СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знакомство с особенностями наречия как части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка открытия нового знания о наречии и его особенностях как часть речи построен на основе наблюдения и сравнения с другими частями речи. К  уроку прилагается презентация

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с особенностями наречия как части речи"»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития

образования»

Кафедра начального образования




Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»




ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА


Проект урока по теме:

«Знакомство с особенностями наречия как части речи»

Русский язык


Выполнил учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 9

Володарского района, с.п. Мулино


Пархоменко Оксана Васильевна


Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 20 лет




Н.Новгород

2017 год

ПРОЕКТ УРОКА


Учебный предмет - русский язык

УМК «Гармония»

Тема урока «Знакомство с особенностями наречия как части речи»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  • Закрепление знаний об особенностях, ранее изученных частей речи

  • Ознакомление с особенностями наречия как части речи

  • Развитие познавательных логических УУД операций классификации, анализа и обобщения посредством заданий, направленных на выявление особенностей наречия и других частей речи

  • Развитие общеучебных УУД посредством различных способов работы с информацией и ее использованием

  • Развитие коммуникативных УУД через учебное сотрудничество с учителем, сверстниками и работу в паре

  • Развитие регулятивных УУД целеполагания через создание проблемной ситуации ,самоконтроля и оценки своей деятельности

  • Формирование личностных УУД учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи


Ожидаемые результаты :

Предметные УУД:

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи;

  • опознавать наречие как самостоятельную часть речи;

  • понимать особенности и значение слов этой части речи;

  • выделять наречия среди других частей речи

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу;

  • вести под руководством учителя целенаправленные наблюдения за словами, извлекать из них информацию,

  • читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях;

  • подводить факты языка под определённые понятия,


Коммуникативные УУД:

  • участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов;

  • вести коллективный поиск;

  • сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром;

  • высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость;

  • делиться приобретённой информацией с другими(в классе, дома)

Регулятивные УУД:

  • коллективноставить учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их;

  • совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию;

  • контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения.


Личностные УУД:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу;

  • готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • способность осознавать и оценивать границу собственных знаний.

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Оборудование:

  • М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», учебник 4 класс (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.

  • компьютер, мультимедийная доска;

  • презентация



Исходный уровень знаний и умений обучающихсядля изучения данной темы:

  • различают в текстезнакомые и незнакомыечасти речи;

  • разграничивают слова самостоятельных и служебных частей речи;

  • изменяют слова в соответствии с их морфологическими особенностями;

  • указывают часть речи главного слова, ставят вопросы;

  • извлекают информацию из книги;

  • обобщают сведения и передают другим;

  • работают в паре

  • делают выводы и умозаключения




План и хронометражурока:


п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Мотивация к учебной деятельности


1 мин

2

Актуализация знаний и фиксация

индивидуальных затруднений

10 мин

3

Постановка учебной задачи


1 мин

4

Решение учебной задачи


15 мин

5

Первичное закрепление


6 мин

6

Самостоятельная работа


10 мин

7

Рефлексия учебной деятельности


2 мин



Литература

  • М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», учебник 4 класс (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.

  • М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Методические рекомендации «Русский язык», 4 класс,Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.

  • И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н. Деменева, И.Н. Мохова «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС», Москва «Аркти», 2013


















Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоритическое обоснование

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».(слайд 1)

-Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю удачи и успеха! Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.


Высказывания детей

- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (личностные УУД)

  1. Актуализация знаний.































Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии

- Обратите внимание на запись и скажите, по какому признаку слова распределены в столбики?(слайд 2)

- Назовите эти части речи. А какие могут скрываться в 4 столбце?


в

?

.сна кислый пела

ключ? яркий светило

м.л.ко новый встали

- Работая в паре, составьте и запишите словосочетания, используя слова 1 и 2 столбцов. Обозначьте главное слово и выделите окончание взависимом.

Кто выполнил, покажите свою готовность в паре.

- Давайте озвучим получившиеся словосочетания и проверим свои записи.

- Скажите, а почему вам пришлось изменить окончания в именах прилагательных?

- А в чем подчиняется?

- А как называется такая связь . когда прилагательное согласноподчиниться существительному в роде, числе и падеже.(слайд 3)

- Давайте подведем итог: какие имеющиеся знания вы сейчас применили на данном задании.

- Испытывали ли вы трудности при выполнении данного задания? Почему?


- А теперь я открываю загадочный 4 столбец и прошу вас определить к какой части речи относятся записанные слова. (слайд 4)

справа

весело

вчера

- Кто из вас справился? А у кого возникли трудности? Почему?

- Встречались ли с такими словами раньше на уроках русского языка? Как поступали?

- По вопросу и принадлежности к части речи.

