СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение творчества Л.Н.Толстого в отечественной и мировой культуре

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расширения знаний учащихся

Просмотр содержимого документа
«Значение творчества Л.Н.Толстого в отечественной и мировой культуре»

Урок литературы в 10 классе

Значение творчества Л.Н. Толстого в отечественной и мировой культуре

Цели: 1.Образовательные: Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении.

2.Воспитательные: Воспитание на примере личности писателя Л.Н.Толстого, воспитание умений работы в коллективе, в микрогруппах, ответственности к порученному делу, умения давать оценку работе товарищей и самооценку.

3.Развивающие: Развитие коммуникативных навыков, умения мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы; развитие познавательной активности, творческих способностей студентов.

Задачи урока: 1.Образовательные: Расширить, углубить и систематизировать знания о личности Л.Н.Толстого.

2.Воспитательные: Активно мыслить и работать, внимательно слушать выступающих, дополнять, говорить грамотно и ясно. Сделать вывод о значении личности Л.Н. Толстого для русской и мировой литературы и культуры.

3.Развивающие: Думать, анализировать, активно высказывать свою точку зрения, сделать выводы о личностных качествах писателя. Показать свои умения и творческие способности.

Тип урока: Расширение, углубление и систематизация знаний


Ход урока

Учитель: Добрый день учащиеся 10 класса. На последних уроках мы говорили о произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Мы рассмотрели главных персонажей, их жизни и взаимодействия. Сегодня я предлагаю вам посвятить урок самому писателю Л.Н.Толстому. Давайте вспомним из предыдущих уроков, что мы знаем о нем, какую роль он сыграл в русской литературе.

Ответы учащихся.

Учитель: В русской и мировой культуре это был не только писатель, но и философ, создавший оригинальное мировоззрение и попытавшийся воплотить его в жизнь. Жизненным кредо Л. Н. Толстого были слова: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». Так жили его любимые литературные герои, так жил и он сам, стремясь сделать так, чтобы мир стал лучше.

  Имя графа Л. Н. Толстого было широко известно и за границей, о чём свидетельствуют воспоминания, письма Ж. Санд, П. Мериме, О. де Бальзака и др. Его произведения переводились и без цензурных правок издавались за рубежом раньше, чем в России, как, например, роман «Воскресение». У Толстого учились писатели всех стран, современники и потомки: Г. де Мопассан, Р. Роллан, Ф. Мориак — во Франции; Т. Драйзер, Э. Хемингуэй, Т. Вулф — в США; Т. Манн и А. Зегерс — в Германии; Дж. Голсуорси и Б. Шоу — в Англии; Э. Ожешко и Б. Прус — в Польше; Максим Горький, М. А. Булгаков и другие — в России. Творчество русского классика стало ориентиром для белорусских писателей — Якуба Коласа, Кузьмы Чорного, И. Мележа и др. Каждый из них в создании собственных гуманистических образов шёл за великим учителем.

  Почти всё, что написано о войне в ХХ веке, несёт на себе влияние Л. Н. Толстого. Это романы А. Барбюса, Э. Хемингуэя, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, К. М. Симонова, А. И. Солженицына, В. Быкова и др.

  Л. Н. Толстой вёл обширную переписку с людьми разных сословий и наций: крестьянами, ремесленниками, учителями, гимназистами. Ему присылали свои первые литературные сочинения, у него просили совета.

Белорусская писательница и фольклористка М. Косич в одном из писем к Л. Н. Толстому обратилась за разрешением перевести на белорусский язык его пьесу «Первый винокур» и получила согласие. Р. Роллан, не зная, чему отдать в своей жизни предпочтение — преподаванию истории или писательскому поприщу, написал в Ясную Поляну. Именно совет русского классика решил судьбу Р. Роллана.

  Творчество Л. Н. Толстого считают апогеем и завершением эпохи русского критического реализма. Тематика произведений писателя неисчерпаема. Он сумел глубоко проникнуть в суть человеческой психики, показать людей не только в самые трудные, но и в обычные моменты жизни и смерти. Л. Н. Толстой создал уникальный жанр романа-эпопеи, неповторимые женские образы (Наташа Ростова, Марья Болконская, Анна Каренина, Катерина Маслова), сумел показать истоки русского патриотизма и красоту человеческих отношений в семье. Всего сохранилось 174 художественных произведения Толстого, причём только 76 из них сам автор считал законченными, поэтому они издавались при жизни писателя.

Учитель: Слово предоставляется ученикам …… подготовившим сообщения - заключения о значение творчества Л.Н.Толстого в мировой культуре.

Ученики: 1.Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма 20 века Томас Манн ощущал в Л.Н. Толстом художника громадного диапазона: « Толстой знал искусство; он переболел им, он так много выстрадал из-за искусства и во имя искусства; он совершил в области искусства такое, о чем мы, простые смертные, и мечтать не смеем». Л.Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского писателя 19 века Ги Де Мопассана, написавшего в 1879 году: «Нам всем требуется учиться у графа Толстого, автора “Войны и Мира”». Мопассан опирался на творчество Л.Н. Толстого в разработке военно-патриотической темы.

2.Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй считал Л.Н. Толстого своим учителем в изображении войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости Л.Н. Толстого. Последний был для него писателем, «который… порой умел делать своих персонажей такими живыми, какими они не были ни у кого.» Французского писателя Франса восхищали в Л.Н. Толстом глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная сила любви и милосердия к человеку. Франс считал Толстого учителем не только для себя, но и для всех: «Толстой - это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает из правды живого и вполне совершенного, подобно Афродите, которая выходит из глубин морских».

3. Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа. Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.

Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

4. Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича» ... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир»- величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».

6. Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

Учитель: А сейчас предлагаю просмотреть видеофильм интересные факты из жизни Л.Н. Толстого (https://www.youtube.com/watch?v=40QldsoSzA4).

Итог урока:

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Изменились ли взгляды на творчество Л.Н. Толстого? С чем связано?

- Необходимы ли такие уроки для изучения других писателей? Почему?

Д/з: работа с конспектом, записанным на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!