СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника» 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:  6 класс, 4 четверть

Тема урока: «Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника»

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи: литература, музыка, краеведение,  изобразительное искусство.

Время: 1урок - 45 минут.

Просмотр содержимого документа
««Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника» 6 класс»

Отел образования администрации Тальменского района Алтайского края


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»



Номинация: «Современные образовательные технологии»

Технология: Личностно-ориентированное обучение с применением ИКТ»





Проект урока изобразительного искусства

по теме

«Жанр пейзажа как изображение пространства,

как отражение впечатлений и переживаний художника»

6 класс

4 четверть




Автор: Галушка Анна Виленовна,

E-mail: [email protected]

Учитель изобразительного искусства

Предмет: изобразительное искусство

Программа разработана под руководством

и редакцией Б.М. Неменского


Ларичиха


2015

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО:) Галушка Анна Виленовна

Город, район: Тальменский район, с. Ларичиха

Образовательное учреждение: МКОУ «Ларичихинская СОШ»

Предмет: изобразительного искусства

Класс: 6 класс

Тема урока: «Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника»

Характеристика класса: в классе 15 человек, это благодатный возраст, дети уже многое умеют, но еще не теряют интерес к искусству в силу изменений ведущей деятельности с познавательной на коммуникативную. Занимаются изобразительным искусством шестой год, класс достаточно сильный, мотивированный, в классе много творческих детей, проявляющих интерес к предмету, умеют работать в группах.

Цель урока:

- по содержанию: создание условий для художественно-эстетического восприятия произведения искусства. Познакомить со средством художественной выразительности – цветом через технику – монотипия.

Задачи:

Обучающие:

познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира;

учить находить красоту природы в разных временах года;

передавать красками яркие цветовые состояния природы;

показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Развивающие:

развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.

Воспитывающие:

воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;

укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).


Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти, бумага.

Виды деятельности: беседа, прослушивание музыки, комментированное чтение, работа в группах, игра на колокольчиках.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

  1. Учебник для 6 класса «Искусство в жизни человека» Л.А. Неменская

  2. Презентационное сопровождение, выполненное в программе OpenOffice.

  3. Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор).

4.http://zaycev.net/spages/zvucom.shtml?text=2&pid=18&link=aHR0cDovL3d3dy56YXljZXYubmV0L2Rvd25sb2FkL3BybnMvOWYzNDQzMWMxNTkwZWEzMWE1OGIyOTgwMDA1NWYyOGQvMTYyMzEyNy96dnVraV9wcmlyb2R5Xy1fcmVsYWtzaXJ1eXVzaGNoYXlhX211enlrYS5tcDM%3D&title=zvuki_prirody_-_relaksiruyushchaya_muzyka&artist=

5.http://www.bisound.com/dl/?&action=downloading&code=wFh4k6YuPmsQxhxAAQj_f0puXhB0DriGdFZtJ3r94Ro.

6. Маргарита Алигер. Стихотворения и поэмы в 2-х т. Москва: Художественная литература, 1970.


Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи: литература, музыка, краеведение, изобразительное искусство.

Время: 1урок - 45 минут.

“Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия”

И.А.Бунин

1. Организационный момент, включающий:

  • На данном этапе урока ученики должны: приготовить рабочее место к работе на уроке (приготовить краску, кисти, баночки с водой, альбомы, палитру);

  • На данном этапе урока целью для учителя является проверки готовности учащихся к уроку и введение в образный настрой урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя. Проверка организации рабочего места.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка готовности рабочего места, отсутствующих.



Звучит музыка со звуками природы.

Помочь прожить в музыке настроение.


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:


  • При опросе учащихся по заданному на дом материалу определяю цель для учеников: закрепить и систематизировать знания, полученные на прошлом уроке по теме «Виды и жанры изобразительного искусства» и сформировать умения применить их в практической деятельности.


  • Учитывая то, что сконцентрировать внимание учащихся данного класса лучше всего с помощью иллюстративного метода, на своем уроке, для вхождения в тему, использую видеоролик с иллюстрациями осеннего пейзажа родных мест.

А также с помощью вербального метода – беседы происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы учителя.

- На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства.

Свободное высказывание детей.


- Пейзаж.


Возможные ответы детей.

- С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа.




