СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимние явления в жизни растений. Определение деревьев и кустарников по их силуэтам и побегам

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществление эколого- краеведческого принципа в обучении- конкретизация изучаемого материала. Знакомство с местными растениями, животными даёт возможность изучать биологические явления на конкретном материале. У обучающихся складывается полное и чёткое представление об изучаемых объектах и природных явлениях, а это способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний.

На уроках биологии, как правило, изучаются растения и животные европейской части России. В Сахалинской области эти объекты встречаются крайне редко или совсем не встречаются, поэтому необходимо раскрывать биологическое явление, обращаясь к местным объектам. Постоянное обращение к местным растениям и животным вырабатывает подход к окружающей природе как к объекту изучения, вызывает желание наблюдать, сравнивать, анализировать. Накопленный в результате наблюдений материал приведёт к сопоставлениям и обобщениям, а это в свою очередь необходимо для уяснения биологических закономерностей.

Помимо учебных задач, решаются задачи воспитательного плана: развитие эстетического вкуса, привитие интереса к родной природе, любви и бережного отношения к ней, воспитание патриотизма. Любить можно то, что хорошо знаешь.

В качестве примера предлагаю методический материал для проведения экскурсии «Зимние явления в жизни растений. Определение деревьев и кустарников по их силуэтам и побегам».

 

Просмотр содержимого документа
«Зимние явления в жизни растений. Определение деревьев и кустарников по их силуэтам и побегам»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Малиновка







Экскурсия/ практикум в рамках

урока



Зимние явления в жизни растений.

Определение деревьев и кустарников по их силуэтам и побегам









Шулунова Стелла Викторовна,

учитель МКОУ СОШ с. Малиновка










2015 г.

Осуществление эколого- краеведческого принципа в обучении- конкретизация изучаемого материала. Знакомство с местными растениями, животными даёт возможность изучать биологические явления на конкретном материале. У обучающихся складывается полное и чёткое представление об изучаемых объектах и природных явлениях, а это способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний1.

На уроках биологии, как правило, изучаются растения и животные европейской части России. В Сахалинской области эти объекты встречаются крайне редко или совсем не встречаются, поэтому необходимо раскрывать биологическое явление, обращаясь к местным объектам. Постоянное обращение к местным растениям и животным вырабатывает подход к окружающей природе как к объекту изучения, вызывает желание наблюдать, сравнивать, анализировать. Накопленный в результате наблюдений материал приведёт к сопоставлениям и обобщениям, а это в свою очередь необходимо для уяснения биологических закономерностей.

Помимо учебных задач, решаются задачи воспитательного плана: развитие эстетического вкуса, привитие интереса к родной природе, любви и бережного отношения к ней, воспитание патриотизма. Любить можно то, что хорошо знаешь1.

В качестве примера предлагаю методический материал для проведения экскурсии «Зимние явления в жизни растений. Определение деревьев и кустарников по их силуэтам и побегам».

Перед экскурсией учитель знакомит учащихся с заданиями, выполняемыми на экскурсии. Например, наблюдения за погодой, высотой солнца над горизонтом, ориентирование на местности, изображения зимнего пейзажа, зимних мотивов в природе, народных примет о зиме и т.д. Выполнение заданий отражается в отчете, который проверяется учителем.


Экскурсия «Зимние явления в жизни растений. Определение деревьев и кустарников по их силуэтам и побегам»

Цель экскурсии:

  • Учебная: дать представления о приспособлении растений к неблагоприятным условиям. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии.

  • Развивающая: развитие практических умений и навыков распознавания  древесных и кустарниковых форм  по силуэтам, коре, почкам, плодам;   навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.

  • Воспитательная: привитие навыков наблюдения, развитие чувства прекрасного.

Задачи экскурсии

  • Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.

  • Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечно- и зимнезеленых растениях.

  • Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.

  • Продолжить формирование практических умений по фенологическим наблюдениям, ведению дневников наблюдений, соблюдения правил поведения в природе.

  • Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.

  • Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.

  • Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.

  • Способствовать выработке у учащихся умений преодоления трудностей и трудовых навыков.


