СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Значение здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение здоровья обучающихся – один из основных принципов в учебно-воспитательном процессе.  Двигательная активность имеет прямое отношение к укреплению здоровья. В данной разработке рассмотрены особенности здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией, одной из них является   физическая тренировка.

Просмотр содержимого документа
««Значение здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией»»

Значение здоровьесберегающих технологий

на занятиях хореографиЕЙ



Харламова Татьяна Владимировна

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №5

(методическая разработка)



Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Платон


Здоровье — великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других.

Томас Карлейль



Сохранение здоровья обучающихся – один из основных принципов в учебно-воспитательном процессе. Анализируя распорядок дня школьников можно выделить такую особенность как недостаток двигательной активности. Многие специалисты, занимающиеся проблемами здоровьесбережения, считают, что эта проблема не медицинская, а педагогическая. Основой жизни и здоровья ребенка является потребность в движении и активности, которые, среди многообразия факторов, влияющих на состояние и работоспособность детского организма, в современных условиях жизнедеятельности общества, определяют условия всестороннего развития и воспитания ребенка.

Физическое здоровье человека определяется уровнем его функциональных возможностей. Двигательная активность имеет прямое отношение к укреплению здоровья. Однако большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни, что связано с высокой нагрузкой образовательного процесса, многообразием форм пассивного досуга современной молодежи, влияющих на снижение состояния здоровья школьников. Все это вызывает утомление, большую величину статической нагрузки. Дефицит двигательной активности в режиме «полного дня» школьников стал реальной угрозой состоянию их здоровья, физическому развитию.

В данной разработке рассмотрены особенности здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией, одной из них является физическая тренировка. Я постаралась проследить присутствие данной особенности как способа самовоспитания в процессе занятий танцевальным творчеством. Представленный материал использую на своих занятиях по хореографии.

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку. Гимнастические упражнения оказывают благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела, и помогают излечивать самые разные заболевания. Комплекс дыхательных упражнений учит согласовывать дыхание с движением, т.е. правильно и свободно дышать.

Цель моей педагогической деятельности: воспитание всесторонне развитой, социально - адаптированной успешной личности, бережно относящейся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни. Понимание и осознание своей жизнедеятельности закладывается на ранних стадиях обучения, поэтому наиболее правильным будет использовать данные формы работы в начальных классах (1-4 класс), когда дети заинтересованно участвуют в процессе игры.

Каждый ребенок индивидуален во всех отношениях, следовательно, необходимо создавать индивидуальную программу работы, этапность проведения работы. Все время роста ребенка состоит из этапов. Каждый последующий этап будет зависеть от результатов предыдущего. На первых этапах необходимо развить у ребенка желание быть здоровым (в этом помогают психологи и педагоги-организаторы). Параллельно должен намечаться следующий этап – сохранение здоровья. Только постоянная работа по здоровьесбережению и повышению ее уровня у воспитанников и педагогов дадут возможность коллективу иметь высокие показатели по сохранению здоровья у детей. 


В детском творческом объединении «Арабеск» дети изучают следующие дисциплины: ритмика, элементы классического танца, элементы народно-сценического танца.

Вся организация образовательного процесса направлена на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка, исходя из признания его уникальности и неповторимости. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности раскрыты.


Из этого следуют задачи:

  • выявление у ребенка мотивации к заинтересовавшей его деятельности;

  • создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала;

  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

  • содействие личностному и профессиональному самоопределению.


Достижению вышеназванной цели способствуют здоровьесберегающие методики, используемые в ДТО «Арабеск», основное воздействие которых заключается в снятии страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками, что дает возможность безболезненного исправления их в творческой импровизации. Принцип здоровьесбережения успешно реализуется в триаде ребенок – родитель – педагог, где педагог выполняет функции и как педагога непосредственно, так и доктора, корректирующего физические нагрузки. В школе также действует программа по здоровьесбережению.

Программа «Здоровьесберегающие технологии в учреждении дополнительного образования детей» – объединяет педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей нацеливает на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Эта здоровьесберегающая модель позволяет обеспечивать поддержку развития ребенка, как в коррекционном, профилактическом, так и в оздоровительном плане. Она состоит из нескольких компонентов:

  • комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий на отделении хореографии;

  • работа над осознанным отношением к своему здоровью;

  • деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.


Во многом решать проблему здоровья детей направлено дополнительное образование. К основным умениям, которые приобретают дети в процессе обучения:

- умение регулировать процессы дыхания;

- управлять мышечным тонусом;

- контролировать психическое состояние.

