СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женская мода высшего сословия при Петре I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Женская мода высшего сословия при Петре I" была подготовлена для научно-практической конференции обучающейся 9 А класса Демидюк Кирой. Она хотела показать какой была мода до Петровских времен и какие изменения произошли при Петре I.

Просмотр содержимого документа
«Женская мода высшего сословия при Петре I»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 41» Женская мода высшего сословия при Петре I  Руководитель проекта: учитель истории МБОУ «СОШ № 41», Самкова Светлана Васильевна Авторы проекта:  Демидюк Кира Сергеевна, 9 А класс Курган, 2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Женская мода высшего сословия при Петре I

Руководитель проекта: учитель истории МБОУ

«СОШ № 41», Самкова Светлана Васильевна

Авторы проекта: Демидюк Кира Сергеевна, 9 А класс

Курган, 2024

Актуальность проекта :    Повышение интереса к нововведениям Петра I в быту, к костюмам и внешности людей новой эпохи.

Актуальность проекта :

Повышение интереса к нововведениям Петра I в быту, к костюмам и внешности людей новой эпохи.

Цель работы :   1.Исследовать какие изменения в женской одежде произошли при Петре I. 2. Сравнить какой гардероб был у женщин до Петровской эпохи и при Петре I. 3.Проверить можно ли сейчас носить женский гардероб Петровской эпохи. 4.Показать на образце женский костюм.

Цель работы :

  • 1.Исследовать какие изменения в женской одежде произошли при Петре I.
  • 2. Сравнить какой гардероб был у женщин до Петровской эпохи и при Петре I.
  • 3.Проверить можно ли сейчас носить женский гардероб Петровской эпохи.
  • 4.Показать на образце женский костюм.
 Задачи :    1.Изучить необходимую информацию, о том  как выглядел женский  костюм до Петра I, для чего нужны  были изменения в одежде, сравнить одежду до Петра I и при нём. 2.Проанализировать можно ли носить сейчас предметы гардероба Петровской эпохи. 3.Создать макет женского платья и причёски. 4.Создать для куклы одежду Петровской эпохи.

Задачи :

1.Изучить необходимую информацию, о том

как выглядел женский костюм до Петра I, для чего нужны были изменения в одежде, сравнить одежду до Петра I и при нём.

2.Проанализировать можно ли носить сейчас предметы гардероба Петровской эпохи.

3.Создать макет женского платья и причёски.

4.Создать для куклы одежду Петровской эпохи.

Объект  и предмет исследования Женская мода эпохи Петра I

Объект и предмет исследования

Женская мода эпохи Петра I

Гипотеза:  Могут ли современные модницы использовать предметы из гардероба Петровской эпохи?

Гипотеза:

Могут ли современные модницы использовать предметы из гардероба Петровской эпохи?

Этапы работы над проектом  1.Выбор темы проекта. Разработка гипотезы.  2.Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач. Определение последовательности и сроков работы. Поиск и сбор информации.  3.Оформление проекта.  4.Защита проекта. (Конечный продукт-презентация, кукла с одеждой, макет костюма).

Этапы работы над проектом

1.Выбор темы проекта. Разработка гипотезы.

2.Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач. Определение последовательности и сроков работы. Поиск и сбор информации.

3.Оформление проекта.

4.Защита проекта. (Конечный продукт-презентация, кукла с одеждой, макет костюма).

Введение    На уроках истории мы узнали о первом российском императоре Петре I. О том, как он правил нашей страной, какие реформы провел и как сделал Россию великой державой. Он провел свои реформы в быту. При Петре I изменился русский костюм.  Костюм–богатое историко-культурное наследие, несущее в себе обширную информацию об эпохе, обычаях и нравах, моде и традициях, тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни. В костюме сфокусирован эстетический идеал определенного времени и вместе с тем, он ярко характеризует личность владельца. Мы решили узнать, какие как изменились костюмы эпохи Петра I .  Многие историки понятие моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Введение

На уроках истории мы узнали о первом российском императоре Петре I. О том, как он правил нашей страной, какие реформы провел и как сделал Россию великой державой. Он провел свои реформы в быту. При Петре I изменился русский костюм.

