СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жемчужины молодёжного сленга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого классного часа

Просмотр содержимого документа
«"Жемчужины молодёжного сленга"»

План открытого классного часа


Курс 2

Профессия «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Тема: «Жемчужины молодёжного сленга»

Цель: формирование негативного отношения студентов к ненормативной лексике.

Формируемые ОК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Задачи:

  1. Привлечь внимание к проблеме молодёжного сленга.

  2. Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

  3. Формировать культуру речевого общения.

Сфера: «Я – сфера/ я внутри себя»

Социальная роль: Психосаморегулятивная

Форма проведения: исследование

Метод проведения: дискуссия с элементами исследования

Оборудование: Компьютер,  мультимедийный проектор, презентация

Продолжительность мероприятия:45 минут

План мероприятия: (например)

  1. Организационный момент

Приветствие студентов, создание благоприятной обстановки.

  1. Актуализация выбранной темы

Здравствуйте, ребята! Казалось бы, мы все учимся говорить дома в семье, потом пополняем свой лексикон в детском саду, школе и т.д. Но вдруг наступает момент, когда мы, взрослые перестаём вас понимать. И дело вовсе не в возрастных особенностях. Вы, наши дорогие, становитесь для нас иностранцами, говорящими на непонятном языке. На каком? Послушайте.

Пишу маляву, чего же боле?
Гнилой базар пора кончать
Без вас не в кайф мне в нашей школе,
Словить бы глюки, приторчать.
Класснуха, как следак, про Фета
Пытала в полном мандраже.
А вы косили под валета,
С вас башня съехала уже.
В отключке были даже мухи,
Вам этот надоел ликбез,
Поник от финишной непрухи
На черепушке ирокез.
Мой взгляд дырявил вас, как шпалер,
Текла отчаянья слеза,
А вы, как шизанутый фраер,
На Ольку пялили глаза.

- Как вам данное великолепие?

-Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня?

- Да речь пойдёт о молодёжном сленге.

А что это такое? Как мы с ним знакомимся, и почему он так прочно входит в нашу жизнь? Хорошо это или плохо – говорить на сленге. Именно на эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашей встречи.

- Тема нашего классного часа «Жемчужины молодёжного сленга».

Сленг - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее).

Как вы думаете, из чего он складывается?

Классный руководитель берёт в руки стеклянную прозрачную вазу и шарики (жемчужинки) чёрного цвета. – Представьте себе, что это ваш лексикон в детстве - чистый прозрачный сосуд. В процессе общения в вашу речь постепенно добавляются сленговые слова, имеющие самое разное происхождение. Скажите, какие сферы, явления влияют на неё?

(ОБЫЧНАЯ ЛЕКСИКА, ТЮРЕМНЫЙ ЖАРГОН, МОДА, ИНТЕРНЕТ, КОМПЬЮТЕР, НЕНОРМИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА).

- Как вы думаете, это всё? Нет, ребята! Существует ещё один источник, влияющий на то, что происходит с нашей речью – мобильный телефон. Это тоже средство коммуникации между людьми. Раньше, когда мобильник только появился, количество символов в СМС было ограничено, поэтому слова сокращали, чтобы вместить текст в одно сообщение. Эти сообщения также прочно вошли в нашу речь.

- Я предлагаю вам объяснить значение некоторых слов.

Прив, нез, лан, спс, пжлст, норм, мож, лю, ок, тя, ща, фу, хз, збс

- Скажите, что вызвало у вас смех? Ага. Вам неудобно. А почему? Некоторые слова не так уж невинны и являются альтернативой мату.

- Скажите, ребята, вы без стеснения в полный голос произносите маты? Нет! А почему? Стесняетесь родителей, боитесь быть услышанными. Но есть место, где вы не стесняетесь в выражениях эмоций. И это место … (ИНТЕРНЕТ)

- Много ли времени вы проводите в сети? Как в социальных сетях общается молодёжь? На особом языке. И называется он компьютерный жаргон.

В сети слова приобретают новый смысл и воспринимаются вами уже вполне естественно, вы их даже не замечаете. Не верите?

Я предлагаю вам дать определение некоторым словам, которые вы воспринимаете по-новому. А гостям написать их буквальный смысл, привычный для нашего слуха. Теперь сравним, что у вас получилось.

Зависнуть

Кликать

Дрова

Хомяк

Мать

Чайник

Мыло

- Итак, я вижу, что эти слова хорошо знакомы вам. Скажите, а вот этот новый язык не мешает вам в учёбе? Ведь правила языка, на котором вы общаетесь в сети, очень отличаются от школьных. Например: «пиши, как слышишь», на конце слов пишут шумные звонкие согласные, которые в произношении невозможны («красавчег»), на месте буквосочетания «сч» используется «щ» (щастье).

- Мне кажется, что в погоне за модой на этот язык вы, ребята, к сожалению, не всегда задумываетесь над тем, как звучит ваша речь. Мне хотелось бы, чтобы вы послушали её со стороны. Для этого предлагаю вам провести небольшой эксперимент, который заключается в следующем: вам нужно заменить некоторые слова в стихотворении на те, что вы употребляете (а может, и не употребляете) в речи.

Работа с отрывками стихотворений.

Благодарю!.. Вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!


Привет, мой милый человек,
Ну как твои дела?
Я так... хочу сказать «привет»,
Давно не видела тебя...


Поцелуй. Так много, значит всё... 
Больше взгляда и прикосновенья... 
Поцелуй - всё будет хорошо. 
Дольше вечности... Короче, чем мгновенье. 
Поцелуй - и двое стали целым. 
Поцелуй - и двое стали ближе. 
Нет счастливее не свете белом. 

Примерный результат

Спс!.. Вчера мое признанье

И стих мой ты без ора приняла;

Хоть ты кипиш мой не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Спс!


Прива, мой мася,
Как сам?
Я так... хочу сказать «прива»,
Давно не видела тебя...


Чмаськи. Так много, значит всё... 
Больше взгляда и прикосновенья... 
Чмаськи - всё будет збс. 
Дольше вечности... Короче, чем мгновенье. 
Чмаськи - и двое стали целым. 
Чмаськи - и двое стали ближе. 
Нет щастливее не свете белом. 


- Попрошу вас зачитать, что у вас получилось.

-Скажите, ребята, какие ощущения от прочитанного? Смешно и немного неприятно. Смешно от нелепости того, что получилось. А кому показалось, что стихи обокрали? Они сразу померкли, стали беднее.

- А сейчас мои «жемчужины», над которыми я потрудилась специально для вас. Переведите с русского на русский.

«Бро Карамазовы»

«Ламер»

«Печалька от ума»

«Геймер»

«Малой принц»

«Мессага Онегина к Татьяне»

«Дратути, я ваша тётя»

-Как вам?

- А мне на ум после такой работы пришли слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи". Действительно, наш язык, литературный язык, настоящее сокровище, яркий, сочный, меткий, хлёсткий. А употребляя в своей речи сленг, точнее, разговаривая на нём, мы обедняем её, делаем косноязыкой, примитивной, ущербной.

- Я предлагаю вам вернуться к нашей чаше с чёрными жемчужинами. Неужели всё настолько плохо и ничего нельзя изменить? Как? Какие белые жемчужины должны разбавить вашу речь, чтобы исправить ситуацию? (Чтение книг, приобщение к духовной культуре и другое) Смотрите, наша чаша стала чище.

Вывод: Да, все вы живёте в обществе, где не принято выделяться, чтобы не слыть белой вороной. А может быть, пора ввести моду на правильную речь? И тогда литературный язык вновь станет нормой общения.



Преподаватель: Н.А. Каликина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!