Поэтому каждый танец и каждое движение в отдельности – это выражение мысли, ярких и сильных чувств, определенного состояния.

Рассмотрим значение этих составляющих в танцевальной практике. Правильное применение дыхательных упражнений (оптимальных кратковременных задержек дыхания после выдоха и на высоте вдоха) повышает устойчивость организма к кислородной задолженности, что благотворно влияет на кровоснабжение сердца и мозга.

Физические нагрузки способствуют устранению излишних, непроизвольных движений, поэтому упражнения экзерсиса у станка, на середине и в партере снимают мышечное напряжение. Смена напряжений и расслаблений мышц в сочетании с дыхательными упражнениями оказывают регулирующее влияние на мускулатуру внутренних органов, в том числе и сосудистой системы.

Вышеперечисленные умения начинают формироваться на начальном этапе обучения хореографии. Одним из наиболее доступных видов деятельности в этом возрасте является игровая деятельность. Дети, являясь составной частью игры, сами физически обеспечивая деятельность этой игры, выносят результат и вывод. Современные методики преподавания сочетают использование как традиционных, так и инновационных (интерактивных) игр.

Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивная игровая деятельность направлена на формирование какого-либо образа или предмета в сознании обучающихся и возможна только при взаимодействии участников игры.

Далее будут предложены интерактивные игры, применяемые на хореографических занятиях с целью мотивации к здоровому образу жизни и развития творческих способностей детей.


Интерактивные игры


В данном разделе представлены базовые игры на сохранение здоровья. Но вместе с детьми можно придумать аналогичные игры, направленные на проблемные зоны. Базовые игры направлены на то, чтобы дети понимали – как работает орган или система, которые принимают самую сильную нагрузку при росте их организма.


«Что любит наш животик?» Игра состоит из 2-х частей. 1.На доске рисуется желудок, и на примере мороженого, пепси колы и гамбургеров объясняется, насколько он мал. Если его бессистемно «набивать», он растянется, и будет болеть. Попутно идет рассказ о вреде различных сладких газированных напитков, чипсов (т.п.) и преимуществах натуральной пищи (соков, фруктов и т.д.) 1. Несколько участников образуют «желудок». (а) Остальные являются полезной и вредной пищей (б). Участники (б) встают в очередь и проползают по-пластунски, по очереди являясь то полезными, то вредными продуктами. Названия продуктов дети придумывают сами. «Желудок» мешает руками вредной еде, и помогают полезной. Когда следующий участник называет себя, все хором говорят: «Полезный!» или «Вредный!»

«Позвонок» В этой игре дети получают информацию о важности правильной осанки. Перед началом игры нужно объяснить работу полезных частичек в спинном мозге. В игре участвуют: - позвонки (2 и больше). Встают в колонку друг за другом, в позицию в позицию «на ширине плеч» - полезные частички (2 и больше). Должны проползти между позвонками. В руке у каждого предмет изображающий кислород, витамины, солнце (отдых). Они должны передать их мозгу – мозг (1) стоит в самом конце позвонков. До него должны добраться полезные частички. А) В первом случае позвонки встают криво, с выпадом на ногу в разные стороны и мешают проползти частичкам Б) Во втором случае позвонки выстраиваются ровно. Дети сами дают результат и делают вывод: какому позвонку легче питать мозг.

«Мой веселый звонкий мяч» В игре используются маленькие мячики.

а) Мяч передается по кругу под музыку. Как музыка останавливается, участник у которого остался мяч должен показать движение (любое). Далее мяч передается по кругу одновременно исполняя движение, которое было показано. Музыка останавливается – меняется другое движение.

б) Дети встают по кругу в четном количестве. Мяч в руках через одного участника передается в одном направление - на 1-2 отдать (взять), 3-4 - у кого мяч, тот делает удар об пол, кто без мяча – хлопок в ладоши.

в) Стоят по кругу. Мяч в руках через одного участника передается в одном направление. Задается определенный порядок упражнений с мячом (на определенный счет). Например: подбросить – пронести под ногой - за спиной – дотронуться до носочка правой ноги – ударить об пол. Упражнения повторяются только в определенном порядке. Мячи передаются по кругу и участники, которые берут мяч, исполняют то движение которое следует по очереди.

г) Игра в парах. Дети встают спиной друг к другу на небольшом расстояние. На счет 1-2 – прокатить мяч между ног по пулу своему соседу, на 3-4 - сосед передает мяч через верх, прогнувшись назад.