Костюм–богатое историко-культурное наследие, несущее в себе обширную информацию об эпохе, обычаях и нравах, моде и традициях, тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни. В костюме сфокусирован эстетический идеал определенного времени и вместе с тем, он ярко характеризует личность владельца. Мы решили узнать, какие как изменились костюмы эпохи Петра I .

Многие историки понятие моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Суть реформ  В конце августа 1699 года царский указ Петра I запретил старый русский костюм.  Преимущества европейского платья были очевидны: более короткое, лёгкое, удобное, оно было лучше приспособлено для активной жизни.  Женщины должны были переодеться в европейское платье с 1 января 1701 года. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье – на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.

Суть реформ

В конце августа 1699 года царский указ Петра I запретил старый русский костюм.

Преимущества европейского платья были очевидны: более короткое, лёгкое, удобное, оно было лучше приспособлено для активной жизни.

Женщины должны были переодеться в европейское платье с 1 января 1701 года. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье – на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.

Женский костюм

Женщинам переход на европейскую моду дался тяжело. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье.

В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это надевалось на льняную сорочку. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе Петра у них не было.

 До Петра I При Петре I

До Петра I При Петре I

Верхняя одежда до Петра I

  • Распашная телогрея – это самая популярная верхняя одежда «до пят» с рукавами ниже подола с отверстиями в проймах, куда просовывались руки (поэтому рукава или висели вдоль тела, или завязывались позади».
  • Шубка надевалась через голову, длина доходила до пят, имелся маленький разрез на груди и одна пуговица. Праздничные шубки были распашными, кроились из бархатных венецианских тканей и украшались золотным кружевом, сверху накладывался круглый воротник-ожерелье, усыпанный жемчугом и каменьями. Такие украшения-накладки частенько передавали по наследству.
  • Летник отличался особым кроем рукавов. Длина такого рукава равнялась 2/3 длины самого летника, а ширина рукава – её половине. Их украшали вошвами из тяжёлой парчи, а также шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими дробинками. Чтобы они держали объём и не мялись, их укрепляли рыбьим клеем.
  • Летняя выходная одежда – опашень или охабень – это платье на пуговицах, похожее по крою на телогрею, но более просторное. Рукава доходили до пят и имели прорези чуть ниже плеч, куда просовывали руки. К опашню пристегивался воротник-ожерелье, а зимой добавлялась меховая оторочка и пришивалась меховая подкладка.
Дамское платье представляло из себя наряд с открытыми руками, поэтому зимой его утепляли ватином. Чтобы не просудиться, девушки использовали закрывающие плечи аксессуары. Так дамы носили пелерины, мантильи, редингтоны и спенсеры. Представительницы высшего общества не снимали верхнюю одежду даже в гостях. Верхняя одежда при Петре I
  • Дамское платье представляло из себя наряд с открытыми руками, поэтому зимой его утепляли ватином. Чтобы не просудиться, девушки использовали закрывающие плечи аксессуары. Так дамы носили пелерины, мантильи, редингтоны и спенсеры. Представительницы высшего общества не снимали верхнюю одежду даже в гостях.

Верхняя одежда при Петре I

Ткани  Ткани до Петровской эпохи -это парча, бархат, атлас, тафта Ткань Петровской эпохи сильно отличается от современных фабричных сукон, шелков и льна. Видов тканей было множество- домотканая шерсть, домотканый или фабричный лен, натуральный шелк и так называемый «дикий» шелк. Функцию легкой летней ткани в петровский период, выполняли хлопчатобумажные и шелковые сорта ткани.  Дорогие ткани, используемые знатью, зафиксированы в перечнях имущества, например:  «штука парчи золотной, с серебряными травами по синей земле, парча золотная по малиновой земле, штоф шелковый цветной по коричневой земле, штоф шелковый полосатый, штоф цветной шелковый по красной земле, штоф шелковый цветной по малиновой земле»

