- Теперь выясним, что составляет 2 ярус. Для этого вам надо определить, о каком растении пойдет речь. 1) Какое еще название имеет лещина обыкновенная? (Орешник) 2) Назовите лекарственное растение, сырьем которого служит кора, цветы, ягоды (Калина) 3) Какое растение называют дикой розой? (Шиповник) - Что общего у этих растений? (Это кустарники) - Кустарники занимают 2 ярус. (слайд 7) - Как вы думаете, какие растения леса занимают 3 ярус?(Травы) (слайд 7) - Назовите травы, которые растут в лесах нашего края? (Зверобой, ландыш, чистотел, чабрец и др.) - А еще в лесу есть и 4 ярус. (слайд 7) Его занимают растения, у которых нет корней. - Что это за растения? (Мхи, лишайники, грибы) - Таким образом, в лесу среди растений наблюдается определенный порядок, т.е. ярусность. (Учитель ставит карточку со словом ярусность). - У вас на столах лежат тесты «Природное сообщество – лес..» Вам нужно ответить на вопросы. (слайд 8) - Давайте с вами проверим. (слайд 9) - Поднимите у кого нет ни одной ошибки? (оценка 5) Одна ошибка? Две?.... 2.Обобщение знаний о правилах сбора грибов. - Продолжим прогулку по лесной тропинке. В лесу есть особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным. - Что это? (Грибы) (слайд 10) - Послушайте историю, которую мне однажды рассказал один лесничий. «В нашем районе сажали лесные полосы, но деревья росли очень плохо: чего-то им не хватало. И люди заметили, что нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья стали хорошо расти. Лес ожил» - Отчего это произошло? Найдем и прочитаем об этом в учебнике на стр.164. (Ученик читает один абзац текста «Нужны ли лесу грибы?») - Как надо собирать грибы, чтобы не навредить себе и лесу? (Нельзя срывать, а надо срезать ножом, чтобы не повредить грибницу) - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) - Ребята, а вы в лес ходили за грибами? С кем? - А какие грибы собирали? - Если вам встречались незнакомые грибы, что с ними делали? Индивидуальная работа. - У вас на столах лежат комплекты растений, вам нужно расположить их по ярусам Проверка: - Проверьте у соседа по парте? - А теперь посмотрите у меня. У всех так получилось ? - Не устали ещё путешествовать? Тогда продолжаем. (слайд 11) - Скажите , что в лесу нет ничего страшнее: А)лешего Б)водяного В)пожара Г)зайца - Правильно, страшней всего пожар. (слайд: 12,13) Лесные пожары на территории России 2010 года. В конце июля, августа и начале сентября 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Для восстановления пострадавших от пожаров лесов может потребовать десятки и сотни лет и поэтому во многих регионах России стартовала акция «Посади и вырасти своё дерево-2010». Чтобы восполнить нанесенный ущерб наша школа принимает активное участие в выражении саженцев на пришкольном участке под руководством Тукмаковой Л.В. был организован кружок «Лесной патруль» 3. «Открытие» нового знания детьми. Знакомство с понятием «природное сообщество» - Без кого мы не можем себе представить лес? (Без животных) - В какое время года их больше? (Летом) (слайд 14) - Почему, от каких факторов это зависит? (От климата, наличия пищи, экологии) - Назовите животных наших лесов (Лиса, белка, заяц, лось, кабан). - Для чего нужны животные в лесах? (Чтобы поедать вредных насекомых и растения) - Что может произойти, если один из этих факторов будет нарушен? (Нарушится природное равновесие, лес может погибнуть) - Какой вывод можно сделать из этого? (Всё в природе взаимосвязано, т.е. жизнь животных и жизнь растений зависят друг от друга) (слайд 15) - Таким образом, животные леса, растения леса, грибы составляют природное сообщество, и называется оно как? (Лес) |