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях;
подводить факты языка под определённые понятия,
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов;
вести коллективный поиск;
сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром;
высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость;
делиться приобретённой информацией с другими(в классе, дома)
Регулятивные УУД:
коллективноставить учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их;
совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию;
контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения.
Личностные УУД:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу;
готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать границу собственных знаний.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование:
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», учебник 4 класс (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.
компьютер, мультимедийная доска;
презентация
Исходный уровень знаний и умений обучающихсядля изучения данной темы:
различают в текстезнакомые и незнакомыечасти речи;
разграничивают слова самостоятельных и служебных частей речи;
изменяют слова в соответствии с их морфологическими особенностями;
указывают часть речи главного слова, ставят вопросы;
извлекают информацию из книги;
обобщают сведения и передают другим;
работают в паре
делают выводы и умозаключения
План и хронометражурока:
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1 | Мотивация к учебной деятельности | 1 мин |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений | 10 мин |
3 | Постановка учебной задачи | 1 мин |
4 | Решение учебной задачи | 15 мин |
5 | Первичное закрепление | 6 мин |
6 | Самостоятельная работа | 10 мин |
7 | Рефлексия учебной деятельности | 2 мин |
Литература
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», учебник 4 класс (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Методические рекомендации «Русский язык», 4 класс,Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.
И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н. Деменева, И.Н. Мохова «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС», Москва «Аркти», 2013
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоритическое обоснование |
Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».(слайд 1) -Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю удачи и успеха! Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия. | Высказывания детей | - Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (личностные УУД) |
Актуализация знаний. Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии | - Обратите внимание на запись и скажите, по какому признаку слова распределены в столбики?(слайд 2) - Назовите эти части речи. А какие могут скрываться в 4 столбце? в ? .сна кислый пела ключ? яркий светило м.л.ко новый встали - Работая в паре, составьте и запишите словосочетания, используя слова 1 и 2 столбцов. Обозначьте главное слово и выделите окончание взависимом. Кто выполнил, покажите свою готовность в паре. - Давайте озвучим получившиеся словосочетания и проверим свои записи. - Скажите, а почему вам пришлось изменить окончания в именах прилагательных? - А в чем подчиняется? - А как называется такая связь . когда прилагательное согласноподчиниться существительному в роде, числе и падеже.(слайд 3) - Давайте подведем итог: какие имеющиеся знания вы сейчас применили на данном задании. - Испытывали ли вы трудности при выполнении данного задания? Почему? - А теперь я открываю загадочный 4 столбец и прошу вас определить к какой части речи относятся записанные слова. (слайд 4) справа весело вчера - Кто из вас справился? А у кого возникли трудности? Почему? - Встречались ли с такими словами раньше на уроках русского языка? Как поступали? | - По вопросу и принадлежности к части речи. - 1 столбец – имена сущ., 2 – имена прил, 3 – глагол. А в 4 – числительное или местоимение. Работа в паре: Дети в паре составляют словосочетания и записывают каждый в свою тетрадь. - яркая весна, новый ключ, кислое молоко. - Потому что оно подчиняется существительному, которое командует прилагательным. - В роде, числе и падеже. - Это согласование. - Мы вспомнили части речи, составляли словосочетания и согласовали прилагательное с существительным. - Нет, потому что мы этот материал знаем. Ученики не могут выполнить данное задание - Мы не знаем эту часть речи, потому что не изучали. - Мы встречались с такими словами в домашнем задании и над ними ставили знак ? | Формирование познавательных логических УУД операций классификации - Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД) Развитие коммуникативных УУД через учебное сотрудничество с учителем и работу в паре - Развитие умения строить речевое высказывание в устной форме (познавательные УУД) Развитие познавательных УУД операции обобщения ранее изученного материала Развитие регулятивных УУД целеполагания через создание проблемной ситуации |
