СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь пресного водоёма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира, в 4 классе по теме «Жизнь пресных водоёмов»,  по программе  «Школа России», автора  А.А.Плешакова, по учебнику: окружающий мир для 4 класса начальной школы в 2-х частях (часть1), раздел: № 3 «Родной край – часть большой страны»,  ,   построен по типу урока исследования, открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь пресного водоёма.»

Жизнь в пресных водах

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные выявить экологические связи в пресном водоёме, моделировать цепи питания, обучающиеся получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; сравнивать природные сообщества; извлекать информацию из дополнительной литературы, овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Интерактивная система обучения, тестирования и голосования VOTUM, программа MyTest X, компьютер, проектор, ноутбуки, плакат «Пресный водоем»; гербарий; Учебник, рабочая тетрадь часть 1, электронное приложение к учебнику, фотографии животных и растений пресных водоёмов родного края, атлас-определитель «От земли до неба» , презентация. https://www.youtube.com/watch?v – развивающее видео «Жизнь пресных вод»

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема

Основные
понятия

Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания















организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельно-сти


Вдаль идёт дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлёживай бока –

Путь дорога нелегка.


Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.

О чудесном Волгоградском крае,

Где мы родились и все живём,

О прекрасном милом нашем крае

Разговор сейчас мы поведём.

О чём мы на прошлом уроке мы с вами вели разговор?

Вглядитесь в эти картинки и ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-Почему же луг природное сообщество?


Проверяет готовность к уроку.







Создаёт положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.


Читает стихотворение

(Презентация 1 слайд)





слушают учителя.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

принимают участие в диалоге с учителем.


Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

1.Проверка
домашнего
задания:

А) Тестирование.

Подведение итога по проверке домашнего задания.

- Как справились с тестом?

- Дома вы составляли кроссворд об обитателях луга. Я предлагаю вам разгадать один из них!

Б) Кроссворд

- Посмотрите внимательно на кроссворд. В нём скрывается тема нашего сегодняшнего урока.


Организует регистрацию обучающихся в программе VOTUM . Проводит тестирование.




предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова . (Приложение1)


Отвечают
на вопросы.






Отгадывают кроссворд



Дети отгадывают слово водоём

Фронтальная, коллективная

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации

речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Устные ответы

III. Постановка целей и задач урока



























IV Первичное усвоение новых знаний

1.Выведение темы урока, формулирование целей и задач.

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам,

Да вот беда: привязан плот

Он никуда не поплывет.


- Где мы только что побывали?

О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении?

- Какова тема нашего урока?

- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

- Чему должны научиться на нашем уроке?

- Что будем доказывать?

- Каковы цели урока?

2. Составление кластера

- Вспомните какие виды водоёмов вы знаете? Какие виды естественных пресных водоёмов вы можете назвать?

Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?



3.Работа со схемами.


- Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоёме. Для этого каждая группа собирает из предложенных пазлов рисунок растения, читает о нём текст и рассказывает о растении классу




-Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области?

4.Загадки. (Презентация)



Мотивирует на активное восприятие нового материала; Читает стихотворение.

Контролирует выполнение работы.






















На доске составляется кластер «Пресный водоем».

показывает фотографии







открывает на доске схему, рассказывает о растениях водоёма .

– Какую роль выполняют растения в водоеме?


растения

водоемов

→ дают кислород;

→ пища для животных;

→ дом для животных.


Организовывает проблемно-поисковую работу. Изложить основные положения нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; развивает навык самостоятельной работы; развивать познавательные процессы, умение вести диалог.




Предлагает по теме урока отгадать загадки .

Отгадки сопровождаются показом картинок с изображением этих животных.

Внимательно слушают учителя.

Решают
на вопросы.






Ведут частично-поисковую работу. Самостоятельное осмысление нового материала, заполнение таблиц. Высказывание предложений, формулирование цели;

совершенствовать умение работать с текстовыми источниками; совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы;

составляют схему о роли растений в водоеме, записывают в тетрадь.

Отгадывают загадки.

Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы

составляют схему о роли растений в водоеме, записывают в тетрадь.

Отгадывают загадки.

Фронтальная, коллективная

























Работа в группах

Устные ответы,

записи
в тетради



5. Работа
по учебнику (Презентация)

Назовите, какие хищники обитают в водоемах.

Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» в учебнике (с. 196–198). Какие беды принес человек водоему?

Кто такие головастики?

Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?

Кто такие головастики?


предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» в учебнике (с. 192–193) и найти, каких животных еще не назвали.


Отвечают
на вопросы учителя.


Внимательно слушают.


Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы

фронтальная


V Первичная проверка понимания

1.Составление цепей питания.

1. растения → карась → щука.

2. растения → головастики → утки.



Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания:


2.Сценка

Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!


3. Игра «Плюс –минус».

Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?


1. Мусорить на берегах.

2. В водоёмы не бросать отходы.

3. Не мыть машины в водоёмах.

4. Не сбрасывать промышленные отходы.

5. Вырубать леса по берегам водоёмов.

6. Ограничить вылов рыбы.

7. Не рыбачить сетями и во время нереста.

8. Разрешить неограниченную рыбалку.

9. Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес

Побуждает к высказыванию своего мнения.



Организует :взаимопроверку










Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации



.

Составляют цепи питания.







Разыгрывают сценку:

сидят трое учеников
с удочками…













Высказывают

свое мнение.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации.

Устные ответы,

записи
в тетради, выполненные

задания








Сигнальные карто-чки

VI. Первичное закрепление знаний

4.Обучающее тестирование. (Программа MyTest X)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Групповая и индивидуальная

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность
за общее дело

Программа выдаёт результаты теста и сообщает об ошибках.

VII Домашнее задание Итоги

урока.

Рефлексия

Комментарий учителя Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Дополните предложения: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске).

Над какой темой работали?

Что нового узнали?


Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли охранять.



Задают уточняющие вопросы

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке

Устные ответы






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!