личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий условные знаки, масштаб.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | |
Актуализация знаний. | Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. - Итак, на прошлом уроке наука География раскрыла для нас с вами новые секреты? И сегодня мы продолжим работать с еще не раскрытыми секретами науки? Вам интересно? (варианты ответов детей) - Но прежде мы с вами должны проверить, усвоили ли вы те открытия прошлого урока? - Давайте проверим с вами домашнее задание: 1)Что значит уметь ориентироваться? 2) Назовите все основные и промежуточные стороны горизонта. 3) На северном полюсе любое из направлений будет: а) северным; б) южным; в) восточным; г) западным. 4) В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 270°? 5) В каком направлении находятся объекты, если их азимуты 40°, 60°, 180°, 270°, 325°? 6) работаем с рисунком нашего учебника: определите азимут от школы до домика лесника. -Молодцы, вы справились с заданиями, а это значит, что вы усвоили тайну нашей науки. - Скажите, а как вы определили по моему заданию: где школа, а где домик? (по условным обозначениям и легенде) - Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока). - А каковы цели нашего сегодняшнего урока? (цели на слайд). | Вспоминают…(П) Определяют…(Р) Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Мотивация. | Для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу. Как вы думаете, какую? – начертите в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину. - Почему не можете начертить план? | |
Создание проблемной ситуации. | Создает проблемную ситуацию. Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они маленькие модели окружающего мира. - Почему же вы не можете начертить план? (Он большой, а тетрадь маленькая) - Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить план или увеличить тетрадь). | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Целеполагание. | Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. -Что вы сегодня будете изучать? -Что, по-вашему, мнению, побудило людей изучить условные знаки и виды масштабов? Подвести к выводу: для чего необходимо изучать масштаб, уметь работать с условными знаками? (Организует обсуждение возникших затруднений). | Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности. Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем |
Планирование. | Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план. - Откройте учебник на стр.33 и прочитайте название параграфа 9. Для чего нужны условные знаки и масштаб? (ответы детей) - Человек, занимаясь хозяйственной деятельностью, изображал с помощью условных знаков определенную земную поверхность и находящиеся на ней предметы, создавая при этом подробный чертеж небольшого участка местности в уменьшенном виде, т.е. план. - Посмотрите на карты (Учитель показывает карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах – сильнее, на других меньше) - Но как выразить уменьшение? Вот об этом и пойдет речь на уроке. | Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания. |
«Открытие» новых знаний. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. - Чтобы на плане или топографической карте изобразить территорию, ее необходимо уменьшить. -Что же по вашему показывает масштаб? (размер уменьшения) -Найдите определение в учебнике масштаба и прочтите его. - Масштаб записывают в виде отношения чисел. Например: 1:10000. Что означает данное отношение чисел? (Это означает, что 1 см на карте соответствует 10 000 см (или 100 м) на местности. - А теперь, с помощью учебника, определите, какие виды масштабов существуют? (дети работают самостоятельно с учебником §9 стр. 33 4 абзац и называют основные виды масштабов) - А теперь давайте проанализируем рис 23. На странице 34 и выясним, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка? (работа с рис.23 учебника стр. 34) -Сделайте вывод. - А теперь заполните таблицу, которая есть у меня на слайде: Отличие топографической карты от аэрофотоснимка Признаки | Аэрофотоснимок | Топографическая карта | Изображены все важные объекты. | | | Объекты изображены условными знаками. | | | Условные знаки похожи на объекты местности. | | | Границы между объектами слабо различаются. | | | Можно узнать название изображенных объектов. | | | - А теперь давайте познакомимся в вашем атласе с условными знаками и попробуем прочитать топографический план. (учащиеся называют условные знаки, которые имеются на топографическом плане) | Обсуждают… Обосновывают… Оценивают… Осуществляют… Обнаруживают… Представляют… (работа в группах) |
Физкультминутка. | «Игра на внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.) | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) |
Закрепление. | - А теперь попробуем ответить на вопросы в конце параграфа? - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. - Объединимся в группы по 4 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник. (Включить тихо музыку) Защита проектов. - Вот мы с вами познакомились с с масштабом и условными знаками. Так чем же отличается топографический план от аэрофотоснимков? | Демонстрируют знания (П), понимание (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р). |
Итог урока (рефлексия). | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. - Достигли мы той цели, которые ставили в начале урока? Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: зеленый–я работал отлично, мне всё понятно; желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось; красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. Учитель выставляет оценки, с комментариями. Объясняет домашнее задание: §9 | |