СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.»

1. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. 2. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными . 3. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.  Виды подчинения.

1. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

2. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными .

3. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.

 , . , , . : если в главном ест ь слова, предупреждающие о разъяснении. - при интонационном подчёркивании.
  • , .
  • , , .
  • : если в главном ест ь слова, предупреждающие о разъяснении.
  • - при интонационном подчёркивании.
Если придаточное присоединяется с помощью сложного союза Для того, чтобы (для того чтобы); Потому, что (потому что); оттого что, в то время как; в силу того что Запятая ставится в зависимости от смысла: Учи для того, чтобы не забыть. Учи, для того чтобы не забыть.

Если придаточное присоединяется с помощью сложного союза

Для того, чтобы (для того чтобы);

Потому, что (потому что); оттого что,

в то время как; в силу того что

Запятая ставится в зависимости от смысла:

Учи для того, чтобы не забыть.

Учи, для того чтобы не забыть.

План синтаксического разбора. Выделить главную и придаточную части. Указать, что поясняет придаточное (всё предложение или слово, какое именно (указать часть речи) На какой вопрос отвечает придаточное и каково средство синтаксической связи (союз, союзное слово). Определить тип придаточного ( Объяснить знаки препинания. Составить схему. Разбор частей предложения.(как прост.предлож.) № 478. стр. 340

План синтаксического разбора.

  • Выделить главную и придаточную части.
  • Указать, что поясняет придаточное (всё предложение или слово, какое именно (указать часть речи)
  • На какой вопрос отвечает придаточное и каково средство синтаксической связи (союз, союзное слово).
  • Определить тип придаточного (
  • Объяснить знаки препинания.
  • Составить схему.
  • Разбор частей предложения.(как прост.предлож.)

№ 478. стр. 340

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными . Запятая ставится: Между однородными придаточными, не соединёнными союзами: Он хотел, чтобы все были счастливы , чтобы всё было хорошо. 2. Между однородными придаточными, соединёнными повторяющимися союзами.  Он хотел, и  чтобы все были счастливы , и чтобы всё было хорошо.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными .

Запятая ставится:

  • Между однородными придаточными, не соединёнными союзами:

Он хотел, чтобы все были счастливы , чтобы всё было хорошо.

2. Между однородными придаточными, соединёнными повторяющимися союзами.

Он хотел, и чтобы все были счастливы , и чтобы всё было хорошо.

Запятая не ставится: 1. Однородные придаточные соединяются неповторяющимися союзами: Я видел, как разрастается сад  и  как старится дом.

Запятая не ставится:

  • 1. Однородные придаточные соединяются неповторяющимися союзами:

Я видел, как разрастается сад и как старится дом.

Запятая не ставится: На стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза – ТО, ТАК, НО . Стояла прекрасная погода, НО КО ГДА мы подплывали к Одессе, ТО пошёл дождь.  НО: Запятая ставится, если вторая часть союза отсутствует : Стояла прекрасная погода, НО , КО ГДА мы подплывали к Одессе,  пошёл дождь.

Запятая не ставится:

На стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза – ТО, ТАК, НО .

Стояла прекрасная погода, НО КО ГДА мы подплывали к Одессе, ТО пошёл дождь.

НО: Запятая ставится, если вторая часть союза отсутствует :

Стояла прекрасная погода, НО , КО ГДА мы подплывали к Одессе, пошёл дождь.

Я закончил лицей( ) и ( ) когда приехал из Москвы, был поражён, как изменился наш дом. К вечеру пошёл дождь ( ) и ( ) пока мы ехали () лошади едва переступали ( ) будто потеряли силы. Все меня любили ( ) и ( ) хотя я шалил ( ) мне всё прощалось. Талантливый актёр чувствует себя естественно в любой роли ( ) и ( ) когда выражает на сцене характер героя ( ) то он ощущает себя этим героем. Мальчик старался не отставать от брата ( ) и так как тот двигался стремительно ( ) то первоклашке приходилось догонять его вприпрыжку.

Я закончил лицей( ) и ( ) когда приехал из Москвы, был поражён, как изменился наш дом.

К вечеру пошёл дождь ( ) и ( ) пока мы ехали () лошади едва переступали ( ) будто потеряли силы.

Все меня любили ( ) и ( ) хотя я шалил ( ) мне всё прощалось.

Талантливый актёр чувствует себя естественно в любой роли ( ) и ( ) когда выражает на сцене характер героя ( ) то он ощущает себя этим героем.

Мальчик старался не отставать от брата ( ) и так как тот двигался стремительно ( ) то первоклашке приходилось догонять его вприпрыжку.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.  Виды подчинения.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Комбинированное подчинение. Одни предложения подчиняются последовательно, другие – однородно, параллельно и т.п.

Комбинированное подчинение.

Одни предложения подчиняются последовательно, другие – однородно, параллельно и т.п.

Определите вид подчинительной связи Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который…был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать. ( Н.Гоголь) Последовательное.

Определите вид подчинительной связи

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который…был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать. ( Н.Гоголь)

Последовательное.

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. ( Н. Гоголь) параллельное

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. ( Н. Гоголь)

параллельное

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки. (А.Чехов). однородное

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки. (А.Чехов).

однородное

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. (М.Лермонтов). Неоднородное

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. (М.Лермонтов).

Неоднородное

В воздухе, куда ни глянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. ( А.Чехов) № 497 стр. 340 Комбинированное (смешанного типа)

В воздухе, куда ни глянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. ( А.Чехов)

№ 497 стр. 340

Комбинированное (смешанного типа)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!