СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Журнал для родителей. "Советы логопеда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы логопеда для родителей: когда нужно обращаться к логопеду, как подготовить ребенка к школе, научить читать, писать, как работать дома с леворукими детьми, как преодолевать трудности при обучении чтению, что такое "зеркальное письмо" и много других советов для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Журнал для родителей. "Советы логопеда"»



























В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Причин много и однозначного ответа нет - это постоянно ухудшающая экологическая обстановка, осложнение беременности, родов и период новорожденности. Так же хочется отметить, что родители стали меньше уделять внимание речевому развитию своих детей.

Общепринятое мнение общества, что логопедическую помощь ребёнок получает после 5 лет, глубоко безграмотно. Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносить все звуки, а их связанная речь развивается стремительно. Но это очень маленькая группка детей и не стоит себя успокаивать и ждать чуда тем самым упускать благоприятное время, когда можно качественно помочь ребёнку.

Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, а так как вы как замещающие родители и такой информацией не владеете, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем успешней и качественней результат.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препарату группы ноотропов, которые иногда назначат детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что в последствии малыш будет отставать в развитии от своих сверстников. Не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас, поспешите с оказанием квалифицированной помощи.

Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.





  1. Маленький словарный запас ребенка;

  2. Трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!).(Это - фонематический слух)

  3. Неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;

  4. Недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

  5. Дефекты в строении речевых органов губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;

  6. Недостаточная подвижность губ и языка.

Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:

1)Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.

2)неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус).

Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока "само пройдёт" - здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.

ВАМ НУЖНО

ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ:

  • если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год. Кстати, возможно не только к логопеду, но и неврологу, неонатологу, сурдологу.

  • если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – бегом к логопеду: возможно это сенсорное нарушение.

  • если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - бегом к логопеду, возможно, это моторное нарушение (точнее, экспрессивное);

  • если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «сяпка»(шапка), «дём»(дом), «пусёк»(пушок) - бегом к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка дизартрия, в другом случае, могут быть психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе наше внимание;

  • если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию) – бегом к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда;

  • если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти бегом к логопеду: возможно, у ребенка дисграфия. Или же к психологу, т.к. проблемы с усвоением школьной программы могут быть из-за дефицита внимания;

  • если у ребенка после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом - пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… - бегом не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…


Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

У определённой части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребёнка в школе, когда усложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учащихся позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.

Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определённых фонетических групп. Наиболее распространённые ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. Например: Лалиса идёт на работу – Лариса идёт на работу.

Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении. Например: крошун – коршун, кошоладка - шоколадка; осипед – велосипед. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки угадывающего или побуквенного чтения (земля - змея), замены и перестановки букв (марашки - ромашки) и т.д. И в качестве необходимого условия всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах, а также активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.




ДИСГРАФИЯ – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСЛЕКСИЯ – нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках

стойкого характера.

ДИСГРАФИЯ – связана с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. АКУСТИЧЕСКАЯ – проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ – отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

ОПТИЧЕСКАЯ – недоразвитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. К оптической дисграфии относят: - зеркальное письмо; - вербальную дисграфию, в основе которой изолированные буквы произносятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера.. ВИДЫ ДИСЛЕКСИЙ:

АГРАММАТИЧЕСКАЯ – недоразвитие грамматического строя речи.

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ – связанная с недоразвитием звуко-буквенного анализа.

ОПТИЧЕСКАЯ – проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв. К оптической дислексии относят: - зеркальное чтение; - вербальную дислексию, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

МНЕСТИЧЕСКАЯ – проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. СЕМАНТИЧЕСКАЯ – проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.



1. Замены букв, например, СУБА вместо ШУБА, ЛЫБА вместо РЫБА и т.п. В основе таких ошибок чаще всего лежит неразличение ребёнком на слух соответствующих звуков. Могут встречаться такие замены и в устной речи ребёнка. Дети, у которых нарушена дифференциация звонких и глухих согласных (П-Б, Т-Д, К-Г, В-Ф) будут постоянно ошибаться в правописании согласных в середине и в конце слова, так как слова типа “дубы” и “дупы” слышат абсолютно одинаково. То есть применить правило на практике такому ребёнку не удаётся, отсюда постоянные ошибки. Исправить положение можно только путём воспитания у ребёнка устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных, другого пути нет.

2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. Дети могут разрывать слово – К НИГА, или писать слитно предлоги – НАСТУЛЕ, добавлять или пропускать буквы в слове, или переставлять слоги – МОТОЛОК вместо МОЛОТОК. Основная причина таких ошибок в том, что у ребёнка не развит навык анализа звуко-буквенного состава слов, то есть ребёнок не может определить количество звуков в слове, их порядок следования друг за другом.

3. Аграмматизмы в письме. Это ошибки типа ПЯТЬ ДЕРЕВОВ, ШЕСТЬ ОКНОВ, ЗЕЛЁНАЯ ЯБЛОКО и т.п. Такие ошибки встречаются у детей с отставанием в речевом развитии. Таким детям трудно подбирать проверочные слова, отсюда затруднены усвоения правил на правописание безударных гласных.

