Актуализация опорных знаний | -Что связывает между собой эти два искусства? Слайд 1 - Вспомните, на какие виды делится музыкальное искусство по способу исполнения? -Что такое вокальная музыка? -Какие жанры вокальной музыки мы знаем? -Что такое инструментальная музыка? -Какие жанры инструментальной музыки мы знаем? | Обсуждают что им уже известно по данной теме. Называют знакомые инструменты симфонического оркестра, автора произведения, определение программной | Познавательные(самостоятельное решение задач повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса) Регулятивные (выстраивание самостоятельного маршрута общения с музыкальным произведением) Коммуникативные (умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке). Личностные (определение границы собственного знания и «незнания») |
Решение проблемы | Беседа Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. - Как вы думаете, почему? Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне - Что стало бы с песней без стихотворного текста? Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. Останется самое главное – мелодия. - А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов. | Коллективная дискуссия: основные особенности вокальной и инструментальной музыки, их жанров Исполнение песни | Познавательные (умение находить главные идеи в текстовом материале, формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений, установления аналогий, классификации Личностные (формирование духовно-нравственных ценностей) Регулятивные (учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них) |
Слушание музыки: Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки. (Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова) Слайд 6. - Что это за жанр? Может быть, вы вспомнили и произведение? - Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»). Повторное слушание произвдения с голосом Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение. - Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? - Нужны ли здесь слова? Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей». -Что такое интонация? Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ. Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада. Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом. (Звучит романс Г.Свиридова) Слайд 7 - Почему композитор назвал своё произведение «Романс»? - Пел ли здесь кто-нибудь? - Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку? Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса. | Просмотр презентации. Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к музыке Это «Вокализ» С. Рахманинова. Вокализ –это произведение для голоса с инструментальным сопровож-дением, Дети отмечают. Ответы детей. Романс имеет нежный, певучий характер, как-будто говорит. | Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира) Познавательные(преобразование музыкального образа в пространственно-графический, анализ произведения с целью выделения существенных признаков) Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Вокально-хоровая работа | 4.Подготовка к песенной деятельности. а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.) б) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы). 5.Песенная деятельность. (На данном уроке разучивается 1 раздел песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.) (Перед разучиванием читаю текст, разбираем вместе с ребятами непонятные слова) Разучивание по фразам (индивидуальное ,групповое и фронтальное) | Исполнительская хоровая работа Исполнение упражнений Исполнение песни хором Работа в парах(взаимный опрос слов песни) | Познавательные УУД:выполнение действий по алгоритму Оздоровление голосового аппарата и подготовка к пению. Выразительное исполнение песни |
Рефлексия | V. Подведение итогов урока. - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? - Что такое вокализ? - Что такое романс? - С какими композиторами встретились сегодня на уроке? - Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? Да - это мелодия-душа музыки. Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). - Урок окончен. До свидания. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы. | Познавательные(формулирование проблемы) Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения) |