Оборудование:

  • саперная лопата, метровая линейка, секатор, термометр, фотоаппарат, ручная лупа, линейка, пакет с инструктивными карточками, карточки-определители силуэтов растений.


Место проведения экскурсии:

  • лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям.

Ботаническую часть экскурсии можно с успехом провести в парке, в сквере, на территории учебно-опытного участка. Желательно использовать маршрут, который был выбран для осенней экскурсии.

Весь материал рекомендуется строить в сравнительном плане, добиваясь понимания учащимися перехода растений из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с учащимися о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.

Экскурсия начинается в школьном дворе со вступительной беседы.

Перед началом экскурсии учащиеся получают пакет со схемой маршрута, заданиями и карточками. После завершения экскурсии они сдают его учителю с приложением выполненных заданий.

Вступление: Наступил январь- новому году начало, а зиме середина. Ровная, морозная, чисто январская погода. Бывает, вся окрестность окутана плотнейшей метелью. Растут сугробы. Следы в них получаются глубокими, резкими, с просинью. Недаром народ говорит: «Январь трещит- лёд на реке в просинь красит». Не с этим ли связано древнерусское название месяца- просинец?

На прибавку день живее пошёл. Рельефнее стали дали, многослойнее живые картины. В зимнем лесу на первый взгляд кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами ели, пихты. Стынут голые ветви листопадных растений и, совсем не верится, что наступит время, и они снова зашумят зеленой листвой. Но надёжно спрятаны живые части стебля под коркой, а новые побеги- под почечными чешуями, часто опушёнными, пропитанными смолой. В вершинах деревьев делает пробежки ветер, но от его дуновения лёгкая серебряная пыльца со снежных букетов лёгким облачком спускается к земле. Эту пору в жизни леса учёные называют состоянием глубокого покоя. Зимой деревья дышат в сотни раз медленнее. Но и в это время происходят в лесу поразительные вещи2.

Деревья и кустарники радуют глаз весной, летом и осенью, но и зимой каждое из них неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраске коры.

Цель нашей экскурсии- научиться распознавать деревья и кустарники по этим признаком, познакомиться с зимними явлениями в жизни растений.

Здесь сучья лип чернеют строго,

Морозный блеск и тишина.

И облетают понемногу

С продрогших веток семена.

Кружат над снежною поляной

И падают, оцепенев.

И странно видеть бездыханный,

На снег ложащийся посев.

(В. Берестов)

В это время педагог и обучающиеся подошли к первому объекту в лесу (им могут быть ольха, липа, береза).

Учитель продолжает рассказ:

Ольха, липа и берёза в зимнюю стужу начали свою «посевную». Вроде спит дерево, но в то же время заботится о новой поросли. Весной потоки воды стремительно разнесут лёгкие кораблики-семена по всему лесу, те найдут себе удобное место, прорастут и дадут жизнь новому дереву.

Об удивительном семени ели аянской, голубеющей по всем сахалинским распадкам, стоит рассказать подробнее. Семя это коричневое, продолговатое, с острым носиком. Но самое замечательное у него- золотистое невесомое крылышко. Основание его изгибается лодочкой, и в ней-то, как в колыбели, лежит семя, а само крылышко поднимается над ним, словно парус.

Зимой от ветров подсыхают шишки. Чешуйки раскрываются – и полетели на землю самолётики с быстро вращающимися пропеллерами. Пропеллер – это крылышко- парус. Вот бежевый самолётик приземлился на снег. После оттепели подмёрзнет, залубенеет снег – и снова заработает пропеллер, побегут по скользкому покрову семена- аэросани. Весной зазвенят ручьи, и поплывут по ним крошечные лодочки под золотистыми парусами2.

В это время обучающиеся рассматривают ель аянскую, шишки и семена (если данный объект отсутствует в биотопе, то рассматривают подготовленные заранее карточки -определители).

Учитель: нелегко в зимнее время деревьям. Вся их надземная часть возвышается над сугробами, ветви и стволы открыты. Самая страшная из бед, какие грозят им в эту пору,- высыхание. Мороз иссушит влагу, замерзнет веточка и тут же погибнет. Во время холодов вода по стволу не движется, поэтому пополнить запас влаги нечем.

