СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живописно-графическая диагностика для проверки сформированности творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается живописно-графическая диагностика, которая позволит определить уровень творческих способностей у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Живописно-графическая диагностика для проверки сформированности творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста»

ЖИВОПИСНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анищенко Л.В. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Армянска


Методика Р. С. Немова, адаптированная для обучающихся младшего школьного возраста для определения уровня готовности к творческой изобразительной деятельности.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, гуашевые краски, кисти.

Ход выполнения задания.

1. Проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспоминали и обсуждали, на что или на кого похожи силуэты гор, облака на небе, деревья, дома, машины и т. д.).

2. Каждый учащийся получил альбомный лист с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов: ствол с одной веткой, круг и квадрат, кружок – голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.).

  1. Предлагалось дорисовать каждую из фигур так, чтобы получился образ.

  2. Учащиеся рисовали задуманные образы в карандаше.

  3. Учащиеся выполняли композицию в цвете.

В связи с этим были выработаны критерии.

Для проверки сформированности творческих способностей использовали критерии, которые определяли:

– активность и эмоциональность учащегося при восприятии задания, желание создавать новое;

– умение изображать оригинальное, способность отражать впечатления в пластике рисунка на стадии замысла и компоновки изображений;

– использование средств выразительности на стадии прорисовки композиции в карандаше;

– колористическое решение композиции на стадии выполнения в цвете.

Предварительные наблюдения показали, что часть учащихся не понимает задание на построение образа с использованием данного элемента, дорисовывает его схематично, контурно, лишенное деталей, локальный цвет используется без домешивания других цветов. Другие учащиеся изображая отдельный объект, уже включают его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто дом, а домик на курьих ножках), где преобладает локальный цвет, но отдельные элементы, фрагменты проработаны с домешиванием других цветов. У некоторых школьников заданная фигура используется качественно по-новому. Если у предыдущих учащихся она выступает как основная часть изображения, которую рисовал учащийся (кружок – голова и т. д.), то у этих учащихся теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Локальный цвет встречается, но в отдельных элементах, цветовые пятна композиции проработаны с домешиванием других цветов.

Критерии соответствовали этапам выполнения задания и диагностической методике. Критерии фиксировались в протоколе обследования и оценивались по трехбальной шкале.

Критерии оценивания диагностической работы представлены в таблице

Критерии оценивания диагностической работы

Критерий

max

Количество баллов

1

2

3

1

2

3

4

5

6

1.

Активность и эмоциональность учащегося при восприятии задания, желание создавать новое.

3

С трудом воспринимает задание, с признаками вялости, пассивности, отсутствует желание фантазировать.

Активно и эмоционально воспринимает задание, но не уверен в выборе сюжета (образа), так как нуждается в помощи со стороны педагога.

Активно и эмоционально воспринимает задание, охотно фантазирует, не нуждается в помощи со стороны педагога.

2.

Умение изображать оригинальное, способность отражать впечатления в пластике рисунка на стадии замысла и компоновки изображений

3

Не может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, использует шаблонные, традиционные изображения-штампы.

Может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, но

ориентируется на действия других учащихся

Может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, не ориентируется на действия других учащихся.

3.

Использование средств выразительности на стадии прорисовки композиции в карандаше

3

Рисунок содержит не значительные средства выразительности – линии однообразные, не соответствуют создаваемому образу, форма изображений не отвечает выразительности композиции.

Рисунок содержит средства выразительности

– линии не однообразные, соответствуют создаваемому образу, но не выражают пластику образа, форма изображений частично отвечает выразительности композиции.

Рисунок

содержит

средства выразительности – линии не однообразные, соответствуют создаваемому образу, выражают пластику образа, форма изображений отвечает выразительности композиции.


4.

Колористическое решение композиции на стадии выполнения в цвете


В композиции не используется замешанный цвет, цветовая гамма не отвечает выразительности композиции.


В композиции используется замешанный цвет, но встречается раскраска локальным цветом, цветовая гамма частично отвечает выразительности композиции.

В композиции преобладает замешанный цвет, цветовая гамма отвечает выразительности композиции.



Названные критерии позволили выделить следующие уровни сформированности творческих способностей учащихся: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень (1–4 балла). Учащийся с трудом воспринимает задание, с признаками вялости, пассивности, отсутствует желание фантазировать; не может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, использует шаблонные, традиционные изображения-штампы; его рисунок содержит не значительные средства выразительности – линии однообразные, не соответствуют создаваемому образу, форма изображений не отвечает выразительности композиции; в композиции не используется замешанный цвет, цветовая гамма не отвечает выразительности композиции.

Средний уровень (5–8 баллов). Учащийся активно и эмоционально воспринимает задание, но не уверен в выборе сюжета (образа), так как нуждается в помощи со стороны педагога; может оригинально отражать впечатления  в  пластике  рисунка, но ориентируется на действия других уча-щихся; рисунок содержит средства выразительности –  линии не однообразные, соответствующие создаваемому образу, но не выражают пластику образа, форма изображений частично отвечает выразительности композиции; в композиции использует замешанный цвет, но встречается раскраска локальным цветом, цветовая гамма частично отвечает выразительности композиции.

Высокий уровень (9–12 баллов). Учащийся активно и эмоционально воспринимает задание, охотно фантазирует, не нуждается в помощи со стороны педагога, может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, не ориентируется на действия других учащихся, его рисунок содержит средства выразительности –  линии не однообразные, соответствующие создаваемому образу, которые выражают пластику образа, форма изображений отвечает выразительности композиции, преобладает замешанный цвет, цветовая гамма отвечает выразительности композиции.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!