Предмет: биология.
Тема урока: Бактерии. Строение и жизнедеятельность.
Класс: 5а,5б,5в,5г,5д.
Учитель: Губайдуллина В.И.
Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.
Задачи урока:
Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.
Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Ожидаемый результат – формирование представлений о строении и жизнедеятельности бактерий.
Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.
Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации, работа с пластилином)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование: изображение бактерий, рисунки форм бактерий, видеоролики о бактериях, пластилин.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.
2. Целеполагание и постановка учебных задач.
- Мы с вами каждый день ходим в школьную столовую. Что мы делаем перед тем, как сесть за стол? Для чего мы это делаем?
Послушай те внимательно стихотворение и ответьте на вопрос:
-Какова тема нашего урока? А какие цели и задачи мы с вами поставим на уроке?
Цель: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.
Задачи: 1. открытие бактерии.
строение бактерии.
Жизнедеяьельность бактерий: питание,размножение,дыхание,споры.
1. Актуализация знаний
Решение учебных задач, «открытие детьми нового знания »
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено,-
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет.
Там я звездное чую дыханье,
Слышу речь органических масс
И стремительный шум созиданья,
Столь знакомый любому из нас.
- Это стихотворение Николай Заболоцкий посвятил мельчайшим живым организмам, обитающим на планете Земля – бактериям. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук, он назвал их «анималькули» - микроскопические существа.
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.
Строение бактерии (схема). (стр.83 — рис.68)
Бактерии, также как и другие живые организмы не похожи друг на друга по форме ( видеоролик). Выделяют основные формы бактериальных клеток: кокки, бациллы, спириллы и вибрионы. Ребята, выполните задание – заполните схему «Формы бактерий».
кокки бациллы спириллы вибрионы
На самом деле бактерии окружают нас постоянно. В 1 грамме почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий, в 1 кубическом см. молока 1 млрд., а в теле каждого человека живёт около 3-х кг. Бактерий.
Давайте вспомним, какие свойства присущи всем живым организмам? Чем живой организм отличается от неживого? (Учащиеся называют, ранее изученные, свойства живых организмов).
- Среди перечисленных свойств вы назвали размножение, и бактерии тоже размножаются, они просто делятся на две клетки. У вас на столе лежит кусочек пластилина, придайте ему любую форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу , которой можно заполнить все моря и океаны. Споры .
Распространение бактерий.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий;
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
Закрепление:стр.86 вопр-1-4.
выводы: 1. открытие бактерии.
2.строение бактерии.
3.Жизнедеяьельность бактерий: питание,размножение,дыхание,споры.
7 Оценивание.
8.Домашнее задание.
Прочитать §17.
Что позволило бактериям выжить и очень распространиться на Земле?
Знать 3 понятия на стр.87 (для любознательных).
9.Рефлексия.
я узнал…
я научился...
вызвало затруднение...
Приложение
Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ
1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,
относят:
а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.
2. Шаровидные бактерии:
а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.
3. Изогнутые бактерии:
а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы
4. Образование бактериями спор — это приспособление к:
а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.
5. Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.
Ответы:
1) б
2) а
3) а
4) б
5) в
1. Заполнить таблицу «Значение бактерий в жизни человека»
Положительная | Отрицательная |
| |