СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество писателя Н.С. Лескова. Повесть-хроника «Очарованный странник».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В данной разработке учитель литературы найдет готовый материал к уроку о жизни и творчестве писателя Н.С. Лескова.

       Материал поможет создать целостное представление о личности и творчестве писателя; раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека в понимании Н. Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произ-ведения.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество писателя Н.С. Лескова. Повесть-хроника «Очарованный странник».»

-Русская литература. 10 класс. Дата проведения: ………..

Учительница МБОУ «СОШ №27» Шапиева Патимат Магомедовна.


Урок 56.

Тема: Жизнь и творчество писателя Н.С. Лескова. Повесть-хроника «Очарованный странник».

Цели:

Создать целостное представление о личности и творчестве писателя; раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека в понимании Н. Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения

Задачи:

Образовательные:
раскрыть смысл названия повести;
выявить особенности изображения русского национального характера в понимании Н.С. Лескова.

Воспитательные:
способствовать воспитанию у подростков высокой гражданской позиции, чувства гордости за русского человека.

Развивающая:
развивать монологическую речь учащихся;
аргументированно доказывать собственное мнение.

УМК:

1.Учебник «Литература». 10 класс. Авторы: С.А. Зинин, В.И. Сахаров

2. Методическое пособие «Поурочные разработки». Составители:

Беляева Н.В., Илюминарская А.Е.

3. Раздаточный материал.

4. Интернет-ресурсы:

  • http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kl-leskov.html

5. Презентация, компьютер.

6. Портрет писателя (художник В. Серов).

Тип урока: урок открытия новых знаний.


Ход урока.

Мы удивительные люди!

(М. Задорнов).

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.


― Что вы знаете о Лескове и его творчестве?

(«Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др.)

― Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?

«Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.

Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.

Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».

М. Задорнов: 


― Теперь повторяю вопрос: «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?»


Поистине

Умом Россию не понять….

…В Россию можно только верить…

Ф.И. Тютчев

― Давайте, поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник».

― Как вы их понимаете?


Анализ словарных статей С.И. Ожегова или В.И. Даля.


а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…

Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.

б) Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.

странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.

в) Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.


― Уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.


  1. Работа по теме урока.


  1. С л о в о у ч и т е л я с э л е м е н т а м и б е с е д ы .


(хронологическая таблица была задана на дом)

― Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузов­ских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процес­са.

Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургенев­ском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвя­щенная Лескову. «Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.


Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.


― Что вам известно о детстве писателя?


Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Ор­ликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мель­ника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить:

«Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек...»


В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический по­ворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учено­сти...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 го­дов.

«Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно, и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворно­го влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…».

«Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало.


― Какие события в жизни писателя питали его творчество?


К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.


― Какое впечатление сложилось у вас о творческом пути Лескова?


Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в жур­нале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким про­никновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали рус­ские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального само­сознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и акту­альными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше», «Очарованному страннику».

Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действи­тельности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Ме­лочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур».


― Как современники относились к творчеству Лескова?


Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независи­мую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в со­держании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».


«Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том свя­щенном его значении», — утверждал Николай Семенович.


В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некро­лога. Л.Н. Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».


NB! Физкультминутка!!! (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)


  1. Подведение итогов урока.


— Николай Лесков как писатель имеет репутацию сложную и причудливую, такую же, как сложна и причудлива была его душа. Одни ставят его произведения в ряд с вершинами русской прозы, другие считают, что он создал карикатуру на русского человека.

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров… — писал М. Горький в статье, посвящённой Лескову,— а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».


― Ваши впечатления о личности Лескова? (можно письменно)


VIII. Рефлексия.


— Поднимите смайлик с соответствующим настроением.


Домашнее задание:


  • Составить викторину по биографии Л. из 5 вопросов

  • Прочитать повесть «Очарованный странник».

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!