Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в школе.»
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в школе
Ситникова Оксана Владимировна
учитель английского языка,
МБОУ «СОШ 29»,
г. Абакана
«Человек есть мера всех вещей»
Протагор
“ A sound mind in a sound body”
Актуальность технологии
- Применение личностно-ориентированного подхода;
- Субъект-субъектные отношения на основе партнёрства;
- Проведение уроков в нестандартной обстановке;
- Формирование стремления к самосовершенствованию, самовыражению;
- Выработка коммуникативных навыков, толерантности
- Повышение мотивации к обучению;
- Использование группового метода для формирования самостоятельной позиции;
- Развитие монологической речи, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, давать оценку;
- Оздоравливающий эффект.
Задачи системы образования по сохранению здоровья учащихся
- Обеспечение активной адаптации школьника к жизни в современном социуме;
- Формирование ответственного отношения к собственному здоровью;
- Формирование необходимых навыков по сохранению физического и духовного здоровья;
- Воспитание культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни.
Основные аспекты здоровьесберегающих технологий
Правовая основа:
гигиенические требования к условиям обучения
(САН и ПИНа 1.09.2008г)
Гармонизация и гуманитаризация урока
(Е. Ильин, Б. Йеменский)
Адаптивный урок
(по К. Смирнову)
Зона ближайшего взаимодействия
(Л. Выготский)
«Идея свободного выбора»
(Р. Штейнер)
Психолого-валеологический анализ
Валеологический портрет учителя и ученика
Психолого-валеологический анализ адаптивного урока
- Постановка цели урока с привлечением учащихся;
- Соответствие содержания учебного материала уровню подготовленности класса;
- Использование опыта учащихся при изучении темы;
- Применение элементов логики;
- Формирование рефлексивного мышления;
- Стимулирование активности учащихся;
- Развитие креативного мышления;
- Культура общения;
- Способы предупреждения утомляемости на уроке;
- Разноуровневая подача домашнего задания на уроке.
Слагаемые успеха адаптивного урока
- Мотивация на успех
- Эмоциональное состояние;
- Ситуация парадокса;
- Рефлексия.
Валеологический портрет ученика
- Внешний вид;
- Активность;
- Эмоциональный настрой;
- Работоспособность;
- Интерес к уроку
Виды учебной деятельности на уроке
- Опрос;
- Письмо;
- Работа с картой;
- Чтение с анализом;
- Беседа;
- Дидактические игры;
- Тесты.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Этап
урока
Вре-мя
Вводный (организационный момент, зарядка, вводная беседа)
5мин
Нагрузка
Основной
Заключительный (актуализация пройденного материала)
Деятель-ность
Относительно невелика
20-25 мин
10-15 мин
Репродуктивная , переходящая в продуктивную . Повторение.
Максимальная работоспособность. Снижение на 15минуте.
Продуктивная, творческая . Знакомство с новым материалом.
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная. Отработка основных моментов пройденного.
Структура рациональной организации урока английского языка
Факторы урока
Показатели
Плотность урока
60% - 80%
Число видов
учебной деятельности
4 -7
Средняя продолжительность
различных видов учебной деятельности.
Не более
10 минут
Частота чередования
видов учебной деятельности.
Смена не позднее чем
через 10 минут
Число видов преподавания
не менее
3 мин
Наличие эмоциональных разрядок.
2-3
Общие характерные симптомы утомления
- Появление боли и неприятных ощущений в различных частях тела;
- Отрицательные эмоции – раздражительность, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия;
- Невнимательность;
- Снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение числа ошибок;
- Желание отдохнуть.
Главные причины, вызывающие утомление учащихся на уроке
- Профессиональные ошибки и низкий уровень компетентности учителя;
- Перегруженность школьных учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- Левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;
- Несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
- Нарушение организационно – педагогических требований к проведению образовательного процесса.
Виды релаксации на уроке:
- Физкультминутки (5-6 кл);
- Динамические паузы (7-8 кл);
- Минуты релаксации (9-11 кл);
- Гимнастика для глаз;
- Точечный массаж.
Требование к здоровьесберегающему уроку
- Оптимальные: температура и свежесть воздуха, освещение;
- Чередование видов учебной деятельности;
- Психологический климат на уроке;
- Наличие эмоциональных разрядок;
- Наличие физкультминуток;
- Скомканное, не скомканное завершение урока;
- Своевременное окончание урока.
Требование к здоровьесберегающему уроку.
Наличие методов :
- Активизации, инициативы и творческого самовыражения
- Свободного выбора (действия, способа действия), свобода творчества;
- Активной работы (ученик в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар);
- Направленных на самопознание, и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения);
- Мотивации деятельности на уроке (внешней и внутренней)
Валеологический портрет учителя
коммуникативных
навыков
невербального
общения;
внешнего облика.
Благодарю за внимание!