Ткани

  • Ткани до Петровской эпохи -это парча, бархат, атлас, тафта Ткань Петровской эпохи сильно отличается от современных фабричных сукон, шелков и льна. Видов тканей было множество- домотканая шерсть, домотканый или фабричный лен, натуральный шелк и так называемый «дикий» шелк. Функцию легкой летней ткани в петровский период, выполняли хлопчатобумажные и шелковые сорта ткани.
  • Дорогие ткани, используемые знатью, зафиксированы в перечнях имущества, например:
  • «штука парчи золотной, с серебряными травами по синей земле, парча золотная по малиновой земле, штоф шелковый цветной по коричневой земле, штоф шелковый полосатый, штоф цветной шелковый по красной земле, штоф шелковый цветной по малиновой земле»
 Женский комплект до Петра I 1-й слой – это нижняя и верхняя рубахи из полотна белого цвета (отсюда и само слово «бельё») со шнурком для стягивания на вороте и длинными (до 6 метров) рукавами, которые сборились, и потому защищали от холода. Верхняя рубаха надевалась поверх нижней, шилась из шёлка (красного цвета и его оттенков) и носилась с поясом. 2-й слой – это верхняя домашняя одежда, а 3-й – уличная, выходная. Представлены они одними и теми же предметами гардероба, но по-разному отделанными и утеплёнными. Телогрея, шубка, летник, опашень (или охабень) носились поверх 1-го слоя и шились из импортных тяжёлых тканей на синих, красных, брусничных, жёлтых, алых, зелёных подкладках.

Женский комплект до Петра I

  • 1-й слой – это нижняя и верхняя рубахи из полотна белого цвета (отсюда и само слово «бельё») со шнурком для стягивания на вороте и длинными (до 6 метров) рукавами, которые сборились, и потому защищали от холода. Верхняя рубаха надевалась поверх нижней, шилась из шёлка (красного цвета и его оттенков) и носилась с поясом.
  • 2-й слой – это верхняя домашняя одежда, а 3-й – уличная, выходная. Представлены они одними и теми же предметами гардероба, но по-разному отделанными и утеплёнными. Телогрея, шубка, летник, опашень (или охабень) носились поверх 1-го слоя и шились из импортных тяжёлых тканей на синих, красных, брусничных, жёлтых, алых, зелёных подкладках.
Комплект с юбкой, корсетом и бастрогом    Представления Петра о моде и одежде во многом сформировались под впечатлением от любимой Голландии, русским северным аналогом которой и должен был стать Санкт-Петербург. Соответственно и женский костюм вероятно должен был напоминать Царю европейских барышень. Немецкий и голландский костюм горожанок, как и в других странах Северной Европы, был достаточно простым, он состоял из: а) рубашки, б) корсета, в) нижней юбки, г) верхней юбки, д)«бострога» (жакета), е) чулок, ж) передника, з) карманов, и) чепца.

Комплект с юбкой, корсетом и бастрогом

Представления Петра о моде и одежде во многом сформировались под впечатлением от любимой Голландии, русским северным аналогом которой и должен был стать Санкт-Петербург. Соответственно и женский костюм вероятно должен был напоминать Царю европейских барышень. Немецкий и голландский костюм горожанок, как и в других странах Северной Европы, был достаточно простым, он состоял из: а) рубашки, б) корсета, в) нижней юбки, г) верхней юбки, д)«бострога» (жакета), е) чулок, ж) передника, з) карманов, и) чепца.

Рубаха    Рубашка шилась из льняного полотна или тонкой хлопчатобумажной ткани. Ворот мог иметь форму овала или каре. Рукава могли быть короткими или длинными, подмышками имели ластовицу; на манжете и плече - сборки. Рубашка с клиньями по бокам доходила до щиколотки.  Использовалась и в до Петровское время и при Петре I.