Постановка учебной задачи | - А хотелось бы вам наконец-то узнать эту загадочную часть речи и сделать открытие? (слайд 4) -Какую учебную задачу на сегодняшнем уроке каждый из вас поставит перед собой? - А зачем вам это надо знать? | - Да. -Наша задача – познакомиться с новой частью речи, о которой мы ничего не знаем. Ответы детей | Побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к задаче диалог. определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - А какими способами мы можем сделать открытие и узнать эту часть речи? - А что бы вы хотели узнать об неизвестной части речи? Ваши вопросы я буду фиксировать на доске, а вы их задавайте, как будто берете интервью у знаменитости. - А теперь посмотрите на запись на доске. Она вам ничего не напоминает по своей структуре? ? На какие вопросы отвечает Что обозначает Как изменяется Значение в речи - Молодцы. Опираясь на ваши умные вопросы, мы проведем наблюдения за этими неизвестными словами, чтобы узнать …(слайд 5) - Продолжите мою мысль. - Я буду в роли вашего наставника и направлять вас на наблюдения, а вы ? Все ваши наблюдения и выводы я буду фиксировать на доске. | - Прочитать в учебнике, спросить у учителя или взрослых, исследовать, наблюдать. - На какие вопросы отвечает, ее значение в речи, что обозначает, как может изменяться и т.д. - Наши вопросы похожи на пункт памятки анализа слова как части речи. - Чтобы узнать к какой части речи они относятся. - Мысами будем делать открытияи выводы. | Развитие регулятивных УУД посредством планирования плана действий выхода из затруднения Развитие коммуникативных УУД через формулирование вопросов и выражение собственных мыслей Учить использовать речь для регуляции своего действия, сотрудничества с учителем (коммуникативные УУД |
Решение учебной задачи (открытие нового знания) | - Приступаем к исследованию и наблюдениям. Составьте словосочетания, используя слова 3 и 4 столбцов, записывая вопрос, на который отвечает неизвестное слово. Работу проведите в паре и записи оформите в тетради. - Прочитайте получившиеся словосочетания.(слайд 6) Назовите вопросы, на которые отвечают зависимые слова, а я зафиксирую их в нашей памятке. - Теперь попробуйте устно изменить в 1 словосочетании главное слово и зависимое по числам. - Что у вас получилось? - Измените 2 словосочетание по родам. К какому мнению пришли? - Измените 3 по временам. Что показало ваше наблюдение? - Сделайте общий вывод на основе ваших наблюдений. - Ваши выводы зафиксирую в таблице исследования. 1. Вопросы как? где? когда 2.Что обозначает 3.Как изменяется не изменяется 4.Роль в предложении - Продолжим ваши наблюдения в следующем задании. Попробуйте составить словосочетания из существительного и неизвестной части речи. У вас получилось? - Выходит, эти слова сочетаются только с глаголами. - Теперь я вам предлагаю сравнить два предложения: (слайд 8) Ира пела детскую песню. Ира весело пела детскую песню. - Есть разница? Какое предложение более точное? В чем состоит роль этой части речи? Ваше мнение какое? - Зафиксируем это в таблице в пункте 4) уточняет действия(слайд 9) - Вот мы провели исследование и наблюдения. Пришло время узнать эту часть речи. Вашим помощником теперь будет учебник. - Найдите научные сведения о неизвестной части речи в упр. 136 на стр.66. и скажите ее название. (слайд9) - А нет ли среди этой информации дополнительных сведений, которых вам не хватает в памятке анализа? - В каком пункте надо мне зафиксировать особенность новой части речи? (слайд 9) | Работа проводится в паре и учащиеся делают следующие записи: пела (как?) весело встал (где?) справа светило (когда?) вчера - Вопросы: Как? Когда? Где? - Глагол изменяется по числам, а неизвестное слово нет. - Не изменяется по родам. - Не изменяется по временам. - Неизвестная часть речи не изменяется. - Нет. Дети читают предложения и приходят к выводу: Неизвестная часть речи точно