4. Замены букв по принципу оптического сходства. Дети путают буквы: вместо Ш могут написать буквы Ц, Щ или И. Вместо Д – Б (ДЕЛКА вместо БЕЛКА, ЦУБА вместо ШУБА), вместо М – Л (ЛУКА вместо МУКА) и т.п. Причина таких замен – у ребёнка нет отчётливого представления зрительного образа буквы. При отсутствии логопедической помощи трудности могут сохраниться на всю жизнь, И, конечно, очевидно, что многие встречающиеся ошибки у детей можно было бы избежать при своевременной профилактической работе, проводимой ещё в дошкольном возрасте.

(трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Леворукие дети - не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы. 
1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. 
2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

3. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:

-выраженные нарушения почерка, тремор,
- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,

- искажение соотношения частей, зеркальное письмо.
У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный.

Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

1. Копирование различных фигур и их сочетаний.
2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.
4.Нарисуй квадрат (Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу):

-поставь точку посередине сверху над квадратом;
-поставь точку посередине снизу под квадратом;
-поставь точку справа посередине;
-поставь точку слева посередине.
- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
- соедини точки справа и слева прямой линией.
- Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)
- Сколько получилось квадратов?



Вот еще аналогичное задание:

Нарисуй прямоугольник и поставь точки:
-в правом верхнем углу,

-в левом верхнем углу,

-в середине верхней стороны,

-в середине нижней стороны,

-соедини эти точки прямыми линиями.
Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.
- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.
Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

Выполняя эти задания, Вы решаете сразу нескольких коррекционных задач:
а) ребенок учится целенаправленно работать,

б) тренирует зрительное восприятие,

в) тренирует руку (штриховка),

г) считает,

д) вспоминает геометрические фигуры,

е) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Нужно обратить внимание на последовательность обучения.

Сначала Вы объясняете, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге.

Самостоятельное выполнение действия должно идти под Вашим контролем и при подсказке, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.

На выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент - анализ. Если ребенок может объективно оценить, что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.

Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения. При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции "делай, как я", по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, "где начинать, куда вести, где закончить", но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу "Как писать буквы". Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

Родители, обратите особое внимание!

Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить, если плохо произносил или дифференцировал звуки,
если его речь бедна и невыразительна - все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу. Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.




Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые - налево, левые - направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует. 

Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, "вдруг" может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.





Трудности при обучении чтению могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия.

Это могут быть:

- перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
- могут быть замены букв близкими по конфигурации,
- "перескок" через строку и тому подобные нарушения.

Проявления ошибок или нарушений пространственного различия могут быть разными, например, дети часто путают расположение предметов на парте, и просьбы положить тетрадь слева или книгу правее выполняют наоборот. 
Особый комплекс трудностей при обучении письму и чтению отмечается у леворуких детей, у которых имеется то или иное нарушение в деятельности левого (речевого) полушария. Дело в том, что современная методика обучения письму в начальной школе опирается на всю систему языкового развития ребенка, а не только на определенные правила и орфографические умения. При этом навыки письма рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Процесс овладения навыком письма имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом в процессе овладения навыком дети должны уметь усвоить понятие о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших, маленьких), должны научиться правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать, соотносить их со звуками. 
Параллельно идет формирование и орфографического навыка. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно, что "выпадение" любого из них затрудняет формирование навыка. Вот почему любая дисфункция любой зоны коры головного мозга, и особенно левого речевого полушария, может стать причиной комплексных трудностей, когда наряду с чисто техническими (моторными) трудностями будет затруднен и звукобуквенный анализ. На начальном этапе обучения эти затруднения еще невелики, но уже к концу первого полугодия у детей с подобными затруднениями отмечаются пропуски и замены букв, перестановки, недописывания и другие нарушения письма.

10 полезных уловок в общении с ребенком

На ребенка не всегда действуют уговоры и логические доводы.

Гораздо эффективнее игровая форма общения.


1. Вместо раздраженного: «Пошли скорее, сколько тебя ждать?», лучше скомандовать: «На старт, внимание... марш! Побежали!» 

2. Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт», можно заинтриговать и обрадовать малыша: «После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».

3. Вместо грубого: «Убери за собой», произнесите мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе...»

4. Вместо рассерженного: «Не мешай!», скажите: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник».

5. Вместо недовольного: «Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть», попробуйте примирить малыша с неприятностью: «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?»

6. Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать?», поинтересуйтесь: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»

7. Вместо злого: «По попе захотел?», выпустите пар шуткой: «Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?»

8. Вместо бессильного: «Чтобы я никаких "не хочу" не слышала!», неожиданно закричите: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»

9. Вместо нудного: «Сколько раз повторять», скажите таинственным шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию... Повторите, как слышали?» 

10. Вместо менторского: «Руки помыл?», предложите: «Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?»


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!