- Чем мы занимались, ребята, на прошлом уроке?





- А какие жанры вам больше всего нравятся?


- Какой вид жанра мы начали с вами изучать?


- Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит?

- Основной предмет изображения?















Для оценивания на данном этапе урока является словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Подумай еще!», «Не торопись!»


  1. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:


  • На данном этапе урока ученики должны: сконцентрировать свое внимание для психологического настроя работы на уроке, через музыку и зрительный ряд и постараться определить тему урока.

  • На данном этапе урока целью для учителя является выявить глубину понимания изученного материала и подведению учащихся к определению темы урока.

  • Для достижения цели использую проблемную ситуацию, которая развивает умение сравнивать, обобщать и анализировать:

Для вхождения в проблемную ситуацию, использую визуальный метод - слайд,

С помощью вербального метода–беседа, подвожу обучающихся к определению темы урока и задач, которые они должны поставить перед собой.

  • Критериями достижения целей и задач данного этапа для меня являются активное участие в опросе, полные развернутые ответы учащихся, умение самостоятельно выполнить работу, умение оценить ответы и работу товарищей, самостоятельность мышления, аргументированность, критичность.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание












Ответы детей.















Активное участие детей в диалоге.

Желание высказаться.

- О пейзаже, природе. Научиться передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.





- Это состояние души.

- Плохое, хорошее…








Слушание.






































- Лирическое настроение, настроение радости.






- Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…













Эмоциональный отклик, заинтересованность детей.


Желание высказаться.


- Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

- Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток)

- “У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но, так совершенна природа,

Что в целом ее краше нет”.

О.Рязанова

- У каждого из вас есть любимое время года?


- Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.


- Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.


- Обратите внимание на эпиграф:


Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия”

И.А.Бунин

- О чем мы будем сегодня вести беседу? Что вы нового сегодня на уроке хотите узнать и научиться?




- Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим произведения русских художников-пейзажистов.


Тема нашего урока: «Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника»

- Что такое настроение?

- Какое может быть настроение?

- Ребята вы любите путешествовать?

- Хотя сейчас на улице уже весна, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осень.


- Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе.


- Художники искатели красоты. Они умеют видеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. Они помогут понять нам прелесть осени. Ведь каждый из них находит для осени свои краски. Да и сама осень так разнообразна! Есть три осени: Осень красок, осень ветров, осень дождей.


- Начинается осень с особой тишины. Тишина такая, что, кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены: людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов, и начинают собираться на юг, белки заготовили на зиму в уютном дупле много припасов. И природа отдыхает. Отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.

- Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, лучше всего передал художник Исаак Ильич Левитан в картине, блестящий мастер пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе “я”. - Он говорил: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье”. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные.


- Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.


- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?

- Какое настроение в этой картине вы увидели?


- Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду? Что вы чувствовали в это время?

Может кто-то из вас хочет сказать об этом стихами поэтов.












- Давайте сейчас послушаем стихотворение Маргариты Алигер, а потом скажите мне, с кем сравнивает поэтесса волшебницу осень?

Зачитать стихотворение и ответить на вопросы – по времени (Приложение)


Осень только веялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец,…


- С кем сравнивает поэтесса осень?

- Почему вы так решили?

- Какие инструменты она использует?

- Какие чувства возникли у вас во время прослушивания музыкального произведения?









Эмоциональный отклик, заинтересованность детей.


Желание высказаться.








Слайд 1







Слайд 2








Слайд 3





Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»- «Осенняя песнь». Октябрь. Служит фоном при обсуждении, листается презентация с изображением осенних пейзажей.


Слайд 4,5








Слайд 6













Слайд 7










Стихи читают желающие из детей. (Домашнее задание).

Желательно выслушать максимум учащихся(чтобы стихи не повторялись)












Идет обсуждение стихотворения.


  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:

    • Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания и систематизации новых знаний чрез выполнение практической работы. Для практической работы класс разбивается на 2 группы способом «Отсчет». Группа, формируемая по признаку слабый - сильный, одной группе могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. В таких группах сильный ученик может в чем-то помочь слабому или слабый, что-то подсмотреть у сильного, если будет в чем-то затруднения. Работа в такой группе способствует сплочению и взаимопомощи друг другу. Каждой группе дается разное задание , (время суток).