Рубаха

Рубашка шилась из льняного полотна или тонкой хлопчатобумажной ткани. Ворот мог иметь форму овала или каре. Рукава могли быть короткими или длинными, подмышками имели ластовицу; на манжете и плече - сборки. Рубашка с клиньями по бокам доходила до щиколотки.

Использовалась и в до Петровское время и при Петре I.

  Юбки     Поверх рубахи надевалась нижняя, полотняная, юбка длиной до щиколотки.  Вторая, верхняя юбка, шилась из полотняной, хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани . По цвету ткань была однотонной. Юбки могли украшаться вышивкой или выстеганными геометрическими либо растительными узорами.  Шилась юбка из нескольких прямоугольных полотнищ. Сзади и по бокам на стыке полотнищ верхней юбки оставлялись небольшие разрезы для доступа к карманам. На концах пояса выметываются отверстия для продевания завязки.  Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

Юбки

Поверх рубахи надевалась нижняя, полотняная, юбка длиной до щиколотки.

Вторая, верхняя юбка, шилась из полотняной, хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани . По цвету ткань была однотонной. Юбки могли украшаться вышивкой или выстеганными геометрическими либо растительными узорами.

Шилась юбка из нескольких прямоугольных полотнищ. Сзади и по бокам на стыке полотнищ верхней юбки оставлялись небольшие разрезы для доступа к карманам. На концах пояса выметываются отверстия для продевания завязки.

Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

Карманы    При Петре I появились карманы. На тесемках на поясе поверх нижней юбки носился один, а иногда два навесных кармана из полотна или хлопковой ткани. Карман мог украшаться вышивкой растительными узорами или жанровыми сценками .

Карманы

При Петре I появились карманы. На тесемках на поясе поверх нижней юбки носился один, а иногда два навесных кармана из полотна или хлопковой ткани. Карман мог украшаться вышивкой растительными узорами или жанровыми сценками .

Фартук    При Петре I поверх юбки мещанками носился прямоугольный фартук, который в меру материальных возможностей хозяек мог украшаться полосками ткани или кружевом.

Фартук

При Петре I поверх юбки мещанками носился прямоугольный фартук, который в меру материальных возможностей хозяек мог украшаться полосками ткани или кружевом.

Женское платье  Женский костюм — приталенный силуэт и широкие юбки  Поверх платья женщины надевали робу – название этой верхней одежды произошло от французского

Женское платье

Женский костюм — приталенный силуэт и широкие юбки

Поверх платья женщины надевали робу – название этой верхней одежды произошло от французского "robe" – "платье". После петровской реформы роба заменила традиционные русские летники и опашни. Роба представляла собой длинное распашное платье, которое в начале века было принято расшивать и украшать камнями, кружевом и цепочками сверх всякой меры. По степени богатства и роскоши робы судили о знатности ее обладательницы. В стремлении продемонстрировать социальное положение и близость ко двору женщины не боялись выглядеть вычурно: позже Екатерина II даже распорядилась соблюдать простоту кроя и декора и не использовать кружево шире девяти сантиметров. При Петре же нарядам была свойственна чрезмерная торжественность и величественность: с появлением новых платьев стало модным как можно обильнее украшать себя драгоценностями.

 Последовательность одевания костюма а) чулки и рубаха; б) корсаж и нижняя юбка; в) корсаж с платком и карман.

Последовательность одевания костюма а) чулки и рубаха; б) корсаж и нижняя юбка; в) корсаж с платком и карман.

Корсет    Для женского силуэта Петровской эпохи характерна изящная форма торса, которую придавали корсеты, усиленные «костями» из различных материалов: китовый ус, ивовые или металлические прутья. Довольно открытую грудь прикрывали драпированным платком из белой ткани. Имущественное и сословное различие, естественно, сказывалось и на качестве тканей и на фасонах. Лиф, жакет и верхняя юбка, шились из шерсти темных, коричневых оттенков или плотного толстого полотна. Так же следует помнить о контрастности цветов ткани в одежде жительниц Голландии и Прибалтийских провинций. Жакет (бострог) и юбку иногда шили из разных контрастных по цвету тканей, нижняя юбка была иного цвета чем верхняя.

