Цели деятельности учителя | создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные выявить экологические связи в пресном водоёме, моделировать цепи питания, обучающиеся получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; сравнивать природные сообщества; извлекать информацию из дополнительной литературы, овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Интерактивная система обучения, тестирования и голосования VOTUM, программа MyTest X, компьютер, проектор, ноутбуки, плакат «Пресный водоем»; гербарий; Учебник, рабочая тетрадь часть 1, электронное приложение к учебнику, фотографии животных и растений пресных водоёмов родного края, атлас-определитель «От земли до неба» , презентация. https://www.youtube.com/watch?v – развивающее видео «Жизнь пресных вод» |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема |
Основные понятия | Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельно-сти | Вдаль идёт дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлёживай бока – Путь дорога нелегка. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. О чудесном Волгоградском крае, Где мы родились и все живём, О прекрасном милом нашем крае Разговор сейчас мы поведём. О чём мы на прошлом уроке мы с вами вели разговор? Вглядитесь в эти картинки и ответьте, пожалуйста, на вопрос: -Почему же луг природное сообщество? | Проверяет готовность к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. Читает стихотворение (Презентация 1 слайд) | слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку принимают участие в диалоге с учителем. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | 1.Проверка домашнего задания: А) Тестирование. Подведение итога по проверке домашнего задания. - Как справились с тестом? - Дома вы составляли кроссворд об обитателях луга. Я предлагаю вам разгадать один из них! Б) Кроссворд - Посмотрите внимательно на кроссворд. В нём скрывается тема нашего сегодняшнего урока. | Организует регистрацию обучающихся в программе VOTUM . Проводит тестирование. предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова . (Приложение1) | Отвечают на вопросы. Отгадывают кроссворд Дети отгадывают слово водоём | Фронтальная, коллективная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
III. Постановка целей и задач урока IV Первичное усвоение новых знаний | 1.Выведение темы урока, формулирование целей и задач. Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет. - Где мы только что побывали? – О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? - Какова тема нашего урока? - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? - Чему должны научиться на нашем уроке? - Что будем доказывать? - Каковы цели урока? 2. Составление кластера - Вспомните какие виды водоёмов вы знаете? Какие виды естественных пресных водоёмов вы можете назвать? – Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными? 3.Работа со схемами. - Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоёме. Для этого каждая группа собирает из предложенных пазлов рисунок растения, читает о нём текст и рассказывает о растении классу -Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области? 4.Загадки. (Презентация) | Мотивирует на активное восприятие нового материала; Читает стихотворение. Контролирует выполнение работы.
На доске составляется кластер «Пресный водоем». показывает фотографии открывает на доске схему, рассказывает о растениях водоёма . – Какую роль выполняют растения в водоеме? растения водоемов | → дают кислород; → пища для животных; → дом для животных. | Организовывает проблемно-поисковую работу. Изложить основные положения нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; развивает навык самостоятельной работы; развивать познавательные процессы, умение вести диалог. Предлагает по теме урока отгадать загадки . Отгадки сопровождаются показом картинок с изображением этих животных. | Внимательно слушают учителя. Решают на вопросы. Ведут частично-поисковую работу. Самостоятельное осмысление нового материала, заполнение таблиц. Высказывание предложений, формулирование цели; совершенствовать умение работать с текстовыми источниками; совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы; составляют схему о роли растений в водоеме, записывают в тетрадь. Отгадывают загадки. Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы составляют схему о роли растений в водоеме, записывают в тетрадь. Отгадывают загадки. | Фронтальная, коллективная Работа в группах | Устные ответы, записи в тетради |
| 5. Работа по учебнику (Презентация) – Назовите, какие хищники обитают в водоемах. – Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» в учебнике (с. 196–198). Какие беды принес человек водоему? – Кто такие головастики? – Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме? – Кто такие головастики? | предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» в учебнике (с. 192–193) и найти, каких животных еще не назвали. | Отвечают на вопросы учителя. Внимательно слушают. Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы | фронтальная | |
V Первичная проверка понимания | 1.Составление цепей питания. 1. растения → карась → щука. 2. растения → головастики → утки. – Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания: 2.Сценка – Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом! 3. Игра «Плюс –минус». – Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? 1. Мусорить на берегах. 2. В водоёмы не бросать отходы. 3. Не мыть машины в водоёмах. 4. Не сбрасывать промышленные отходы. 5. Вырубать леса по берегам водоёмов. 6. Ограничить вылов рыбы. 7. Не рыбачить сетями и во время нереста. 8. Разрешить неограниченную рыбалку. 9. Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес | Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует :взаимопроверку Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации . | Составляют цепи питания. Разыгрывают сценку: сидят трое учеников с удочками… Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации.
| Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания Сигнальные карто-чки |
VI. Первичное закрепление знаний | 4.Обучающее тестирование. (Программа MyTest X) | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Групповая и индивидуальная | Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело | Программа выдаёт результаты теста и сообщает об ошибках. |
VII Домашнее задание Итоги урока. Рефлексия | Комментарий учителя Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Дополните предложения: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске). – Над какой темой работали? – Что нового узнали? | Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли охранять. | Задают уточняющие вопросы Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |