План урока музыки в 7 классе
(Программа «Музыка 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема урока: Опера Ж.Бизе «Кармен»
Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
Задачи:
-создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий опера, увертюра, хабанера, сегидилья.
-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.
-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
Тип урока – изучение нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие.
Постановка целей урока.
Мы сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.
-Давайте вспомним, что такое опера (дети: жанр музыкально-драматического искусства, основой которого является либретто, т е литературный сюжет)
Сейчас прослушаем сообщение о Жорже Бизе, которое подготовила Старцева Катя.
Приложение. Сообщение – биография Ж. Бизе
(Записать. Жорж Бизе (1838-1875) – французский композитор).
-Ребята, как вы думаете, о каком произведении Ж. Бизе мы будем говорить?
-Может о «Кармен»?
Это женское имя испанского происхождения. Самым известным обладателем этого имени является цыганка, вымышленный персонаж новеллы Проспера Мериме. Жорж Бизе обращается к сюжету и пишет оперу «Кармен».
Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.
Сегодня на уроке мы:
- Послушаем музыку из оперы.
- Дадим характеристику музыкальным фрагментам.
- Узнаем новое и интересное.
Изучение новой темы.
Действие происходит в Испании, около 1830 года. В опере рассказывается история любви и гибели ее главных героев – солдата Хозе и цыганки Кармен.
Прежде, чем слушать музыку мы познакомимся с главными героями оперы (записать в тетради):
Кармен – темпераментная и смелая цыганка.
Хозе – показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком.
Тореадор (Эскамильо) – богатый и знаменитый.
События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом.
Знакомство с музыкой
1. Для того, чтобы приступить к прослушиванию музыки из оперы «Кармен», запишем определение.
Увертюра – вступление, исполняемое оркестром. Звучит в самом начале оперы (или балета).
Я думаю музыка знакома и она многим нравится. Итак, прослушайте и опишите настроение увертюры.
Слушание: Увертюра к опере «Кармен».
2. Далее, прослушайте фрагмент из оперы – «Хабанера» (у любви как у пташки крылья…).
Ваша задача:
-Определить состав исполнителей.
-Постараться понять характер и настроение героини и музыки.
-Попробывать дать ответ: «Что такое хабанера?»
Слушание: «Хабанера»
-Понравился вам номер?
-Кто слышал эту музыку раньше?
-Назовите исполнителей (дети: женский голос, высокий. Хор смешанный).
-Что услышали в музыке? (дети: танцевальный ритм, страсть и экспрессию, зажигательная музыка).
-Теперь попробуем дать определение, что такое хабанера? (дети: хабанера - это испанский танец)
Хабанера Кармен — песня свободной любви — звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
3. Следующий номер сегидилья, еще одна характеристика Кармен, композитор заимствует интонации испанского фольклора.
Слушание: Сегидилья (анализ)
Запишем. Сегидилья – испанский народный танец. Сопровождается пением под аккомпанемент гитары, кастаньет и др
4. Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой Эскамильо – «Куплеты Тореадора». Кто такой тореадор?
Тореадор – участник боя быков на арене цирка.
Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.
Прослушав музыку, вы постарайтесь определить состав исполнителей, а так же характер музыки.
Слушание: «Куплеты Тореадора»
Дети: характер – энергичный, маршевый. Красивый голос и музыка.
Кого в этом фрагменте услышали? (Мужской голос, баритон, не очень высокий. Мужской хор).
5. Прослушайте: ария Хозе (сравнить с Эскамильо).
Музыка рисует образ влюбленного. В отличие от Тореодора, маршевого характера, у Хозе мелодия песенная, лирическая.
6. Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.
Хозе безумно любит Кармен, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому.
Слушание: финальная сцена
Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
-Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? (Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе).
-Расскажите основную идею оперы.
-Дайте определение слову увертюра.
-Какой музыкальный фрагмент вам понравился?