    • Создать условия для усвоения полученных знаний у детей. Формирования умений и навыков во время практической работы. Для стимулирования учебной активности указываю практическую значимость темы в реальной жизни, знакомлю учащихся с тем фактом, что в школе скоро будет проводиться выставка рисунков о Малой Родине и лучшие работы смогут принять в нем участие. Создать условия для личной рефлексии каждого ученика.

    • Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью вербального и визуального метода (ИКТ).

    • Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе для меня являются осознанность выполняемой практической работы, самостоятельность, опережение действий.

    • Для мотивирования учебной активности учащихся предлагаю ученикам предположить, где они смогут использовать полученные знания. Опросить какие бы они желали создать живописные работы. Как бы они смогли их продемонстрировать обществу? Предложить ученикам если они не успеют выполнить практическую работу до конца, то доделать ее дома и продемонстрировать ее на следующем уроке. Слабым ученикам предлагаю выполнить работу в технике «монотипия» - отпечаток.

    • Закрепление дает мне возможность проверить целесообразность применения такой формы как разноуровневая практическая работа на уроке. Практическая работа позволяет проверить не только знания и умения, полученные на уроке, но и стимулировать творческое применение знаний. Подводя итог занятия, дам вербальную оценку работе учащихся на уроке и предложу ребятам дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на уроке получилось, и что не смогли сделать. Так каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем уроке.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Физкультминутка



Работают самостоятельно.

Желание участвовать в коллективной деятельности.

Свободные высказывания детей.









































- Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, ее состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.




-Создать пейзаж – настроение (время суток).

Выберите настроение, состояние в природе. Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной). Верьте в себя и у вас все получится!

Выполнение работы.

Выберите расположение листа. Продумать композицию у рисунка.

- Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.

- Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.

- Вспомните метод “монотипия” (отпечаток). Если вы хотите изобразить отражение в воде. Метод “кирпичик”.










Рефлексия

- Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чем мы говорили на уроке.

- Главное изображения пейзажа – это…

- Известный русский художник-пейзажист?

- Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке.

- Какая работа понравилась и почему?

- Чему я научился на уроке? Кто почувствовал вдохновение? В чем затруднялись? На сколько вам удалось выполнить работу?

Итог урока. Анализ работ


- Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.


- Какой же можно сделать вывод по уроку:

Вывод – обобщение.



- Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.


- Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.


“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.



Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение (звуки музыки и живой природы).


Вся наглядность убирается.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места,

контроль правильности выполнения приемов работы,

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

контроль объема и качества выполнения работы.












Выставка работ учащихся. (Анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамку – паспорту, заранее приготовленной учителем, обратить их внимание, на сколько выгоднее смотрится любая работа, оформленная в паспорту.













5. Задание на дом, включающее:

  • В ходе выполнения домашнего задания учащиеся должны сформировать умения и навыки самостоятельной работы при выполнении рисунка противоположному по заданию в классе. Для детей с творческими способностями закрепить полученные знания в ходе практического применения – создания рисунка любого формата, на любую тему (время суток, время года). (По желанию).

  • Систематизировать и определить уровень усвоения изученного материала. Воспитание организованности, ответственности, взаимопомощи. Развитие художественного и творческого мышления. Предлагаю ученикам выбрать для себя домашнее задание из предложенных вариантов. Лучшие работы будут отобраны на школьную выставку.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание в дневник.



Наводят порядок на рабочем месте..

- Дома попробуйте сами поработать в технике «монотипия», взять любое другое состояние в природе, другое время года. Доделать и принести незаконченные работы и сделанные дома, оформить в паспорту. Читать дома на тему «Пейзаж настроения. Природа и художник». стр. 152 – 155. Ответить и выполнить задание 1 и 2.


- Спасибо всем за урок!









Выставляются оценки.


Приложение.

Исполуемая литература:

  • http://adsence.kiev.ua/2011/09/30/krasivye-fotografii-oseni/

  • http://libverse.ru/aliger/osen-tolko-vzialas-za-raboty.html

  • http://картинки.cc/levitan-%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82/

  • http://st4.inspireme.ru/2010/05/levitan.jpg



Работа В.Серова И. И. Левитан


«Золотая осень» И.Левитан


Стихотворение Маргариты Алигер


Осень только веялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в клочья

все порвет беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут оказать?

...А она нее собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!