- 1 столбец – имена сущ.,

2 – имена прил, 3 – глагол. А в 4 – числительное или местоимение.



Работа в паре:

Дети в паре составляют словосочетания и записывают каждый в свою тетрадь.



- яркая весна,

новый ключ,

кислое молоко.


- Потому что оно подчиняется существительному, которое командует прилагательным.

- В роде, числе и падеже.


- Это согласование.


- Мы вспомнили части речи, составляли словосочетания и согласовали прилагательное с существительным.

- Нет, потому что мы этот материал знаем.




Ученики не могут выполнить данное задание

- Мы не знаем эту часть речи, потому что не изучали.


- Мы встречались с такими словами в домашнем задании и над ними ставили знак ?


Формирование познавательных логических УУД операций классификации


- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)


Развитие коммуникативных УУД через учебное сотрудничество с учителем и работу в паре



- Развитие умения строить речевое высказывание в устной форме (познавательные УУД)






Развитие познавательных УУД операции обобщения ранее изученного материала




Развитие регулятивных УУД целеполагания через создание проблемной ситуации



  1. Постановка учебной задачи





- А хотелось бы вам наконец-то узнать эту загадочную часть речи и сделать открытие? (слайд 4)

-Какую учебную задачу на сегодняшнем уроке каждый из вас поставит перед собой?

- А зачем вам это надо знать?

- Да.

-Наша задача – познакомиться с новой частью речи, о которой мы ничего не знаем.


Ответы детей

Побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к задаче диалог.

определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД)

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- А какими способами мы можем сделать открытие и узнать эту часть речи?

- А что бы вы хотели узнать об неизвестной части речи? Ваши вопросы я буду фиксировать на доске, а вы их задавайте, как будто берете интервью у знаменитости.

- А теперь посмотрите на запись на доске. Она вам ничего не напоминает по своей структуре?

?

  1. На какие вопросы отвечает

  2. Что обозначает

  3. Как изменяется

  4. Значение в речи

- Молодцы. Опираясь на ваши умные вопросы, мы проведем наблюдения за этими неизвестными словами, чтобы узнать …(слайд 5)

- Продолжите мою мысль.

- Я буду в роли вашего наставника и направлять вас на наблюдения, а вы ?

Все ваши наблюдения и выводы я буду фиксировать на доске.


- Прочитать в учебнике, спросить у учителя или взрослых, исследовать, наблюдать.

- На какие вопросы отвечает,

ее значение в речи, что обозначает, как может изменяться и т.д.





- Наши вопросы похожи на пункт памятки анализа слова как части речи.





- Чтобы узнать к какой части речи они относятся.

- Мысами будем делать открытияи выводы.


Развитие регулятивных УУД посредством планирования плана действий выхода из затруднения


Развитие коммуникативных УУД через формулирование вопросов и выражение собственных мыслей





Учить использовать речь для регуляции своего действия, сотрудничества с учителем (коммуникативные УУД


  1. Решение учебной задачи (открытие нового знания)

- Приступаем к исследованию и наблюдениям. Составьте словосочетания, используя слова 3 и 4 столбцов, записывая вопрос, на который отвечает неизвестное слово. Работу проведите в паре и записи оформите в тетради.

- Прочитайте получившиеся словосочетания.(слайд 6) Назовите вопросы, на которые отвечают зависимые слова, а я зафиксирую их в нашей памятке.

- Теперь попробуйте устно изменить в 1 словосочетании главное слово и зависимое по числам.

- Что у вас получилось?

- Измените 2 словосочетание по родам. К какому мнению пришли?

- Измените 3 по временам. Что показало ваше наблюдение?

- Сделайте общий вывод на основе ваших наблюдений.

- Ваши выводы зафиксирую в таблице исследования.

1. Вопросы как? где? когда

2.Что обозначает

3.Как изменяется не изменяется

4.Роль в предложении

- Продолжим ваши наблюдения в следующем задании. Попробуйте составить словосочетания из существительного и неизвестной части речи. У вас получилось?

- Выходит, эти слова сочетаются только с глаголами.

- Теперь я вам предлагаю сравнить два предложения: (слайд 8)

Ира пела детскую песню.

Ира весело пела детскую песню.

- Есть разница? Какое предложение более точное? В чем состоит роль этой части речи? Ваше мнение какое?

- Зафиксируем это в таблице в пункте 4) уточняет действия(слайд 9)


- Вот мы провели исследование и наблюдения. Пришло время узнать эту часть речи. Вашим помощником теперь будет учебник.

- Найдите научные сведения о неизвестной части речи в упр. 136 на стр.66. и скажите ее название.

(слайд9)

- А нет ли среди этой информации дополнительных сведений, которых вам не хватает в памятке анализа?

