СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.

 

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.В.Ломоносова.»

Михаил Васильевич Ломоносов —  ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ   Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.  А. С. Пушкин

Михаил Васильевич Ломоносов — ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ

Он создал первый университет

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А. С. Пушкин

В 2016 году исполнится 305 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств , почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.  Основатель Московского государственного университета , который носит имя М.В. Ломоносова. (1711 - 1765)
  • В 2016 году исполнится 305 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова.
  • М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств , почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
  • Основатель Московского государственного университета , который носит имя М.В. Ломоносова.

(1711 - 1765)

 Жизнь Михаила  Васильевича  Ломоносова-  сплошная полоса получений знания и развития, полоса открытий и практических опытов.

Жизнь Михаила

Васильевича

Ломоносова-

сплошная полоса получений знания и развития, полоса открытий и практических опытов.

Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России. Родная деревня Ломоносова – Мишанинская- находилась близ Холмогор в Архангельской губернии .
  • Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России.
  • Родная деревня

Ломоносова –

Мишанинская-

находилась близ

Холмогор в

Архангельской

губернии .

В ту эпоху Петра I , город Архангельск являлся северной базой российского флота.  Чтобы строить военные корабли, Пётр I  направил в Архангельскую губернию инженеров и строителей. Они везли с собой книги, знания, которые тут же попадали в руки местных помор , на благодатную почву  В месте, где родился Ломоносов никогда не было крепостного права . Крестьяне могли свободно перемещаться, общаться, им были доступны грамота и математические науки. Пётр I
  • В ту эпоху Петра I , город Архангельск являлся северной базой российского флота.
  • Чтобы строить военные корабли, Пётр I направил в Архангельскую губернию инженеров и строителей. Они везли с собой книги, знания, которые тут же попадали в руки местных помор , на благодатную почву
  • В месте, где родился Ломоносов никогда не было крепостного права . Крестьяне могли свободно перемещаться, общаться, им были доступны грамота и математические науки.

Пётр I

 Василий Дорофеевич, отец Ломоносова, характеризовался как человек энергичный, наблюдательный. По воспоминаниям современников- «простосовестен, с соседями обходителен», «по натуре добр», «весьма религиозен».Отец Ломоносова по взглядам был типичным помором: он считал, что мужчина в доме должен обеспечить достаток, еду, тепло. Поэтому Василий Дорофеевич занимался одновременно крестьянским трудом, рыбным и зверобойным промыслом, перевозкой грузов.   Елена Ивановна, мать Ломоносова, была хорошей хозяйкой и женой.. При заботливом уходе любящей матери ребёнок рос здоровым, смышлёным, вдумчивым. Михаил был очень привязан к матери, а её нередко скорбный образ глубоко запечатлелся в его душе. Мать отдавала ему всё своё тепло и заботу, как будто чувствовала близкую смерть. Беззаботное детство Миши закончилось в 1720 году, когда умерла Елена Ивановна. Детские воспоминания о матери Михаил Ломоносов хранил глубоко в себе.

Василий Дорофеевич, отец Ломоносова, характеризовался как человек энергичный, наблюдательный. По воспоминаниям современников- «простосовестен, с соседями обходителен», «по натуре добр», «весьма религиозен».Отец Ломоносова по взглядам был типичным помором: он считал, что мужчина в доме должен обеспечить достаток, еду, тепло. Поэтому Василий Дорофеевич занимался одновременно крестьянским трудом, рыбным и зверобойным промыслом, перевозкой грузов. Елена Ивановна, мать Ломоносова, была хорошей хозяйкой и женой.. При заботливом уходе любящей матери ребёнок рос здоровым, смышлёным, вдумчивым. Михаил был очень привязан к матери, а её нередко скорбный образ глубоко запечатлелся в его душе. Мать отдавала ему всё своё тепло и заботу, как будто чувствовала близкую смерть. Беззаботное детство Миши закончилось в 1720 году, когда умерла Елена Ивановна. Детские воспоминания о матери Михаил Ломоносов хранил глубоко в себе.

В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать.  Первым учител е м была его мама, которая познакомила его с буквами и цифрами, а потом настояла, чтобы сын был передан для полного обучения. В дальнейшем с ним занимался сосед  Иван Шубной и дьячок приходской церкви С.Н.Сабельников.    В 14 лет Ломоносов бегло читал , грамотно писал и  с амостоятельно изучил основные учебники того времени: «Грамматика» Меле н тия Смотрицкого; «Арифметика» Л.Ф. Магницкого; «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Именно эти книги Ломоносов называл «врата моей учености»
  • В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первым учител е м была его мама, которая познакомила его с буквами и цифрами, а потом настояла, чтобы сын был передан для полного обучения. В дальнейшем с ним занимался сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С.Н.Сабельников. 
  • В 14 лет Ломоносов бегло читал , грамотно писал и

с амостоятельно изучил основные учебники того времени:

«Грамматика» Меле н тия Смотрицкого;

«Арифметика» Л.Ф. Магницкого;

«Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

  • Именно эти книги Ломоносов называл «врата моей учености»

После смерти Елены Ивановны отец женился снова. Мачеха не любила приемного сына, не видела смысла в учебе и постоянно ругала его за сожженные свечи, при кот о рых Михайло читал .  Заниматься в родительском доме становилось все труднее .  Отец поощрял учебу сына, он хотел, чтобы тот продолжил его дело, стал рыбаком, помогал вести хозяйство. Но Михайло рвался к науке. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
  • После смерти Елены Ивановны отец женился снова. Мачеха не любила приемного сына, не видела смысла в учебе и постоянно ругала его за сожженные свечи, при кот о рых Михайло читал . Заниматься в родительском доме становилось все труднее .
  • Отец поощрял учебу сына, он хотел, чтобы тот продолжил его дело, стал рыбаком, помогал вести хозяйство. Но Михайло рвался к науке. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном.
  • В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном.
На третий день он догнал  обоз и упросил рыбаков  разрешить идти вместе  с ними. Через три недели Ломоносов  был в Москве, где он не знал  ни одного человека. В Москве его принимают в  Славя́но-Гре́ко-Лати́нск ую   Акаде́ми ю.
  • На третий день он догнал

обоз и упросил рыбаков

разрешить идти вместе

с ними.

  • Через три недели Ломоносов

был в Москве, где он не знал

ни одного человека.

  • В Москве его принимают в

Славя́но-Гре́ко-Лати́нск ую

Акаде́ми ю.

Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. Он существует на три копейки в день. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса .
  • Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. Он существует на три копейки в день. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса .
За пять лет он прошёл 13 летний курс школы и выучился латинскому и греческому языкам.  В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург , был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург .  Спустя некоторое время в числе троих лучших подготовленных студентов он был отправлен в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
  • За пять лет он прошёл 13 летний курс школы и выучился латинскому и греческому языкам.
  • В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург , был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург .
  • Спустя некоторое время в числе троих лучших подготовленных студентов он был отправлен в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
Учебный день Ломоносова в Марбургском университете  ( на основании рапорта в Академию наук от 15 октября 1738г.) 9-10 утра - занятия экспериментальной физикой 10-11 – рисование 11-12 - теоретическая физика 12-15 - перерыв на обед и короткий отдых 15-16 - занятия метафизикой 16-17 – занятия логикой.  Если сюда добавить уроки французского языка, фехтования, танцев, а также самостоятельную работу Ломоносова в области теории русского стиха, если учесть, что круг его чтения неизмеримо расширился в это время, то огромная загруженность Ломоносова в Марбурге станет очевидной .

Учебный день Ломоносова в Марбургском университете ( на основании рапорта в Академию наук от 15 октября 1738г.)

  • 9-10 утра - занятия экспериментальной физикой
  • 10-11 – рисование
  • 11-12 - теоретическая физика
  • 12-15 - перерыв на обед и короткий отдых
  • 15-16 - занятия метафизикой
  • 16-17 – занятия логикой.
  • Если сюда добавить уроки французского языка, фехтования, танцев, а также самостоятельную работу Ломоносова в области теории русского стиха, если учесть, что круг его чтения неизмеримо расширился в это время, то огромная загруженность Ломоносова в Марбурге станет очевидной .
Четыре с половиной года провел он в Германии основательно изучил экспериментальную и теоретическую физику философию и естественную историю горное дело и многие-многие другие научные дисциплины корпел в химических лабораториях, спускался в рудники, старательно изучал устройства применяемых механизмов, стоял у плавильных печей, учился у лучших специалистов в горнодобывающей промышленности и металлургии овладел немецким, французским и итальянским языками стал отличным рисовальщиком написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в полный голос заявил о своем поэтическом даре, переведя стихотворения Анакреона и Фенелона и сочинив «Оду на взятие Хотина», которая через сто лет побудила Белинского назвать его «отцом русской поэзии».
  • Четыре с половиной года провел он в Германии
  • основательно изучил экспериментальную и теоретическую физику
  • философию и естественную историю
  • горное дело и многие-многие другие научные дисциплины
  • корпел в химических лабораториях, спускался в рудники, старательно изучал устройства применяемых механизмов, стоял у плавильных печей, учился у лучших специалистов в горнодобывающей промышленности и металлургии
  • овладел немецким, французским и итальянским языками
  • стал отличным рисовальщиком
  • написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в полный голос заявил о своем поэтическом даре, переведя стихотворения Анакреона и Фенелона и сочинив «Оду на взятие Хотина», которая через сто лет побудила Белинского назвать его «отцом русской поэзии».
В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Ему дают небольшую должность в лаборатории химии. Через четыре года ученый читает лекции студентам, много времени проводит за исследованиями в области химии и физики . Он выпустил огромное количество своих работ на латинском языке, за что получил уважение в ученых кругах. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет . Михаил Васильевич добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
  • В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Ему дают небольшую должность в лаборатории химии. Через четыре года ученый читает лекции студентам, много времени проводит за исследованиями в области химии и физики . Он выпустил огромное количество своих работ на латинском языке, за что получил уважение в ученых кругах.
  • В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет . Михаил Васильевич добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
МГУ  им.  М.В.Ломоносова  в  Москве

МГУ им. М.В.Ломоносова в Москве

Заслуги  Ломоносова Любимая наука – химия . Он создал химическую лабораторию в Петербурге; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Он любил наблюдать за звездами, совершенствовал телескоп; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Развивал русскую картографию; Занимался историей древних славян; Усовершенствовал русский язык; Провел реформу стихосложения; Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины (

Заслуги Ломоносова

  • Любимая наука – химия . Он создал химическую лабораторию в Петербурге;
  • Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
  • Он любил наблюдать за звездами, совершенствовал телескоп;
  • Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
  • Развивал русскую картографию;
  • Занимался историей древних славян;
  • Усовершенствовал русский язык;
  • Провел реформу стихосложения;
  • Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
  • Открыл первый российский университет в Москве.
Мозаика «Пётр 1» Мозаика «Полтавская битва»

Мозаика «Пётр 1»

Мозаика «Полтавская битва»

Путь М.В. Ломоносова в науку  оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности. Памятник М.В.Ломоносову на родине

Путь М.В. Ломоносова в науку

оказался тернистым,

но очень интересным и ярким.

Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности

и невероятной трудоспособности.

Памятник М.В.Ломоносову на родине

Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре

Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре

Обращение М. В. Ломоносова к потомкам “ О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”.

Обращение М. В. Ломоносова к потомкам

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!