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с трагической судьбой цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Действие заканчивается на площадка Корриды.
Самые активные участники урока получат оценки.
Домашнее задание: знать сюжет оперы
План урока музыки в 7 классе
(Программа «Музыка 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема урока: Опера Ж.Бизе «Кармен»
Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
Задачи:
-создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий опера, увертюра, хабанера, сегидилья.
-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.
-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
Тип урока – изучение нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие.
Постановка целей урока.
Мы сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.
-Давайте вспомним, что такое опера (дети: жанр музыкально-драматического искусства, основой которого является либретто, т е литературный сюжет)
Сейчас прослушаем сообщение о Жорже Бизе, которое подготовила Старцева Катя.
Приложение. Сообщение – биография Ж. Бизе
(Записать. Жорж Бизе (1838-1875) – французский композитор).
-Ребята, как вы думаете, о каком произведении Ж. Бизе мы будем говорить?
-Может о «Кармен»?
Это женское имя испанского происхождения. Самым известным обладателем этого имени является цыганка, вымышленный персонаж новеллы Проспера Мериме. Жорж Бизе обращается к сюжету и пишет оперу «Кармен».
Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.
Сегодня на уроке мы:
- Послушаем музыку из оперы.
- Дадим характеристику музыкальным фрагментам.
- Узнаем новое и интересное.
Изучение новой темы.
Действие происходит в Испании, около 1830 года. В опере рассказывается история любви и гибели ее главных героев – солдата Хозе и цыганки Кармен.
Прежде, чем слушать музыку мы познакомимся с главными героями оперы (записать в тетради):
Кармен – темпераментная и смелая цыганка.
Хозе – показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком.
Тореадор (Эскамильо) – богатый и знаменитый.
События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом.
Знакомство с музыкой
1. Для того, чтобы приступить к прослушиванию музыки из оперы «Кармен», запишем определение.
Увертюра – вступление, исполняемое оркестром. Звучит в самом начале оперы (или балета).
Я думаю музыка знакома и она многим нравится. Итак, прослушайте и опишите настроение увертюры.
Слушание: Увертюра к опере «Кармен».
2. Далее, прослушайте фрагмент из оперы – «Хабанера» (у любви как у пташки крылья…).
Ваша задача:
-Определить состав исполнителей.
-Постараться понять характер и настроение героини и музыки.
-Попробывать дать ответ: «Что такое хабанера?»
Слушание: «Хабанера»
-Понравился вам номер?
-Кто слышал эту музыку раньше?
-Назовите исполнителей (дети: женский голос, высокий. Хор смешанный).
-Что услышали в музыке? (дети: танцевальный ритм, страсть и экспрессию, зажигательная музыка).
-Теперь попробуем дать определение, что такое хабанера? (дети: хабанера - это испанский танец)
Хабанера Кармен — песня свободной любви — звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
3. Следующий номер сегидилья, еще одна характеристика Кармен, композитор заимствует интонации испанского фольклора.
Слушание: Сегидилья (анализ)
Запишем. Сегидилья – испанский народный танец. Сопровождается пением под аккомпанемент гитары, кастаньет и др
4. Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой Эскамильо – «Куплеты Тореадора». Кто такой тореадор?
Тореадор – участник боя быков на арене цирка.
Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.
Прослушав музыку, вы постарайтесь определить состав исполнителей, а так же характер музыки.
Слушание: «Куплеты Тореадора»
Дети: характер – энергичный, маршевый. Красивый голос и музыка.
Кого в этом фрагменте услышали? (Мужской голос, баритон, не очень высокий. Мужской хор).
5. Прослушайте: ария Хозе (сравнить с Эскамильо).
Музыка рисует образ влюбленного. В отличие от Тореодора, маршевого характера, у Хозе мелодия песенная, лирическая.
6. Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.
Хозе безумно любит Кармен, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому.
Слушание: финальная сцена
Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
-Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? (Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе).
-Расскажите основную идею оперы.