- В каком пункте надо мне зафиксировать особенность новой части речи? (слайд 9)


Работа проводится в паре и учащиеся делают следующие записи:


пела (как?) весело

встал (где?) справа

светило (когда?) вчера


- Вопросы: Как? Когда? Где?





- Глагол изменяется по числам, а неизвестное слово нет.

- Не изменяется по родам.

- Не изменяется по временам.


- Неизвестная часть речи не изменяется.











- Нет.






Дети читают предложения и приходят к выводу:

Неизвестная часть речи точно называет действие.





Учащиеся читают научную информацию и называют новую часть речи


- Это наречие.










- Есть. Наречие обозначает признак действия.


- Во втором – что обозначает.

Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)


Развитие коммуникативных УУД через учебное сотрудничество с учителем и работу в паре



Развитие познавательных логических УУД операции анализа и умозаключения посредством практических заданий, направленных на выявление особенностей наречия

















Развитие познавательных логических УУД операции сравнения и умозаключения посредством практических заданий, направленных на выявление особенностей наречия


Развитие познавательных и общеучебных УУД через работу с информацией в учебнике, ее анализом и представлением





  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Вот вы и сделали открытие о новой части речи. Результаты и выводы ваших наблюдений я фиксировала в таблицу, которая является памяткой анализа слова,как части речи. Сейчас я предлагаю выполнить устно упр. 137 на стр.67 учебника и рассказать все, что узнали вы о наречии.


- А так же поработайте в парах и найдите наречия в текстах упр. 112 и упр.133. Назовите их.


- Как вы находили наречия? По каким особенностям?

- Назовите еще раз вопросы, на которые отвечают наречия?

- Скажите ребята, а у наречий может быть окончание? Кто из вас догадался?

- Ответ на этот вопрос вы найдете в сообщении на стр.68.


- Так может быть окончание у наречий или нет? Кто поделится сведениями?

- Чем же является часть слова на конце наречия?

- Вернитесь к тем словосочетаниям, которые вы записали с наречиями в первой части урока и выделите в них суффиксы.

-Давайте озвучим их и проверим вместе.

Пользуясь таблицей, учащиеся устно рассказывают все, что открыли о наречии, дополняют ответы одноклассников









Дети в парах находят и устно перечисляют наречия:

спокойно, скоро

- По вопросу, задаваемому от глагола?



- Как? Где? Когда? Куда?


Возможны разные варианты ответов учащихся.







После прочтения информации. Учащиеся обоснуют свой ответ:

- У наречий нет окончаний, так как часть речи не изменяется

- Это суффикс.




Дети называют наречие и его суффикс: пела весело(о)

встал справа(а)

светило вчера(а)


- Развитие умения строить речевое высказывание и выражать свои мысли в устной форме (развитие коммуникативных УУД)


- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)


Развитие познавательных логических УУД операции классификации, обобщения полученных знаний




Развитие познавательных и общеучебных УУД через работу с информацией в учебнике, ее анализом и представлением


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Теперь вам предлагаю поработать самостоятельно, выполнив упр.140 на стр.68-69. Обратите внимание на дополнительные сведения в рамке, так как при выполнении можно попасться в ловушку.

Прочитайте задание и своими словами объясните, что вы будете делать.

- Проверьте еще раз свои записи и задание. А теперь возьмите зеленую ручку и проверьте правильность выполненного вами задания, сравнив с записью на экране. Если словосочетание выбрано верно и выделен суффикс, то ставьте знак «плюс», если нет, то «минус».

- Кто доволен результатом своей проверки? Вам легко было?

- У кого вызвало затруднения это задание? Объясните почему? В чем ваша ошибка? Как ее избежать в другом задании?

- Стоит ли нам дальше изучать эту часть речи?




Учащиеся после прочтения объясняют задание и приступают к его выполнению.








Делают самопроверку и сличают с эталоном на слайде:

быстро бежал,

ехал прямо,

шагал впереди,

свернул направо







Дети называют и объясняют свои ошибки

Ответы детей

- Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД)






Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности (личностные УУД)

Развитие умения выражать свои мысли в устной речи (коммуникативные УУД)

  1. Рефлексия

- Запишите задание на дом упр.69 на стр.141.

- Вспомните, какую задачу вы ставили в начале урока?

- Каких результатов вы добились?

-Что для этого каждый делал?

- Где вы можете применить новые знания в жизни?

- Оцените свою работу по критериям на волшебных линеечках.

А ктивность

П равильность

И нтерес

Ч истота

Т рудность


- Желаю вам дальнейших успехов в открытии новых знаний. Спасибо всем за плодотворную работу.






- Познакомиться с новой частью речи и ее особенностями.


Варианты ответов



Самостоятельно оценивают свою работу



Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности через критерии

(регулятивные УУД и личностныеУУД)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!