Знаки препинания при однородных членах предложения
Обобщающие слова
- Обозначают более общее по отношению к однородным членам понятие.
- Относятся к тому же слову, что и однородные члены предложения.
- Отвечают на тот же вопрос, что и однородные члены.
- Являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВАХ
1.После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие :
Около дома росли старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы.
Например:
1. Все веселит взгляд : золотая пчела на цветке, разноцветные бабочки, крылья воробья.
2. Все кругом внезапно побагровело : деревья, травы и земля.
3. Приметы осени связаны со всем : с цветом неба, с росой , туманами, с криком птиц , яркостью звездного неба.
4. Он был мастер на все руки : слесарь, столяр,
плотник и даже механик.
2. После однородных членов перед обобщающим словом ставится тире
Яблони, груши, сливы – старые фруктовые деревья росли перед домом.
Например :
1.Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга... – все мило.
2.В лесах, на горах, у морей и у рек – повсюду мы братьев найдем.
3.От дома, от деревьев, от голубятни и от галереи – ото всего побежали далеко длинные тени.
4.И старичок, и я – мы оба веселились.
3.Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие , а после них – тире.
Старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом.
Например:
1.Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.
2.Все эти вещи: книги, альбомы, тюбики с красками – свалены на полу в полном беспорядке.
3.Все нужные инструменты: топоры, молотки, рубанки, отвертки – лежали на большом столе в прихожей.
4.Хочется узнать обо всем: о великих людях, о травах, о цветах, о солнце и звездах – обо всем, о чем ты еще не знаешь.
РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:
1. На следующих станциях хватали все газеты центральные местные краевые.
2. Всюду на улицах в магазинах в метро
обсуждали последние новости.
3. На спортивной площадке на лужайке в беседке везде та же тишина...
4. Дети старики женщины смешались в живом потоке.
ПРОВЕРИМ:
1.На следующих станциях хватали все газеты : центральные , местные , краевые.
2. Всюду : на улицах , в магазинах , в метро - обсуждали последние новости.
3.На спортивной площадке , на лужайке , в беседке - везде та же тишина...
4.Дети , старики , женщины смешались в живом потоке.