1. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
2. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными .
3. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.
- , .
- , , .
- : если в главном ест ь слова, предупреждающие о разъяснении.
- - при интонационном подчёркивании.
Если придаточное присоединяется с помощью сложного союза
Для того, чтобы (для того чтобы);
Потому, что (потому что); оттого что,
в то время как; в силу того что
Запятая ставится в зависимости от смысла:
Учи для того, чтобы не забыть.
Учи, для того чтобы не забыть.
План синтаксического разбора.
- Выделить главную и придаточную части.
- Указать, что поясняет придаточное (всё предложение или слово, какое именно (указать часть речи)
- На какой вопрос отвечает придаточное и каково средство синтаксической связи (союз, союзное слово).
- Определить тип придаточного (
- Объяснить знаки препинания.
- Составить схему.
- Разбор частей предложения.(как прост.предлож.)
№ 478. стр. 340
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными .
Запятая ставится:
- Между однородными придаточными, не соединёнными союзами:
Он хотел, чтобы все были счастливы , чтобы всё было хорошо.
2. Между однородными придаточными, соединёнными повторяющимися союзами.
Он хотел, и чтобы все были счастливы , и чтобы всё было хорошо.
Запятая не ставится:
- 1. Однородные придаточные соединяются неповторяющимися союзами:
Я видел, как разрастается сад и как старится дом.
Запятая не ставится:
На стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза – ТО, ТАК, НО .
Стояла прекрасная погода, НО КО ГДА мы подплывали к Одессе, ТО пошёл дождь.
НО: Запятая ставится, если вторая часть союза отсутствует :
Стояла прекрасная погода, НО , КО ГДА мы подплывали к Одессе, пошёл дождь.
Я закончил лицей( ) и ( ) когда приехал из Москвы, был поражён, как изменился наш дом.
К вечеру пошёл дождь ( ) и ( ) пока мы ехали () лошади едва переступали ( ) будто потеряли силы.
Все меня любили ( ) и ( ) хотя я шалил ( ) мне всё прощалось.
Талантливый актёр чувствует себя естественно в любой роли ( ) и ( ) когда выражает на сцене характер героя ( ) то он ощущает себя этим героем.
Мальчик старался не отставать от брата ( ) и так как тот двигался стремительно ( ) то первоклашке приходилось догонять его вприпрыжку.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.
Комбинированное подчинение.
Одни предложения подчиняются последовательно, другие – однородно, параллельно и т.п.
Определите вид подчинительной связи
Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который…был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать. ( Н.Гоголь)
Последовательное.
Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. ( Н. Гоголь)
параллельное
Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки. (А.Чехов).
однородное
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. (М.Лермонтов).
Неоднородное
В воздухе, куда ни глянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. ( А.Чехов)
№ 497 стр. 340
Комбинированное (смешанного типа)