СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Значение Ледокола Байкал в годы Гражданской войны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Значение Ледокола Байкал в годы Гражданской войны»»

Частное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат №23 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»





«Значение Ледокола Байкал в годы Гражданской войны»



(исследовательский проект)

















Выполнила: ученица 9 «Б» кл.

Бардышева Дарья



Руководитель:

учитель истории Бобкова Л.К.















Слюдянка 2022







Оглавление.

  1. Цель, задачи, актуальность……………………………….3

  2. Ведение ……………………………………………………4

  3. История создания ледокола Байкал………………………5

  4. Цели создания……………………………………………..6

  5. Тайна гибели ледокола Байкал……………………………6

  6. Вывод………………………………………………………10

  7. Используемая литература………………………………...11







































Цель: исследовать значение Ледокола Байкал в годы Гражданской войны .

Задачи:

  1. Изучить историю создания ледокола Байкал.

  2. Узнать цели его создания.

  3. Определить значимость ледокола в строительстве транссибирской магистрали.

Методы :

1.Изучение литературы

2.Анализ архивных документов.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории и краеведения в школе.


Гипотеза: я предполагаю, что данный проект будет интересен учащимся школы, интересующихся историей родного края.





Актуальность темы: в этом году Иркутской области исполнилось 85 лет, поэтому мне захотелось больше узнать о истории области. Меня всегда интересовала история родного края, а особенно годы гражданской войны. Этот период один из основных в истории нашего государства XX в., имеющий немало событий, фактов о которых мы узнаём только сейчас. Одним из эпизодов войны является создание ледокола Байкал в нашем регионе. Мало кто знает историю его создания и тайну гибели. Меня очень заинтересовала данная тема , я решила исследовать её подробно.















Введение

Практически вся история человечества очень тесно переплетается с морями, океанами и другими водными объектами .

История пароходства в Сибири начинается в XIX в. 17 августа 1885 года утверждено Положение Комитета Министров об организации буксирного пароходства на Ангаре. Привилегия была выдана Императором Александром III иркутскому купцу А. М. Сибирякову. Сегодня День Рождения Восточно-Сибирского речного пароходства считается именно с этой даты.

В 1887 году появилось «Кяхтинское товарищество пароходства» для транспортировки грузов и пассажиров по Селенге и Байкалу. Вскоре оно заняло монопольное положение. К концу XIX века на Байкале функционировало частное пароходство промышленника А. Я. Немчинова, совершавшее регулярное судоходство на государственные субсидии. В 1895 году А. Я. Немчинов купил все пароходы «Кяхтинского товарищества» и стал единоличным их владельцем. К 1904 году это судоходное предприятие уже состояло из 7 озерных и 6 речных пароходов, 4 озерных и 14 речных барж.

В 1895 году была создана Гидрографическая экспедиция Байкальского озера под руководством полковника Ф. К. Дриженко, которая в 1896 году начала рекогносцировочные работы на озере Байкал. Работы экспедиции продолжались в летние сезоны 1897—1902 годов.

В начале XX века с целью установления сквозного железнодорожного сообщения было решено до окончания строительства Кругобайкальской железной дороги соединить берега озера железнодорожной паромной переправой.

24 апреля 1900 года построенный по английскому проекту паром-ледокол «Байкал» совершил свой первый рабочий рейс, имея на борту 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза.















Содержание.

1. История создания ледокола Байкал.


В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали.


Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями.

Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное.

После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года.


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» ежедневно совершал по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.

С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружен пушками и пулеметами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.

После занятия Мысовскабелочехами 16 августа 1918 года паром-ледокол «Байкал» был расстрелян ими полевой артиллерией и сгорел у городской пристани.

В 1920 году, после откачки воды, выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял, как минимум, до 1926 года; после этого был порезан на металл. Есть вероятность, что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в истоке Ангары. Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.



2. Значение ледокола в строении Транссибирской магистрали.


Ледокол Байкал имел огромное значение в строении магистрали.


24 апреля 1900 года «Байкал» вышел в свой первый рабочий рейс от ст. Байкал к ст. Мысовой. На борту парома было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пуд. Груза. Почти весь путь проходил по сплошному льду и продолжался 17 часов. В обратном направлении «Байкал» вёз пассажиров, почту, грузы и семь вагонов. По проложенному фарватеру он двигался легче и прошёл расстояние до Лиственничного за 5 часов.


