СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение выполнения упражнений для развития манипулятивно-предметной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

О том, как влияет выполнение упражнений для развития манипулятивной деятельности на развитие речи учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Значение выполнения упражнений для развития манипулятивно-предметной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Значение выполнения упражнений для развития манипулятивно-предметной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата одним из ведущих симптомов являются двигательные расстройства, в связи с чем у них ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Это тормозит развитие некоторых видов игровой деятельности. Несовершенство тонкой двигательной координации кисти и пальцев рук затрудняет овладение письмом и других учебных навыков. Поэтому для коррекции и развития тонких координированных движений рук требуется специальная целенаправленная работа. Применение игр, заданий и упражнений на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук в коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, решает ряд практических задач:

- коррекция речедвигательных нарушений;

- улучшение гнозиса и динамического праксиса;

- развитие мелкой моторики, коррекция личностных нарушений, характерных для детей этой категории (черты инфантилизма, негативизма).

Задания и упражнения должны носить игровой, системный, последовательный и познавательный характер. Любое действие надо проговаривать вместе с ребёнком, сообщать ему название предмета и его назначение. Для укрепления и развития детской руки и координации движений можно выполнять упражнения и действия с предметами (расстёгивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, либо опускание мелких предметов в различные сосуды с разным диаметром горлышка, плетение из ниток, шнуровка по трафаретам, лепка, пальчиковая гимнастика, рисование и штриховка в разных направлениях). Эти задания и упражнения являются обязательной частью коррекционных занятий, т.к. развитие тактильно-кинестетических ощущений напрямую связаны мыслительными операциями, с помощью которых познаётся мир.

  1. «Пальчиковый бассейн»-какая-либо ёмкость, заполненная крупой (горох, гречка, фасоль), в которой надо находить на ощупь небольшие предметы (как объёмные, так и плоские, распознавать их на ощупь). Активизируется пальчиковый гнозис и проприоцептивные ощущения.

  2. «Волшебные фигурки»: из разнообразия фигурок из разного материала и фактуры ребёнок находит заданную.

  3. «Разноцветные резинки»: растягивание резинок с разной степенью упругости поочерёдно сначала двумя большими, потом-двумя указательными и т.д. пальцами.

  4. «Разноцветные прищепки»: на верёвку или на силуэт вырезанного ёжика прищипывать прищепки, затем по одной их снимать.

  5. Игры с бумагой: разглаживание скомканных бумажных комочков, разрывание бумаги путём отщипывания от листа, скатывание бумаги в комочек, скручивание.

  6. Катание между ладоней орехов, камешков, крупных бусин, удерживание монет или пуговиц разной величины на кончиках пальцев.

  7. Игры с верёвкой: завязывание и развязывание узелков, наматывание на катушку; с использованием проволоки-выгибание различных геометрических фигур или контуров несложных по изображению предметов.

  8. «Китайские палочки» (формируется способ удержания предмета): берём в каждую руку по палочке, захватываем предметы, переносим и опускаем в коробочку.

  9. Игра с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другой, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.

  10. Игры с карандашами, счётными палочками, спичками: строительство из этих предметов колодцев, выкладывание заданного узора или фигуры.

  11. «Футбол»: забивание ватных и пластмассовых шариков одним\двумя пальцами.

  12. «Золушка»: сортировка различной крупы (напр. гречка\фасоль, чтобы было что-то крупное и мелкое; либо выбирать по цвету: белая и красная фасоль).

  13. Игры с пробками от пластиковых бутылок: две пробки кладём на стол резьбой верх, указательный и средний пальцы встают в них как «ноги» - таким образом учимся перемещаться по различным маршрутам.

  14. «Поясок»: выкладывать в порядке чередования различные мелкие предметы.

  15. «Бусы»: нанизывание на нить крупные бусины ил пуговицы с крупными отверстиями.

  16. Складывание листов бумаги по разметочным линиям.

Эти игры и упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. В результате неоднократного выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут положительную динамику тонкой двигательной координации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!