2. Актуализация знаний | Беседа. - О каком времени года идёт речь? Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. А.С. Пушкин -С чего начинается день каждого человека? -В чём особенности этого времени суток? - А как заканчивается день? - Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами обратимся к теме: Зимнее утро, зимний вечер. - Какова же будет цель нашего урока? - Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? | о зиме Ответы детей: - С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека. -Вечером. Все возвращаются домой. - Утро. Вечер. (зима)
-познакомиться с произведениями композиторов, на тему: Зимнего утра и вечера. - с помощью музыки, живописи, поэзии. | Коммуникативные: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Потребность в общении с учителем. Регулятивные: умение определять тему и цель урока. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. |
4. Открытие нового знания 5. Просмотр видеоролика П. Чайковский «Времена года» | - Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел. - Какие краски использует художник, изображая зиму? - Сегодня мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С. Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И. Чайковского, М. Яковлева. Сейчас определим, какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! -Какое же зимнее утро? Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П. Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились». Послушаем пьесу «Зимнее утро» П. Чайковского. -Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? -Какие чувства передаёт музыка? -Какие у вас возникли ощущения? -Когда вы слушали «Зимнее утро» Чайковского, какая возникла картина? -А в каком темпе исполняется это произведение и почему? -Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном… Выразительное чтение стихотворения Пушкина «Зимний вечер» - Какой вечер предстал перед нами? -Музыкально ли это стихотворение? -Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? Давайте послушаем как это стихотворение «услышал» друг поэта Михаил Яковлев а, споёт певец, член жюри детского конкурса «Синяя птица» Олег Погудин. Звучит песня - Возвращение к проблемному вопросу - Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
-С помощью чего мы описали красоту зимней природы? |
- Художник изображает белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.
Работа с учебником. стр.44
Ответы ребят. - Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное. - Как вы понимаете это слово? Дети слушают музыкальный фрагмент. Ответы детей: -«Вражда и Любовь». Музыка звучала сначала громкая и неприятная, потом спокойная и красивая. Прогнозирование. Ответы ребят
Слушание музыки - Музыка хмурая, вьюжная, тревожная. - Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено. - Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
С помощью музыки, чтении стихов, разглядывания иллюстраций | Познавательные: умение находить нужную информацию Коммуникативные: способность излагать свои мысли на поставленный вопрос. Личностные: эмоциональное осознание музыкального и художественного произведений. Коммуникативные: умение слушать музыкальное произведение. Познавательные: адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности их образов. Познавательные: умение находить главные идеи. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог. Личностные: эмоциональное осознание окружающего мира. Познавательные: адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности их образов, умение находить главные идеи. Коммуникативные: способность излагать свои мысли о музыкальном и литературном произведениях. |