СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизненный и служебный путь И. Ф. Крузенштерна"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание

Просмотр содержимого документа
«"Жизненный и служебный путь И. Ф. Крузенштерна"»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ «ЧАЙКА»

им. ГЕЛИЛОВИЧЕЙ»




Открытое мероприятие




«Жизненный и служебный путь

Ивана Федоровича Крузенштерна»







Воспитатель

1 квалификационной категории

Попов Н. Н.














г. Евпатория

2024 г.

  • Воспитание патриотизма у детей, любви к Родине;

  • Развитие навыков поиска и обработки исторической информации;

  • Формирование навыков выступления на сцене;

  • Привитие интереса к истории своей Родины.



  • Формировать навыки работы на сцене перед большим количеством людей;

  • Развивать навыки самостоятельного анализа полученной информации;

  • Формировать интерес к чтению и получению новых исторических знаний.









Ведущий 1: Жизнь нашего государства неразрывно связана с морем. Среди выдающихся мореплавателей, совершивших открытия мирового значения немало российских имен. Русские моряки зарекомендовали себя грозными соперниками в морских битвах. Среди плеяды выдающихся главнокомандующих стоит и имя Ивана Федоровича Крузенштерна. Сегодня мы познакомимся с его жизнью и службой на благо Отечества. Ибо недаром сказал не менее великий адмирал Нахимов: «У моряка не бывает легкого или трудного пути. У моряка есть только один – славный путь».

Ведущий 2: Как же складывался жизненный путь Ивана Федоровича и какой след он оставил в истории нашего государства?


На экран выводится слайд-шоу с интересными фактами о жизненном пути

и службе И. Ф. Крузенштерна.


Ведущий 2: Семья Ивана Фёдоровича происходила из обрусевшей ветви немецко-шведского рода фон Крузенштернов и при рождении он получил имя Адам Иоганн. При приеме в Морской кадетский корпус в Кронштадте «Адам» было заменено для удобства на более привычное для русского уха - «Иван».

А вот отчество «Фёдорович» он решил позаимствовать у своего однокашника и лучшего друга Юрия Фёдоровича Лисянского - будущего капитана второго корабля кругосветной экспедиции - шлюпа «Нева». Кроме того, он решил немножко трансформировать свою первоначальную фамилию – Крузиенштерн – на знакомый нам сегодня и звучавший не так «по-шведски» вариант - Крузенштерн.

Ведущий 1: Предки Крузенштерна были отчасти связаны с Россией, хотя порой это проявлялось оригинальным образом. Прапрадед Ивана Фёдоровича – Филипп – приезжал в Россию ко двору царя Алексея Михайловича в качестве посла (один раз – немецкого, другой – шведского), а его дед – Эверт Филипп попал в русский плен в битве при Нарве и прожил в Тобольске­ более двадцати лет.

Лисянский вспоминал, что, еще будучи кадетом, более всего Иван хотел избежать рутины «обыденной жизни» и уже тогда мечтал побывать на могиле Беринга на Командорских островах.

Ведущий 2: По причине начавшейся войны со шведами Крузенштерн был выпущен из Морского корпуса досрочно в мае 1788г. Он прошел всего половину курса обучения (3,5 года вместо 6) и не получил полагающегося при выпуске звания «мичман» (ограничились компромиссным «проходил службу за мичмана») Первое боевое крещение он принял 28 июня 1788 г. За смелость, проявленную в ряде морских сражений, ему всего в 19 лет было сразу присвоено звание «лейтенант»! Кроме того, юному моряку в качестве признания его боевых заслуг поручили подняться на борт флагманского корабля и взять в плен самого адмирала Лейонакера.

На первом корабле, где ему довелось служить – линкоре «Мстислав», капитаном был замечательный морской офицер Григорий Муловский, который должен был возглавить кругосветную экспедицию, одобренную Екатериной Второй. Он пообещал юному гардемарину обязательно включить того в число её членов. Этому плану не суждено было сбыться (Муловский погибнет в бою), но мысль о кругосветке крепко запомнилась будущему великому мореплавателю.

В едущий 1: 6 лет – с 1793 по 1799 годы – Иван Федорович проходил стажировку в Королевском военно-морском флоте Великобритании. Это был бесценный опыт, не раз пригодившийся ему впоследствии. Он побывал в Америке, Африке, Индии и Китае, на Бермудских островах и все сильнее мечтал о русском кругосветном путешествии. Случались во время стажировки и необычные ситуации, в которых ярко проявился характер Крузенштерна. Как-то у него случился публичный конфликт с молодым англичанином. Тот отказался от классической дуэли, и Крузенштерн предложил ему проверку на смелость, организованную весьма оригинальным способом. Каждый из них должен был зажечь по фитилю гранаты, прикрепленной к станине, и медленно удаляться, считая шаги по секундомеру. Крузенштерн с честью выполнил все условия, а вот англичанин убежал, даже не дойдя до своей гранаты, за что был побит секундантами. Крузенштерна же, с большим уважением, на руках отнесли до ближайшей таверны, где и отметили это событие всей морской компанией.

Ведущий 2: Во время плавания на английском фрегате «Thetis» Крузенштерну довелось побывать в США - новой стране, только что получившей независимость, где он познакомился с первым президентом Джорджем Вашингтоном. Тот сразу оценил способности молодого русского офицера, предложив поучаствовать в создании американского флота. Крузенштерн поблагодарил и отказался.