д) «Солнечный круг» Дети садятся кругом в четном количестве, раскрыв ноги в широкую позицию. Дети определяют себе пару (напротив сидящего человека). У каждой пары свой счет и своя очередность (1,2,3, и т.д.). По своей очереди дети в паре меняются мячиками, прокатив их по полу.

е) «Чехарда» Дети садятся друг за другом, вытянув ноги вперед. (Можно сесть в 2 колонки) В стопах зажат мяч. Поднимая мяч наверх, опрокинуться на спину и положить мяч за головой, перед своим соседом, сидящим сзади. Педагог подкладывает мяч только первому (вначале сидящему) участнику. Снова берем мяч стопами и передаем его назад.

ж) Стоя по кругу. (Четное количество участников) Мяч у участника через одного зажат подбородком у шеи. На определенный счет мяч передается следующему участнику, который тоже берет подбородком. Дети сами могут придумать всевозможные упражнения с мячами, которые с помощью педагога могут быть уложены на музыкальное сопровождение и использоваться как тренажные. Такие задания наиболее эффективно способствуют развитию творческих способностей у детей.


Чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей согласовывать движения с дыханием, т.е. правильно дышать. Чтобы научиться дышать правильно, надо освоить дыхательную гимнастику. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.

Самое главное – дышим носом. Для активизации интереса детей к дыхательным упражнениям можно задействовать воздушный шарик, который будет выполнять роль индикатора точности исполнения.


Дыхательная гимнастика


1. Лечь на спину, ладони положить на живот. На восемь счетов сделать выдох, постепенно втягивая живот и напрягая пресс, на четыре счета выдохнуть.

2. На четыре шага выдохнуть, втягивая живот. На два шага вдохнуть, выпятив живот.

3. Сидя, руки на поясе. Выдох – наклон вперед, вдох – спина прямо.

Детям младшего школьного возраста интересны движения, сопровождаемые стихами.

Сидя на полу, руки в 3 позиции, ноги вместе.


Под ветром дерево согнулось,

(выдох - наклон вперед)

Все листочки встрепенулись,

(вдох – вернуться в исходное положение)

Веточка одна упала,

(выдох – опустить правую руку)

А другая расцветала

(вдох – покачивание левой рукой).



4.«Утреннее» На занятиях проводится в начале. Ставим ноги на ширине плеч. На вдохе руки поднимаем, а на выдохе - опускаем. Это упражнение создает защитную оболочку в течение всего дня.


5.«Брюшное дыхание» На занятиях проводится после разминки. На вдохе втягиваем живот, на выдохе расслабляем. Эффект этого дыхания: через легкие система кровообращения и весь организм наполняются кислородом. Абсолютно всем частям тела и органам приносит огромную пользу, в сознание приходит покой и уверенность. Очищает кровь от вредных веществ.

6.«Очищающее» Используется после быстрых темповых движений. Медленно вдыхаем, задерживаем дыхание на несколько секунд (можно просчитать счет до 5, 8, 10) и медленно выдыхаем через рот. Это упражнение увеличивает уверенность в себе, кровь насыщается кислородом, облегчает общий тонус организма. При регулярном использовании облегчает состояние при хронических заболеваниях, повышается иммунитет.


7.«Кузнечные меха» Используется перед сложными упражнениями с сильной физической нагрузкой. Делаем 10 быстрых вдохов, затем задерживаем дыхание на 14 секунд и медленно выдыхаем. Повышает общую активность организма. При правильном исполнение устраняет воспаления в носу и горле, может вылечить астму.


8.«Дыхание ХА» Используется в нервных ситуациях, особенно перед выступлением на сцене, для снятия напряженного состояния. Вдыхаем – руки вверх, на выдохе сбрасываем тело с произнесением звука «ха» благодаря движению воздуха, а не усилию горла. Это упражнение способствует улучшению циркуляции крови, тщательно очищает дыхательные органы.


9.«Маятник» Используется после силовых нагрузок, особенно в части урока аллегро (прыжки). Медленно вдыхаем, на выдохе наклоняемся вперед, вдыхаем – возвращаемся в исходное положение, выдыхаем - наклон назад (наклоны могут быть исполнены в стороны вправо-влево при выдохе). Повышает сопротивляемость нервной системы, увеличивает психическую силу, дает уверенность при общении с другими людьми.


Основанный на здоровьесберегающих принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, творческому, образованному человеку.


Использованный материал:

  1. Лепехина В. В. «Значение здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией»

  2. Андрушко Е. «Мир мамы. Дыхательная гимнастика для детей»






6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!