Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.»
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий является перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов в работе учителя-логопеда. Дети с нарушениями речи чаще всего соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. У них отмечается недостаточная сформированность таких процессов, как слухоречевая память, внимание, вербально-логическое мышление, пространственно-временная ориентировка, нарушение в артикуляционной, мелкой и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.
На логопедических занятиях использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- физкультминутки;
- логоритмика;
- релаксация;
- биоэнергопластика.
Применяя средства здоровьесберегающих технологий, в развитии речи детей отмечается положительная динамика в зависимости от степени тяжести нарушения. Занятия становятся более интереснее и разнообразнее, а выполнение упражнений и игр более увлекательным и эмоциональным. В ходе занятия ребенок не замечает, что его учат. И поэтому процесс развития речи протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Хочется отметить, что результаты коррекционной работы с каждым годом повышаются, а речевое развитие детей улучшается.
Правильная систематическая работа с использованием средств здоровьесберегающих технологий способна устранить даже самые тяжелые нарушения и помочь детям жить полноценно.
Хочется привести слова одного из основоположников логопедии Елены Федоровны Рау, что «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта».
И действительно, современный логопед – это педагог, который работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формирует навыки овладения правильной речью, дающей перспективы успешной работы.