Просмотр содержимого документа
«Живопись импрессионизма (МХК, 11 класс)»
Импрессионисты
• Э. Мане
• Э. Дега
• К. Моне
• О. Ренуар
• А. Сислей
• К. Писсарро
• Г. Кайботт
• Б. Моризо
Начало импрессионизма
- Начало в 1874 г. - Париж. Первая выставка импрессионистов
- Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов - «Салон Отверженных»
- Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» — «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»
- Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г.
- Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей
- Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.
Э.Моне «Впечатление. Восход солнца»
Французский импрессионизм
- Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие.
- Импрессионисты — основоположники современного искусства . Они установили прямую связь между глазом живописца и светом .
- Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни
- Влияние света и воздуха на формы и тона предметов - одно из основных требований, предъявленных к картине.
- Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж ,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз.
- Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится
Французский импрессионизм
• Этюд как законченное произведение . Перестановка акцента: то, что раньше казалось этюдом, заготовкой, стало целью их живописи.
- Сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких
стадий работы в один непрерывный процесс.
• Освещение – ключевое понятие . По возможности запечатлеваются те скоропреходящие оттенки, которые создает быстро меняющееся освещение.
• Работа на пленере – открытом воздухе, а не в студии.
• Очень быстрая манера письма . Такой метод изменил темпы их
работы, писать надо было быстро. Следствием этого явилась
подвижная импульсивная фактура их живописи.
• Влияние фотографии . Взяли из фотографии — ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план
• Влияние японского искусства (гравюра).
Техника и метод импрессионистов
- Свет – главный герой их живописи
- Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» - основа пленэрной живописи импрессионистов.
- Свет стал равноправен сюжету . Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении.
- Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, "произвольные" срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины.
- Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения.
- Картина как фрагмент натуры , словно увиденного в окно или, по определению Дега, "подсмотренного через замочную скважину".
Техника и метод импрессионистов
- Нет предварительного рисунка .
- Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует ;
- глубина не передаётся перспективой,
- Преимущество живым цветам солнечного спектра .
- Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру.
- Разложение сложных тонов на чистые цвета.
- Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного
смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно
системе оптического смешения;
- Мазки разнообразной формы .
- Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.
Эдуард Мане
- Пренебрегает светскими условностями, общепринятыми идеалами красоты
«Завтрак на траве»
- Открывает подлинную красоту в повседневном течении жизни.
«Балкон»
- Придает поэтичности обычному, реальному образу
«Олимпия»
Э.Мане. Завтрак на траве
Э.Мане. Балкон
Э.Мане. Олимпия
Клод Моне
- Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу пленера и характерную для данного направления технику.
- Мир, погруженный в воздушную среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен.
«Бульвар Капуцинок»
- Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года.
«Руанский собор»
«Кувшинки»
- Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.
К. Моне. Бульвар Капуцинок
К. Моне Кувшинки
К. Моне.
Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень.
К. Моне.
Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете
К. Моне.
Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.
Камилл Писсарро
- Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность – в повседневном.
«Жатва»
- Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках, и в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня.
«Бульвар Монмартр»
К. Писсарро. Жатва
К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце
К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь
К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.
Огюст Ренуар
- «Живописец счастья»
- Истинное призвание – изображение человека
- Образы построены на гармоничных, чистых, мажорных красочных сочетаниях
«Портрет Жанны Сомари»
- Человек – неотрывная, самая прекрасная часть природы
«Завтрак Гребцов»
О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари
О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари
О. Ренуар. Завтрак гребцов
Эдгар Дега
- Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры.
- Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда.
«Голубые танцовщицы»
«Гладильщицы»
«Скаковые лошади перед трибуной»
- Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны
«Абсент»
Э.Дега. Голубые танцовщицы
Э. Дега. Гладильщицы
Э. Дега. Абсент
Подготовить сообщение – биографию одного из представителей импрессионизма