называет действие. Учащиеся читают научную информацию и называют новую часть речи - Это наречие. - Есть. Наречие обозначает признак действия. - Во втором – что обозначает. | Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД) Развитие коммуникативных УУД через учебное сотрудничество с учителем и работу в паре Развитие познавательных логических УУД операции анализа и умозаключения посредством практических заданий, направленных на выявление особенностей наречия Развитие познавательных логических УУД операции сравнения и умозаключения посредством практических заданий, направленных на выявление особенностей наречия Развитие познавательных и общеучебных УУД через работу с информацией в учебнике, ее анализом и представлением |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Вот вы и сделали открытие о новой части речи. Результаты и выводы ваших наблюдений я фиксировала в таблицу, которая является памяткой анализа слова,как части речи. Сейчас я предлагаю выполнить устно упр. 137 на стр.67 учебника и рассказать все, что узнали вы о наречии. - А так же поработайте в парах и найдите наречия в текстах упр. 112 и упр.133. Назовите их. - Как вы находили наречия? По каким особенностям? - Назовите еще раз вопросы, на которые отвечают наречия? - Скажите ребята, а у наречий может быть окончание? Кто из вас догадался? - Ответ на этот вопрос вы найдете в сообщении на стр.68. - Так может быть окончание у наречий или нет? Кто поделится сведениями? - Чем же является часть слова на конце наречия? - Вернитесь к тем словосочетаниям, которые вы записали с наречиями в первой части урока и выделите в них суффиксы. -Давайте озвучим их и проверим вместе. | Пользуясь таблицей, учащиеся устно рассказывают все, что открыли о наречии, дополняют ответы одноклассников Дети в парах находят и устно перечисляют наречия: спокойно, скоро - По вопросу, задаваемому от глагола? - Как? Где? Когда? Куда? Возможны разные варианты ответов учащихся. После прочтения информации. Учащиеся обоснуют свой ответ: - У наречий нет окончаний, так как часть речи не изменяется - Это суффикс. Дети называют наречие и его суффикс: пела весело(о) встал справа(а) светило вчера(а) | - Развитие умения строить речевое высказывание и выражать свои мысли в устной форме (развитие коммуникативных УУД) - Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД) Развитие познавательных логических УУД операции классификации, обобщения полученных знаний Развитие познавательных и общеучебных УУД через работу с информацией в учебнике, ее анализом и представлением |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Теперь вам предлагаю поработать самостоятельно, выполнив упр.140 на стр.68-69. Обратите внимание на дополнительные сведения в рамке, так как при выполнении можно попасться в ловушку. Прочитайте задание и своими словами объясните, что вы будете делать. - Проверьте еще раз свои записи и задание. А теперь возьмите зеленую ручку и проверьте правильность выполненного вами задания, сравнив с записью на экране. Если словосочетание выбрано верно и выделен суффикс, то ставьте знак «плюс», если нет, то «минус». - Кто доволен результатом своей проверки? Вам легко было? - У кого вызвало затруднения это задание? Объясните почему? В чем ваша ошибка? Как ее избежать в другом задании? - Стоит ли нам дальше изучать эту часть речи? | Учащиеся после прочтения объясняют задание и приступают к его выполнению. Делают самопроверку и сличают с эталоном на слайде: быстро бежал, ехал прямо, шагал впереди, свернул направо Дети называют и объясняют свои ошибки Ответы детей | - Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД) Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности (личностные УУД) Развитие умения выражать свои мысли в устной речи (коммуникативные УУД) |
Рефлексия | - Запишите задание на дом упр.69 на стр.141. - Вспомните, какую задачу вы ставили в начале урока? - Каких результатов вы добились? -Что для этого каждый делал? - Где вы можете применить новые знания в жизни? - Оцените свою работу по критериям на волшебных линеечках. А ктивность П равильность И нтерес Ч истота Т рудность - Желаю вам дальнейших успехов в открытии новых знаний. Спасибо всем за плодотворную работу. | - Познакомиться с новой частью речи и ее особенностями. Варианты ответов Самостоятельно оценивают свою работу | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности через критерии (регулятивные УУД и личностныеУУД) |