План открытого классного часа
Курс 2
Профессия «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Тема: «Жемчужины молодёжного сленга»
Цель: формирование негативного отношения студентов к ненормативной лексике.
Формируемые ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Задачи:
Привлечь внимание к проблеме молодёжного сленга.
Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.
Формировать культуру речевого общения.
Сфера: «Я – сфера/ я внутри себя»
Социальная роль: Психосаморегулятивная
Форма проведения: исследование
Метод проведения: дискуссия с элементами исследования
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Продолжительность мероприятия:45 минут
План мероприятия: (например)
Организационный момент
Приветствие студентов, создание благоприятной обстановки.
Актуализация выбранной темы
Здравствуйте, ребята! Казалось бы, мы все учимся говорить дома в семье, потом пополняем свой лексикон в детском саду, школе и т.д. Но вдруг наступает момент, когда мы, взрослые перестаём вас понимать. И дело вовсе не в возрастных особенностях. Вы, наши дорогие, становитесь для нас иностранцами, говорящими на непонятном языке. На каком? Послушайте.
Пишу маляву, чего же боле?
Гнилой базар пора кончать
Без вас не в кайф мне в нашей школе,
Словить бы глюки, приторчать.
Класснуха, как следак, про Фета
Пытала в полном мандраже.
А вы косили под валета,
С вас башня съехала уже.
В отключке были даже мухи,
Вам этот надоел ликбез,
Поник от финишной непрухи
На черепушке ирокез.
Мой взгляд дырявил вас, как шпалер,
Текла отчаянья слеза,
А вы, как шизанутый фраер,
На Ольку пялили глаза.
- Как вам данное великолепие?
-Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня?
- Да речь пойдёт о молодёжном сленге.
А что это такое? Как мы с ним знакомимся, и почему он так прочно входит в нашу жизнь? Хорошо это или плохо – говорить на сленге. Именно на эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашей встречи.
- Тема нашего классного часа «Жемчужины молодёжного сленга».
Сленг - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее).
Как вы думаете, из чего он складывается?
Классный руководитель берёт в руки стеклянную прозрачную вазу и шарики (жемчужинки) чёрного цвета. – Представьте себе, что это ваш лексикон в детстве - чистый прозрачный сосуд. В процессе общения в вашу речь постепенно добавляются сленговые слова, имеющие самое разное происхождение. Скажите, какие сферы, явления влияют на неё?
(ОБЫЧНАЯ ЛЕКСИКА, ТЮРЕМНЫЙ ЖАРГОН, МОДА, ИНТЕРНЕТ, КОМПЬЮТЕР, НЕНОРМИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА).
- Как вы думаете, это всё? Нет, ребята! Существует ещё один источник, влияющий на то, что происходит с нашей речью – мобильный телефон. Это тоже средство коммуникации между людьми. Раньше, когда мобильник только появился, количество символов в СМС было ограничено, поэтому слова сокращали, чтобы вместить текст в одно сообщение. Эти сообщения также прочно вошли в нашу речь.
- Я предлагаю вам объяснить значение некоторых слов.
Прив, нез, лан, спс, пжлст, норм, мож, лю, ок, тя, ща, фу, хз, збс
- Скажите, что вызвало у вас смех? Ага. Вам неудобно. А почему? Некоторые слова не так уж невинны и являются альтернативой мату.
- Скажите, ребята, вы без стеснения в полный голос произносите маты? Нет! А почему? Стесняетесь родителей, боитесь быть услышанными. Но есть место, где вы не стесняетесь в выражениях эмоций. И это место … (ИНТЕРНЕТ)
- Много ли времени вы проводите в сети? Как в социальных сетях общается молодёжь? На особом языке. И называется он компьютерный жаргон.
В сети слова приобретают новый смысл и воспринимаются вами уже вполне естественно, вы их даже не замечаете. Не верите?
Я предлагаю вам дать определение некоторым словам, которые вы воспринимаете по-новому. А гостям написать их буквальный смысл, привычный для нашего слуха. Теперь сравним, что у вас получилось.
Зависнуть
Кликать
Дрова
Хомяк
Мать
Чайник
Мыло
- Итак, я вижу, что эти слова хорошо знакомы вам. Скажите, а вот этот новый язык не мешает вам в учёбе? Ведь правила языка, на котором вы общаетесь в сети, очень отличаются от школьных. Например: «пиши, как слышишь», на конце слов пишут шумные звонкие согласные, которые в произношении невозможны («красавчег»), на месте буквосочетания «сч» используется «щ» (щастье).
- Мне кажется, что в погоне за модой на этот язык вы, ребята, к сожалению, не всегда задумываетесь над тем, как звучит ваша речь. Мне хотелось бы, чтобы вы послушали её со стороны. Для этого предлагаю вам провести небольшой эксперимент, который заключается в следующем: вам нужно заменить некоторые слова в стихотворении на те, что вы употребляете (а может, и не употребляете) в речи.
Работа с отрывками стихотворений.
Благодарю!.. Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю! | Привет, мой милый человек, Ну как твои дела? Я так... хочу сказать «привет», Давно не видела тебя... |
Поцелуй. Так много, значит всё... Больше взгляда и прикосновенья... Поцелуй - всё будет хорошо. Дольше вечности... Короче, чем мгновенье. Поцелуй - и двое стали целым. Поцелуй - и двое стали ближе. Нет счастливее не свете белом. |
Примерный результат
Спс!.. Вчера мое признанье И стих мой ты без ора приняла; Хоть ты кипиш мой не поняла, Но за твое притворное вниманье Спс! | Прива, мой мася, Как сам? Я так... хочу сказать «прива», Давно не видела тебя... |
Чмаськи. Так много, значит всё... Больше взгляда и прикосновенья... Чмаськи - всё будет збс. Дольше вечности... Короче, чем мгновенье. Чмаськи - и двое стали целым. Чмаськи - и двое стали ближе. Нет щастливее не свете белом. |
- Попрошу вас зачитать, что у вас получилось.
-Скажите, ребята, какие ощущения от прочитанного? Смешно и немного неприятно. Смешно от нелепости того, что получилось. А кому показалось, что стихи обокрали? Они сразу померкли, стали беднее.
- А сейчас мои «жемчужины», над которыми я потрудилась специально для вас. Переведите с русского на русский.
«Бро Карамазовы»
«Ламер»
«Печалька от ума»
«Геймер»
«Малой принц»
«Мессага Онегина к Татьяне»
«Дратути, я ваша тётя»
-Как вам?
- А мне на ум после такой работы пришли слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи". Действительно, наш язык, литературный язык, настоящее сокровище, яркий, сочный, меткий, хлёсткий. А употребляя в своей речи сленг, точнее, разговаривая на нём, мы обедняем её, делаем косноязыкой, примитивной, ущербной.
- Я предлагаю вам вернуться к нашей чаше с чёрными жемчужинами. Неужели всё настолько плохо и ничего нельзя изменить? Как? Какие белые жемчужины должны разбавить вашу речь, чтобы исправить ситуацию? (Чтение книг, приобщение к духовной культуре и другое) Смотрите, наша чаша стала чище.
Вывод: Да, все вы живёте в обществе, где не принято выделяться, чтобы не слыть белой вороной. А может быть, пора ввести моду на правильную речь? И тогда литературный язык вновь станет нормой общения.
Преподаватель: Н.А. Каликина