Корсет

Для женского силуэта Петровской эпохи характерна изящная форма торса, которую придавали корсеты, усиленные «костями» из различных материалов: китовый ус, ивовые или металлические прутья. Довольно открытую грудь прикрывали драпированным платком из белой ткани. Имущественное и сословное различие, естественно, сказывалось и на качестве тканей и на фасонах. Лиф, жакет и верхняя юбка, шились из шерсти темных, коричневых оттенков или плотного толстого полотна. Так же следует помнить о контрастности цветов ткани в одежде жительниц Голландии и Прибалтийских провинций. Жакет (бострог) и юбку иногда шили из разных контрастных по цвету тканей, нижняя юбка была иного цвета чем верхняя.

Украшения до Петра l   Украшения и аксессуары – это, в первую очередь, подвесные украшения, заимствованные из византийской традиции (рясны - длинные нити жемчуга, драгоценных камней и золотых подвесок в 2-4 ряда), колты, перстеньки, накладные ожерелья и запястья, браслеты. Обязательный аксессуар девушки и замужней женщины – это богато вышитый и декорированный платок-ширинка на всякий случай жизни. У Евдокии Лукьяновны (бабушки Петра I) их было 19!

Украшения до Петра l

  • Украшения и аксессуары – это, в первую очередь, подвесные украшения, заимствованные из византийской традиции (рясны - длинные нити жемчуга, драгоценных камней и золотых подвесок в 2-4 ряда), колты, перстеньки, накладные ожерелья и запястья, браслеты.
  • Обязательный аксессуар девушки и замужней женщины – это богато вышитый и декорированный платок-ширинка на всякий случай жизни. У Евдокии Лукьяновны (бабушки Петра I) их было 19!
Украшения при Петре I  Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, пряжками для платьев и обуви. Вместе с висящими жемчужными нитями теперь стали носить склаваж – украшение на тканевой повязке, которую завязывали высоко на шее.

Украшения при Петре I

Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, пряжками для платьев и обуви. Вместе с висящими жемчужными нитями теперь стали носить склаваж – украшение на тканевой повязке, которую завязывали высоко на шее.

Головной убор до Петровской эпохи

  • Головные уборы до Петра I различались в зависимости от семейного положения. Замужние женщины волосы прятали, а девочки и девушки ходили простоволосыми . Они носили налобную ленту (коруну), а волосы либо завивали в кудри, либо заплетали в косу и украшали накосником и лентами. Всё это украшалось жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями и кружевом. Замужним женщинам с непокрытой головой можно было появляться только в кругу дам или в присутствии мужа. В остальных случаях они прятали волосы под шапочку-волосник. Поверх волосника надевали кику, к ней подвешивали височные украшения (колты или рясны).
  • На богомолье надевали белую фетровую шляпу с высокой тульёй и полями, а зимой – шапку. Зимние шапки с высокой тульёй тоже богато украшались жемчугом, каменьями и опушались мехом. Бывали они двух видов: треух (с тремя ушами и мехом внутрь) или каптур (шапка с круглым верхом и меховым очельем, защищавшим от стужи и ветра лоб и плечи). Поверх всего этого надевался лёгкий платок-убрус из полотна или шёлка, скреплённый булавками или «занозками».
Головной убор при Петре I  Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты.

Головной убор при Петре I

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты.

Чулки  До Петра I носили и шёлковые разноцветные чулки (лёгкие или тёплые – на меховой подкладке), которые покупали у иностранных купцов.  При Петре I в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.  Чулки бывали вязаные или шитые, шерстяные, полотняные или, «реже», шелковые. Будучи в длину выше колена, чулки подвязывались под коленом подвязками- кожаными или матерчатыми ремешками или лентами, которые могли быть пришиты к чулку.

Чулки

До Петра I носили и шёлковые разноцветные чулки (лёгкие или тёплые – на меховой подкладке), которые покупали у иностранных купцов.