В период навигации ледоколы Байкальской переправы ежедневно совершали по две пары рейсов между пристанями западного и восточного берегов. Открытие линии Байкал — Танхой протяжённостью 42 км позволило увеличить число рейсов до 3–4 в сутки.


После открытия в 1905 году Кругобайкальской ветки, паромная переправа более 10 лет продолжала осуществлять морские перевозки, оставаясь важным звеном Транссибирской магистрали. Она прекратила свою деятельность в связи с началом Гражданской войны.


3. Цели его создания


Из вышесказанного можно сделать вывод, что:

• Целью создания ледокола была переправа людей, животных, железнодородных составов и материалов для строительства магистрали, что стало более дешёвым вариантом для страны.


• В следствии этого ледокол имел большое значение в экономике страны, в освоении территорий, в строительстве, в улучшении навыков кораблестроения населения, в продолжении полосы расселения страны, увеличивая её.


4. Тайна гибели ледокола Байкал


Байкал «погиб» 17 августа 1918 года во время десанта белочехов на Мысовую, когда они зашли в тыл Красной гвардии на Прибайкальском фронте.

О ледоколе-пароме «Байкал» вспомнили накануне прибытия глубоководной экспедиции на аппаратах «Мир» весной 2008 года, когда формировался план поисковых работ по обнаружению исторических артефактов на дне сибирского водоема. Среди намеченных к изучению объектов «Байкал» занимал первое место. Мало того, что существовало твердое убеждение о его гибели в огне гражданской войны. В СМИ то и дело появлялись известия, одно фантастичнее другого. То в 1900 году с его палубы рухнули в воду четыре вагона с винтовками и пулеметами; то «Байкал» перевозил эшелон с серебром (вариант – с золотом) и с ним благополучно затонул. В газетах писали: «При тщательном обследовании байкальского дна могут быть обнаружены и следы некоторых кораблекрушений. Одна из наиболее ценных «добыч» озера – огромный (около 100 метров в длину) ледокол «Байкал», расстрелянный белочехами в 1918 году. Судьба останков этого гиганта доподлинно неизвестна».

Итак, что же случилось в тот далекий день 17 августа 1918 года над Мысовой? Бои с белочехами шли уже на подступах к Иркутску. Стремясь задержать врага, красноармейцы Листвянки и порта Байкал готовили суда к боям на берегах Байкала. Комиссар М.А. Трилиссер распорядился все имеющиеся суда перевести на военное положение, а при невозможности увести флот – взорвать их. 24 июля все суда ушли к Мысовой, причем «Байкал» и «Кругобайкалец», оснащенные пушками и пулеметами курсировали вдоль КБЖД и вели прицельный огонь по вражеским эшелонам. Ветеран порта Байкал Кирилл Васильевич Белоцветов прислал такие воспоминания. Ему было одиннадцать лет, когда белые июльским днем обрушились с береговых сопок на поселок портовых железнодорожников. Казалось, ничто не предвещало бури. На высоком борту ледокола, мирно стоявшего в вилке, волны отражались солнечными бликами. У эшелонов красногвардейцы угощали местную ребятню фисташковыми орехами. Невдалеке, у вагон-лавки толпились железнодорожники, отовариваясь продуктами. В пади Баранчик дымилась пекарня: там выпекали хлеб для отходящих за Байкал войск.

И вдруг среди этой мирной тишины – первый выстрел. А потом пошло и поехало. Особенно подстегивало нервы звериное рычание пулеметов. Ребятишки мгновенно попрятались по погребам. Ледокол «Байкал», чтобы не быть захваченным, отдал швартовы и ушел в море, вместе с другими судами Байкальской флотилии. Появление кораблей в Мысовой сильно укрепило моральный дух бойцов Прибайкальского фронта, поскольку интервенты уже рвались к Танхою. Залпы орудий с «Байкала» заставили их отступить к Култуку и Слюдянке, а 29 июля на Голоустное с «Ангары» был высажен красный десант, 4 августа – у села Лиственичного и мыса Кадильного. Но победа была недолгой: сгруппировавшись, белочехи вновь перешли в наступление.