-Дайте определение слову увертюра.
-Какой музыкальный фрагмент вам понравился?
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с трагической судьбой цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Действие заканчивается на площадка Корриды.
Самые активные участники урока получат оценки.
Домашнее задание: знать сюжет оперы
Просмотр содержимого документа
«Ж.Бизе опера "Кармен"»
Ж.Безе опера «Кармен»
Урок музыки 7 класс
Учитель Денисова И.А.
МАОУ СОШ №45
г. Калининград
«Кармен» - вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности…
Ромен Ролан
Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. Бизе блестяще окончил её в 1857 г. по классу композиции Ф. Галеви.
Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты. После «Арлезианки» Бизе опять обратился к опере — в 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.
- В основе сюжета – новелла Проспера Мериме «Кармен».
- Автор музыки – французский композитор XIX в. Жорж Бизе.
Премьера «Кармен» состоялась в театре Комической оперы 3 марта 1875 г. И… опера провалилась. Буржуазная публика не приняла ее, обвинив автора в безнравственности, а музыкальные критики Парижа издевательски восклицали. «Какая правдивость! Но какой скандал!» Жорж Бизе был сражен неудачей наповал. Через три месяца композитора не стало.
Бизе начал работать над «Кармен» в 1874 г. Театр Комической оперы заказал композитору трехактовую оперу, а Бизе выбрал для либретто новеллу Проспера Мериме Кармен», написанную в 1845 г. По мотивам этой новеллы литераторы А. Мельяк и Л. Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов.
Хозе —показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Введенная авторами несуществующая в новелле крестьянская девушка Микаэлла , преданная и любящая. Кармен — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости.
«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.
Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Краткое содержание оперы.
Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. «Оперная» Кармен мало напоминает свой литературный прототип. Композитор и либреттисты устранили ее хитрость, вороватость, всё мелкое, обыденное, что «снижало» этот персонаж Мериме. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия: свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.
Первый сольный номер Кармен – знаменитая Хабанера. Хабанера – это испанский танец, предшественник современного танго. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.
ХАБАНЕ́РА — испанский танец кубинского происхождения; название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, движения в значительной части свободно импровизируются: размер 2/4, в аккомпанементе ритмическая фигура:
По-видимому, хабанера является предшественницей современного танго, для которого характерен такой же ритм аккомпанемента.
Хабанера Кармен «У любви как у птички крылья…»
Образы Хозе и Эскамильо
Коррида — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах в частности, в Южной Америке. Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать»
Куплеты Эскамильо
Тост, друзья, я ваш принимаю Тореадор солдату друг и брат. В битвах солдаты жизни теряют. Дразнит смерть тореадор, И он — тот же солдат. Бой быков — всегда для нас сраженье, Когда на смерть зовёт набат. Коррида — битва, не представленье! А рёв толпы словно боя Грозный раскат! Всё грохочет, оваций залпы! И как смерть в бою — разящий смех. В этой битве трус давно пропал бы. Тот герой, кто смелее всех! Вперёд, тореро! Пора, мы ждём! В бой!
Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась — свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
Здесь - страшная печать отверженности женской
За прелесть дивную - постичь ее нет сил.
Там - дикий сплав миров, где часть души вселенской
Рыдает, исходя гармонией светил.
А.Блок
Ссылки на интернет-ресурсы
http://i65.beon.ru/63/43/584363/14/33164214/H2MAGNT.jpeg
http://www.allvectors.com/wp-content/uploads/2012/05/silk-vector.jpg
http://imbal.ru/files/products/29B132472_1.1200x1200w.jpg?742b0d6643c9132a844fb81df33a94ad
https://img-fotki.yandex.ru/get/15505/200418627.63/0_11a2c5_f5ffc379_L.png
https://img-fotki.yandex.ru/get/15596/200418627.62/0_11a1c9_6806a7a1_M.png
https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/200418627.142/0_166ce9_907b646b_M.png