При Петре I в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.

Чулки бывали вязаные или шитые, шерстяные, полотняные или, «реже», шелковые. Будучи в длину выше колена, чулки подвязывались под коленом подвязками- кожаными или матерчатыми ремешками или лентами, которые могли быть пришиты к чулку.

Внешность до Петра I Макияж носили основательный: лицо белили, брови сурьмили, чтобы были «соболиные», щёки румянили, а губы красили помадами. В основном использовали импортную косметику или её аналоги (к примеру, свеклу, уголь), а со временем частично наладили производство в кремлёвской Аптечной палате.

Внешность до Петра I

  • Макияж носили основательный: лицо белили, брови сурьмили, чтобы были «соболиные», щёки румянили, а губы красили помадами. В основном использовали импортную косметику или её аналоги (к примеру, свеклу, уголь), а со временем частично наладили производство в кремлёвской Аптечной палате.
Внешность при Петре I  Женщины старательно меняли свою внешность. На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе - «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также невербально общались с помощью вееров — они тоже стали модны.

Внешность при Петре I

Женщины старательно меняли свою внешность. На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе - «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также невербально общались с помощью вееров — они тоже стали модны.

Причёска    На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.  При Петре большинство дам стали завивать волосы волнами и распускать их на плечи и спину. Образцом красоты считалось открытое лицо, поэтому ни челок, ни локонов, свисавших на лоб, в то время не носили. Со временем для сооружения сложных причесок потребовались парики и шиньоны, шпильки и специальные каркасы для волос, которые везли из-за границы и приобретали за немалые деньги.

Причёска

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

При Петре большинство дам стали завивать волосы волнами и распускать их на плечи и спину. Образцом красоты считалось открытое лицо, поэтому ни челок, ни локонов, свисавших на лоб, в то время не носили. Со временем для сооружения сложных причесок потребовались парики и шиньоны, шпильки и специальные каркасы для волос, которые везли из-за границы и приобретали за немалые деньги.

Обувь  Обувь до Петровской эпохи- башмачки на высоком каблуке, чоботы – полусапожки с низким голенищем, прямым или загнутым вверх носком , а дома – ичетыги. Шилась обувь кожи, плотной или мягкой, обшивалась жемчугом, каменьями, покрывалась вышивкой; подошвы подбивались мелкими гвоздиками, а каблуки – железными скобками.   При Петре I в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке – до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.

Обувь

Обувь до Петровской эпохи- башмачки на высоком каблуке, чоботы – полусапожки с низким голенищем, прямым или загнутым вверх носком , а дома – ичетыги. Шилась обувь кожи, плотной или мягкой, обшивалась жемчугом, каменьями, покрывалась вышивкой; подошвы подбивались мелкими гвоздиками, а каблуки – железными скобками.

При Петре I в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке – до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.

Изменения в костюме  По замечаниям послов и их приближенных, присутствовавших на крупных балах начала века, к 1710 году русские дворянки уже

Изменения в костюме

По замечаниям послов и их приближенных, присутствовавших на крупных балах начала века, к 1710 году русские дворянки уже "правильно" красились и причесывались, не уступая европейским дамам. Однако последнему слову моды следовали далеко не все. И если придворные дамы блистали изысканными платьями и драгоценностями, то обычные дворяне чаще всего выглядели не так нарочито торжественно, хотя и носили платья на европейский манер. Строже всего следовали моде в Петербурге, чуть менее – в Москве, за столичными жителями пытались угнаться мелкопоместные дворяне. Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду из холстины и других дешевых материалов. Рубаха, сарафан, телогрея, шуба – гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

Женская одежда  (сравнительный анализ)    До  Петра Одежда При  Петре  I свободное платье, застегнутое  до  шеи Верхняя одежда платье с узкой талией, корсетом, пышной юбкой(фижмой)  большим  вырезом  на  груди Телогрея, шубка, летник, опашень Головные уборы Обувь кокошники,  кика,  повойники пелерины, мантильи, редингтоны, спенсеры чепец, парики,шляпы сапожки Украшения туфли налобные повязки, многоцветные бусы, серьги, кольца детали-ожерелья,  диадемы, браспелерины, мантильи, редингтоны и спенсеры. леты,  пояса,  пряжки,  склаваж

