Иваниченко О. В.
Предмет внеурочная деятельность «Ленточки и ниточки»
Класс 6
Дата 03.03.2020
Урок № 13
Общая тема: Бумажная фантазия
Тема урока: Знакомство с искусством мозаики. Выполнение аппликаций из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; формирование позитивного отношения к труду.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
научатся высказывать предположения; научатся оценивать результаты деятельности, корректировать деятельность, формулировать ответы на вопросы; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов
Оборудование: ноутбук, иллюстрированный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Солнце яркое проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось,
Начинать урок пора.
2.Актуализация знаний.
1.Подготовительная работа
/Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами:
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
При работе следи за пальцами руки.
При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
Не допускать попадания клея в глаза.
Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
3.Постановка проблемы
Какие поделки мы любим с вами собирать? /мозаику/
-что мы о ней знаем? /ответы детей мозаика может быть выполнена из стекла, камешков, керамики й:/
Проблема урока: Чему сегодня будем учиться? /новым видам мозаики/
Мозаика – (в переводе с французского) изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов. Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон
- При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин.
- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова.
- «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».
Мозаика может быть выполнена из стекла, камешков, керамики. Но есть еще один материал, из которого легко заготовить детали для создания мозаичного изображения. Это бумага. Она имеет множество цветов и оттенков, поэтому и картины из нес получаются яркими, красивыми. Сегодня вы убедитесь в этом, создав свое мозаичное панно.
4.Открытие новых знаний
1. Знакомство с особенностями мозаики из бумаги.
У меня в руках пестрый веер цветной бумаги (показывает образцы Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения (показывает образцы изделий).
Мозаичная композиция может быть самостоятельным произведением. Но можно такую технику использовать и для украшения коробочек, шкатулок, подобрав соответствующие рисунки. Если вы покроете изделие лаком, то сможете долгие годы пользоваться оригинальным изделием. Познакомимся с техникой бумажной мозаики поближе.
2. Последовательность работы над бумажной мозаикой.
Для работы над бумажной мозаикой вам понадобятся: листы цветной бумаги, куски картона, ножницы, клей, образцы рисунков. Работа над панно начинается с заготовки бумажных деталей. Есть два способа заготовки: первый — нарезание бумажных квадратов или других фигурок разных цветов и оттенков, второй - получение деталей способом обрывания. Во втором случае края деталей получаются неровными (показывает детали). Они создают впечатление пушистости, шероховатости. В остальном последовательность операций по изготовлению мозаики одинакова.
Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Линии должны быть тонкими, еле заметными. Очень важно при этом соблюсти правила композиции. Давайте вспомним их. (Правильно расположить лист картона -основу, найти композиционный центр картины, соотнести все детали рисунка по величине.)
Заготовленные детали лучше разложить в коробочки, рассортировав их по цвету. После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем и, наколов на ножку циркуля или другой острый предмет бумагу нужного цвета, накладывают ее на основу. Выкладывать рисунок начинают с контурных линий. Между частями оставляют небольшие просветы. Вот основные принципы создания картин в мозаичной технике.
Но иногда бывает, что вроде бы и масштаб деталей рисунка соблюден, и композиция составлена верно, но мозаика все равно получилась невыразительной. Почему так происходит? Рассмотрим картины, представленные на рисунках в учебнике (с. 122-124), и выясним, все ли они удались авторам, какие ошибки были допущены ими, в каком случае мозаичная техника для изготовления панно была уместна, а в каком - можно было выполнить простую аппликацию.
3. Демонстрация приемов работы.
Учитель показывает приемы работы над мозаичным панно.
Физкультминутка
5.Первичное закрепление
Практическая работа.
Задание: выполнить мозаику из бумаги.
Во время практической работы учитель контролирует правильность организации рабочего места, приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Физкультминутка
6. Итог урока.
1. Уборка рабочих мест
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи.
2.Выставка работ учащихся. Обсуждение работ. Вопросы:
- В какой технике выполнены ваши работы?
- Каким способом вы заготовили детали для бумажной мозаики?
- Оцените созданную вами композицию. Все ли вам удалось? Какие ошибки допущены?
- Какая из работ, по вашему мнению, является лучшей? Объясните почему.
7. Рефлексия
Примеры работ в технике мозаика