Вопрос: Как выживают растения зимой? (учитель слушает ответы, после корректирует, продолжает рассказ. Дети внимательно рассматривают предложенные объекты).

В каком же состоянии находятся растения зимой?

Учитель даёт информацию: От морозов деревья защищены, как бронёй, тонким древесным щитом. Он состоит из мельчайших мёртвых клеток, напоминающих пустые ящики с тонкими стенками. Клеточки плотно пригнаны друг к другу, как будто склеены. Оболочки клеток- все в пробковых жилетиках, они непроницаемы для воды, пропитаны особым жироподобным веществом суберином. У молодых веточек такой защитный слой чуть тоньше листа обычной бумаги. Становятся веточки больше, толстеет и пробковый слой2.

Обучающиеся выполняют задание.

Инструктивная карточка

  • Рассмотреть на рисунке силуэт кустарника, почки и ветки с листьями. Найти кустарник в природе и указать его название. Внимательно рассмотреть кору и определить ее цвет. Найти чечевички и описать их внешний вид. Раскрыть значение коры и чечевичек в жизни растений. Найти и внимательно рассмотреть почки, указать их размер, опушение и расположение сомкнутых почечных чешуй. У основания почки рассмотреть листовой след. Объяснить значение почек в жизни растений. Рассмотреть побег и установить его возраст4.

  • Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева (приложение 1). Назвать его и найти на остановке. Провести те же наблюдения (в той же последовательности) что и за кустарником. Результаты наблюдений занести в блокнот4.

Учитель: Но есть растения, зимующие под толщей снега. Влага в них не высыхает и в самые лютые морозы. Лесные кустарнички- брусника, черника, к примеру, - снабжены специальной защитной тканью на стебельках и листьях, которая предохраняет растения от потери влаги.

Другие растения вроде бы не боятся морозов и зимой остаются зелёными. Можно раскопать снег и увидеть на земле листья брусники, совсем такие же, как и летом. Вместе с зелёными листьями зимуют и почки будущих побегов. Но они плотно прижались к земле. Оттого им не страшен никакой мороз.

А у большинства трав только корни зимуют. У ландыша, например, на тонких горизонтальных корневищах есть почки, которые дают жизнь новым побегам.

Холодно. Но вот что удивительно- зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов2.

Далее учитель предлагает детям выполнить следующую работу.

Инструктивная карточка

Очистить площадку площадью 0,5 м2 от снега. По возможности составить список видов травянистых растений, обнаруженных на площадке. Выявить травы, зимующие с зелеными листьями, ростки эфемеров. Объяснить, почему возможно подснежное развитие?

Обсуждая наблюдения, необходимо сравнить почки травянистых растений с почками древесных, обратить внимание на отсутствие у почек травянистых форм жестких почечных чешуй. Температура под снегом выше 0°, резких колебаний нет. Лесная подстилка и снежный покров предохраняют травы от вымерзания.

Учитель: пусть повластвуют морозы, пусть метели бродят по сахалинской тайге, но всё равно нет силы, которая остановила бы пока ещё едва заметные, но неудержимые истоки нового пробуждения природы.

После экскурсии: Оформление стендов  «Способы распространения семян зимой», «Зимняя природа в произведениях  художников, поэтов и писателей», оформление фотоальбома «Зима в лесу»3 (Приложение 2). 


Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы, очень оживляют теоретическое изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения.


Литература

    1. Горбунова В.А., Лузгина Ю.В., Нечаева Е.А., Хворова Н.Б.. Биологические экскурсии. Методические рекомендации по проведению экскурсий в природу. Иркутский государственный педагогический институт, 1987 г.

    2. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы / С.Д. Шлотгауэр. – 3-е изд., пересм. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2011.

    3. http://bocharovo.ru/biolog/page/exkursia%20zima.htm

    4. http://www.licey.net/bio/bioAdd/winter



Приложение 1


Силуэты деревьев зимой


береза липа вяз










Приложение 2

Фотоальбом «Зима в лесу»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!