Женская одежда (сравнительный анализ)

До Петра

Одежда

При Петре I

свободное платье, застегнутое до шеи

Верхняя одежда

платье с узкой талией, корсетом, пышной юбкой(фижмой) большим вырезом на груди

Телогрея, шубка, летник, опашень

Головные уборы

Обувь

кокошники, кика, повойники

пелерины, мантильи, редингтоны, спенсеры

чепец, парики,шляпы

сапожки

Украшения

туфли

налобные повязки, многоцветные бусы, серьги, кольца

детали-ожерелья, диадемы,

браспелерины, мантильи, редингтоны и спенсеры. леты, пояса, пряжки, склаваж

Заключение  В ходе исследования, мы выяснили, что преобразования Петра I, его указы коренным образом изменили стиль одежды в начале XVIII века. Женский костюм подвергся изменением, появились такие элементы как: корсет, широкая юбка, фижма, чулки, костюм для верховой езды, многочисленные украшения и детали. Одежда стала неудобной, требовалась помощь, чтобы одеться. Мы создали макет одежды и доказали гипотезу. Современные модницы могут использовать корсет и фижму для свадебного платья, перчатки, чулки, парики, склаваж, ожерелья, диадемы, платки и другие детали гардероба.

Заключение

В ходе исследования, мы выяснили, что преобразования Петра I, его указы коренным образом изменили стиль одежды в начале XVIII века. Женский костюм подвергся изменением, появились такие элементы как: корсет, широкая юбка, фижма, чулки, костюм для верховой езды, многочисленные украшения и детали. Одежда стала неудобной, требовалась помощь, чтобы одеться. Мы создали макет одежды и доказали гипотезу. Современные модницы могут использовать корсет и фижму для свадебного платья, перчатки, чулки, парики, склаваж, ожерелья, диадемы, платки и другие детали гардероба.

Литература и интернет-источники 1.Мода при Петре I: французская роба и немецкий шлафрок https://ria.ru/Tsarist_Russia/20130411/929112694.html 2.Русский костюм XVIII века. Петровские реформы http://rusnardom.ru/russkiy-kostyum-xviii-veka-petrovskie-  reformyi / 3.Коллекция Эрмитажа «Гардероб Петра I» https://kudago.com/spb/event/garderob-petra-ermitazh-spb/ 4.Как одевались при Петре I: шесть интересных фактов о моде петровской эпохи https://www.ufa.kp.ru/daily/26180/3069850 5.Мода в России. https://s-t-o-l.com/material/39634-izmenchivaya-moda-v-rossii-kokoshnik-kyuloty-kamzol / 6.Модная революция. https ://www.ridus.ru/modnaya-revolyuciya--zachem-petru-i-ponadobilos-pereodevat-russkih-176093.html

Литература и интернет-источники

1.Мода при Петре I: французская роба и немецкий шлафрок https://ria.ru/Tsarist_Russia/20130411/929112694.html

2.Русский костюм XVIII века. Петровские реформы http://rusnardom.ru/russkiy-kostyum-xviii-veka-petrovskie- reformyi /

3.Коллекция Эрмитажа «Гардероб Петра I» https://kudago.com/spb/event/garderob-petra-ermitazh-spb/

4.Как одевались при Петре I: шесть интересных фактов о моде петровской эпохи https://www.ufa.kp.ru/daily/26180/3069850

5.Мода в России. https://s-t-o-l.com/material/39634-izmenchivaya-moda-v-rossii-kokoshnik-kyuloty-kamzol /

6.Модная революция. https ://www.ridus.ru/modnaya-revolyuciya--zachem-petru-i-ponadobilos-pereodevat-russkih-176093.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!