Их газета «Дело» за 18 августа писала: «Снялись в 9 час. 45 мин. Вечера и пошли по направлению к Мысовой. Подошли кМысовой и открыли огонь в 12 час. 40 мин. По стоявшему в море против Мысовска верстах в двух ледоколу «Байкал» и по поездам. Первое попадание было замечено по ледоколу. Около 1 часа ночи он стал отходить в гавань. На отходе было еще одно попадание, и на месте прибытия в гавань замечен разрыв на нем еще одного снаряда, которым «Байкал» был зажжен.

Артиллерия противника начала обстрел «Феодосии» и «Сибиряка», в 1 час 30 мин. Ночью обстрел был очень сильный, но повреждений не было. Снарядами судов был взорван бак с керосином в Мысовой и зажжен материальный склад. Мысовские старожилы вспоминают, что белочехи подошли к Мысовой со стороны суши 12 августа и укрепились на окрестных возвышенностях. С моря был обстрелян ледокол «Байкал». Команда спаслась кто как мог, а ледокол горел несколько дней и затонул недалеко от пристани.

Командующий Байкальской флотилией комиссар Л.М. Власов дает следующую картину обстановки. Несмотря на слабое обеспечение ледокола «Байкал» вооружением и боеприпасами, бойцы решили выйти из гавани навстречу противнику и принять морской бой на расстоянии полета снаряда мортиры. Стояла задача остановить и потопить «Феодосию» и «Сибиряк» вместе с вражеским десантом. При этом каждый понимал, что огромный корпус корабля с деревянной надпалубной постройкой представляет удобную мишень для дальнебойных орудий противника.

Тем не менее, решимость красногвардейцев и матросов была велика. Капитан Алексеев занял свое командное место в рубке, артиллеристы начали готовить единственное орудие к бою, и могучее судно вышло задним ходом из вилки порта на глубокое место, примерно в трех километрах от берега. Здесь был сделан разворот носовой части вперед, чтобы взять курс на идущие впереди вражеские суда.

Начался бой. «В небе были видны темные полосы бороздивших в воздухе снарядов, пролетавших с шипучим свистом. Снаряды падали в воду с перелетом и недолетом, поднимая огромные фонтаны высотой до 15 метров, но попадания пока не было. Однако по сужению круга падающих в воду снарядов стало заметно, что враги начинают пристреливаться, и через некоторое время один снаряд попал в край носовой части ледокола, а затем после нескольких промахов было разбито рулевое управление корабля. Сохраняя хладнокровность, капитан Алексеев заявил мне, что при таком состоянии судна уходить дальше в море нельзя: на ледоколе 64 бочки смазочных и горючих материалов, угольные ямы, вторая палуба заполнена огромным запасом каменного угля, и в случае попадания может возникнуть пожар со взрывами паровых котлов, и гибель судна станет неизбежной.

- Решайте,- говорил Алексеев,- пока мы еще не так далеко ушли в море, я еще, может, сумею, управляя правой и левой машинами, довести корабль до вилки гавани.

Выбор решения определялся сам собой: или беспомощно без рулевого управления находиться в море под артиллерийским обстрелом недосягаемого врага, или с горечью в душе возвращаться в гавань. Противник, как бы угадывая наше решение, перевел стрельбу по ледоколу на шрапнель, которая, вспыхивая, рвалась высоко в безоблачное небо и лишь случайными осколками обдирала деревянную обшивку верхней надстройки и со звоном ударялась о стальные трубы. Пожар был исключен. Так, под шрапнельным огнем, работая попеременно правой и левой машинами, мощностью каждой до 1250 лошадиных сил, нам удалось довести ледокол «Байкал» до гавани и поставить в вилку пристани Мысовой. Как только ледокол встал на место, по моей команде начали тушить паровые котлы, задраивать люки на палубе. Затем команда стала покидать корабль.