На протяжении всей жизни он не переставал учиться - совершенствовался в астрономии, географии (позже, для своих детей он даже напишет учебник по этой дисциплине!) и иностранных языках, которые считал «ключом в большой мир». Уже после окончания Морского корпуса самостоятельно выучил «важную для научных изысканий» латынь. Кроме того, свободно говорил на французском, английском и немецком языках. Вел обширную переписку со многими выдающимися учеными своего времени: Гумбольдтом, Мурчисоном, знаменитым испанским картографом Эспиноза и другими авторитетами в области картографии и гидрографии. Его научные заслуги получили высокую оценку: он был почетным членом Академии наук, почетным доктором философии Дерптского университета и членом-корреспондентом многих иностранных научных обществ и учреждений;

Ведущий 1: Для реализации задуманного плана кругосветной экспедиции Иван Фёдорович решил обратиться за разрешением к императору Павлу I. Аудиенция прошла неудачно: тот назвал предложение о кругосветке полной чушью. А вот новый император Александр I сразу оценил научный, политический и торговый потенциал этой идеи, приняв в её реализации самое деятельное участие. Разработку маршрута, подбор команды и кораблей он поручил именно Ивану Крузенштерну.

В сентябре 1801 г. состоялась свадьба Ивана Федоровича с Юлией фон Таубе, отличавшейся, по мнению знавших её, «красотой, любезностью обхождения и истинной образованностью». Их счастливый брак (большая редкость по тем временам!) продлится без малого полвека, в семье появится шестеро детей – четыре сына и две дочери.

Ведущий 2: Когда летом 1802 г. Иван Фёдорович узнал о долгожданном согласовании кругосветной экспедиции, его жена только что родила первенца. Перед мореплавателем встал трудный выбор: наслаждаться семейным счастьем или бросить все силы на реализацию мечты. Как писал он позже: «…министр объявил мне, что они рассчитывают на мое согласие, поскольку в ином случае мой проект останется неосуществленным. Я был обязан принести моему отечеству жертву, и я ее принес».

Корабли для путешествия были куплены Лисянским в Англии, зато команда, по личному указанию Крузенштерна, набиралась исключительно из русских матросов, причем, добровольцев, которых оказалось неожиданно много. Это не прошло незамеченным в Европе, где в газетах писали: «Сие предприятие важно не только для коммерции, но и для чести Русского народа. По настоянию начальника экспедиции, на сих кораблях будут только Русские». Кстати, Крузенштерн настоял, чтобы всем матросам было назначено денежное содержание в 120 рублей в год.

Ведущий 1: Иван Федорович тщательно подошел к планированию всех аспектов экспедиции: заготовке запасов, воды, нательного белья и одеял. Холодильников и консервов тогда не было, и он приказал взять на борт корабля «живность»: свиней, коз, корову с теленком и много домашней птицы. Участники плавания вспоминали, что время от времени приходилось устраивать им гигиенические процедуры – «полоскать» в океанской воде. С целью сохранения свежести питьевой воды Крузенштерн решил применить новую научную разработку – адсорбирующие свойства угля. Он приказал обуглить внутренние поверхности бочек для воды, и та действительно дольше оставалась свежей. При этом, при необходимости он делился припасами и с местными жителями – так, известно, что он оставил населению Камчатки соль и крупу, подаренные морякам в Японии;

В едущий 2: Задумывался он и о сохранении «психологического» климата внутри экипажа, которому предстояло провести в небольшом пространстве корабля длительное время. Кают-компания служила клубом, где читали, музицировали, играли в шахматы и карты, рисовали и много учились, особенно иностранным языкам (иностранцы с удовольствием изучали русский). По возможности устраивались праздники, на которые капитан приказывал угостить экипаж хорошим обедом:

«Приказано на каждую артель зажарить по две утки, сделать по пудингу и сварить свежий суп с картофелем, тыквою и прочей зеленью, прибавя к сему по бутылке портера на каждого». Присутствие капитана действовало на всех благотворно, после его кратковременной болезни один из членов экспедиции с облегчением написал: «Все рады, все довольны, поскольку Крузенштерн опять здоров». И далее отмечал: «Капитану… можно поставить в вину только его слишком большую доброту и любезность». А ещё на корабле с большой выдумкой – с участием капитана корабля и морского бога Нептуна - отметили праздник пересечения экватора. Отвечая в ходе праздника на традиционный вопрос «владыки морей», зачем моряки забрались так далеко от дома, капитан с чувством ответил: «Мы здесь - для славы науки и Отечества нашего».

Ведущий 1: Теперь предлагаем Вашему вниманию фильм о И. Ф. Крузенштерне.


На экране показывается фильм о службе и кругосветном

путешествии И. Ф. Крузенштерна.


Ведущий 2: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Давайте узнаем, насколько внимание Вы его слушали и что смогли запомнить.




  1. Как звали И. Ф. Крузенштерна при рождении?

  2. Из какой семьи он происходил?

  3. Кто предложил Крузенштерну принять участие в создании нового флота?

  4. Где проходил свою стажировку Крузенштерн?

  5. По какой причине он прошел неполный курс обучения морскому делу?

  6. Как назывался первый корабль, на котором довелось служить Крузенштерну?

  7. В каком году состоялась свадьба И. Ф. Крузенштерна?

  8. В каких годах состоялось его кругосветное путешествие?

  9. Сколько детей было у Крузенштерна?

  10. Какие особенности в командовании отличали И. Ф. Крузенштерна?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!