В этот момент артиллерийский обстрел с вражеского парохода усилился. Один снаряд попал в нефтехранилище, находившееся рядом с паровозным депо: нефть загорелась, разбрасывая далеко вокруг огненные языки. Следующий снаряд попал в середину палубы ледокола «Байкал» и разорвался внутри деревянной надстройки. От взрыва мгновенно вспыхнуло горючее, смазка, уголь – и верхняя деревянная часть корабля запылала: от жары на расстоянии 50 метров обжигало кожу на лице и руках. Наша попытка потушить возникший пожар со стоящего в гавани судна «Кругобайкалец», оборудованного пожарным насосом мощностью 75 лошадиных сил, оказалось безуспешной, струи воды не достигли корпуса ледокола, а пожар все усиливался».

Красногвардеец А.А. Авдеев так вспоминал о своем прощании с погибающим судном при отступлении его отряда из Мысовой: «Последний раз посмотрел на «Байкал». Сухой, как порох, горит пароход, рвутся оставшиеся на носу снаряды и гранаты, как сухие орехи, лопаются патроны, еще более увеличивая силу огня. Самопроизвольно гудит гудок, напоминая рев лесного зверя. По коже пробегает мороз от этого жуткого зрелища».

А вот строки из письма мысовчанки Е.Т. Старковой мне: «В течение времени, когда я находилась у знакомых в Тельной, я с болью в сердце наблюдала из окна, как эшелоны красных частей буквально через 10-15 минут один за другим отступали к станции Посольской, где и произошел бой с белочехами. И когда вечером я возвращалась домой, глазам представилась мрачная картина. Как сейчас помню – горела ледокольная пристань и догорал знаменитый красавец ледокол «Байкал». Детское сердце сжалось от боли при виде пожарища, отступления наших частей и всего пережитого в этот день».

Дальнейшая судьба ледокола-парома имеет несколько версий. Согласно одной в октябре 1918 года белочехи на «Ангаре» привели «Байкал» из Мысовой в порт Байкал и поставили на его родное место в «вилку». Летом 1920 года та же «Ангара» отбуксировала остов в Танхой. В 1922 году с ледокола были демонтированы паровые котлы, которые затем установили в котельном цехе Иркутского (Тельминского) кожевенного завода. В 1928 году все, что осталось, вновь перебазировали в порт Байкал, где в начале 30-х годов разрезали на металлолом. Но это все версии. Очевидцы же говорят так…

Как сообщил мне житель Мысовой Н.А. Колесников,- его соседом является участник давних событий П.А. Мелешевич, который говорил: «Ледокол выведен из строя, какое-то время стоял на мелководье в кренном состоянии. Затем его отбуксировали в порт Байкал. Мне пришлось быть участником подъема на берег порта Байкал посредством деревянных катков корпуса ледокола «Байкал». Тогда нас, учащихся школы ФЗУ г. Слюдянки, осенью 1932 или весной 1933 года (точно не помню) послали в порт Байкал на помощь для подъема ледокола. После мы узнаем, что его разобрали по частям и отправили на переплавку, но неизвестно куда».

Другой старожил Мысовой, В.В. Емельянов, добавляет: «В 1928- 1932 годах я находился на учебе в Иркутском техническом училище. В это время видел, как на бывший завод «Союззолототранс» (ныне завод тяжелого машиностроения им. В.В. Куйбышева) доставляли металлические конструкции, как говорили тогда, с разбитого ледокола-парома «Байкал» на переплавку».







Выводы:

1. Мне удалось изучить историю создания ледокола Байкал.


2. Я выяснила что ледокол Байкал имел огромное значение в строении магистрали.



3. Узнала цели и определила его значимость в строительстве транссибирской магистрали.

4.Моя гипотеза подтвердилась . Ребята с удовольствием слушали моё выступление. Задавали вопросы, проявляли интерес.


































Используемая литература:


1.Иркутская область, Путеводитель Petit Futé, 2006, стр.123



2. А.М. Шеина «История города Мысовска».


3.Альбом спуска на воду паромо-ледокола "Байкал". 17 июня 1899 года. Село Лиственичное. Архивная копия от 11 марта 2013 на Wayback Machine


4.Тиваненко А.В. Гибель ледокола "Байкал" Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine


5.Новиков В.А. док. фильм Ледокол на Байкале Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine


6.О ледоколе «Байкал» на Сайте-музее «Байкальская переправа» Архивная копия от 1 мая 2021 на Wayback Machine


7.Документальный фильм «Байкальская переправа» Архивная копия от 26 мая 2020 на Wayback Machine




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!